Наталия Белохвостикова: «Ален Делон сказал: «Падай на меня!» Синяки держались еще месяц»

Актриса вспоминает об эпохе и замечательных людях, с которыми сводила её судьба.
Елена Костина
|
17 Марта 2016
Наталия Белохвостикова
Наталия Белохвостикова в роли королевы Англии Анны Стюарт в телефильме Юлия Карасика «Стакан воды». 1979 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«Ален Делон сказал мне: «Постарайся как-то на меня упасть, а я буду делать все от меня зависящее, чтобы ты не поранилась». Три дубля подряд мы с ним так падали. Я потом долго вспоминала эти съемки — у меня около месяца синяки на спине держались», — рассказывает Наталия Белохвостикова.

Мой муж Володя Наумов, с которым мы уже 43 года вместе, когда-то признался мне в любви ­через газету «Правда». Накануне мы с ним вернулись из Югославии, куда ездили на Дни советского кино: я с фильмом «У озера», где сыграла первую свою настоящую роль, а он — с «Бегом», который они в том же году сняли с Александром Аловым, его близким другом и соавтором. И вот у Володи взяли интервью — о том, как иностранные кинематографисты приняли наших, советских.

В конце журналист поинтересовался: «Вы впервые были в Югославии, что произвело на вас самое сильное впечатление?» «Наташа Белохвостикова», — ответил Володя. Что и было опубликовано в главной газете страны, которую тогда все выписывали! Мой папа-дипломат, увидев такое в «Правде», чуть не выронил газету из рук... Да что там, для меня и самой это было полной неожиданностью. Володя ведь уже тогда, в 1971-м, был киноклассиком, мы его фильмы во ВГИКе «проходили». А я — совсем девочка, вчерашняя выпускница института... Настолько замк­нутая и стеснительная, что вечно краснела, за что надо мной все подтрунивали — даже в черно-белом фильме «У озера» в некоторых кадрах заметно, как я вся алею...

Вообще-то у меня было мало шансов стать актрисой — я собиралась поступить в МГИМО, мечтала переводить книги. Мой папа, дипломат Николай Дмитриевич Белохвостиков, — чрезвычайный и полномочный посол. А семья посла — это отдельный мир, где даже дети знают с пеленок: все, что произносится дома, должно оставаться там же, потому что так надо. «Что бы с тобой ни происходило, держи спину и улыбайся, — всегда говорил мне папа. — Твои личные проблемы и чувства касаются только тебя». Я очень горжусь тем, что я его дочка.

Папа мог по нескольку часов давать пресс-конференции на английском языке, и можно себе представить, какими для этого нужно было обладать характером, волей и эрудицией. А моя мама, Антонина Романовна, работала переводчицей. Родители были вхожи в самые высокие круги. Я родилась в Москве, но с девяти месяцев до пяти лет жила в Лондоне — городе очередной папиной командировки. Помню, как родители собирались на коронацию Елизаветы II, которая состоялась 2 июня 1953 года. И сейчас у меня перед глазами картинка: мама, как фея из сказки, в платье со шлейфом, длинных перчатках и шляпке с вуалью, и папа в парадной дипломатической форме, похожий на маршала. Москву я, конечно, помнить не могла, но мне о ней много рассказывали родители — о том, что там идет снег и что мы скоро туда отправимся...

Наталия Белохвостикова с мужем Владимиром Наумовым
С мужем Владимиром Наумовым на отдыхе в Пицунде. 1973 г.
Фото: Фото из личного архива Наталии Белохвостиковой

Домой мы летели с пересадкой в Париже, и там нас почему-то посадили в военный самолет: салон крошечный, сиденья расположены вдоль борта. Видимо, самолет так болтало, что я, прикорнув на папином плече и почти погрузившись в сон, попросила его: «Разбуди меня, когда мы будем падать». Но мы благополучно приземлились, незадолго до посадки папа растолкал меня: «Наташа, смотри, какие огоньки!» И с тех пор, когда вижу зелененькие огоньки аэродрома, понимаю: я — дома! Не могу уезжать из Москвы больше чем на 10 дней, начинаю рваться домой.

Вернувшись в 1956 году, мы поселились на Соколе — тогда там стояло еще много деревянных бараков. На улицах попадались инвалиды войны на деревянных тележках, очень хорошо это помню. Вскоре после нашего возвращения родился мой младший брат Николай. А когда через шесть лет папу направили на работу в Швецию, я уже училась в школе, и родители оставили меня в Москве с бабушкой, а Колю взяли с собой в Стокгольм. Я приезжала к ним туда только на каникулы. Оставаясь без них, скучала. Моей главной поддержкой и самыми верными друзьями были книги, полки с которыми занимали всю нашу большую квартиру.

А еще я обожала кино. Просто обожала — еще с тех пор, как мама в Лондоне таскала меня, двухлетнюю, с собой в клуб смотреть новые картины. Потом, в Стокгольме, я сама таскала маму с собой, заставляя бессчетное количество раз пересматривать мой любимый мюзикл «Звуки музыки», буквально ее замучила. Но без мамы меня бы в кино не пустили, ведь советской девочке за границей не полагалось одной выходить на улицу. Я бого­творила исполнительницу главной роли в «Звуках музыки» — Джули Эндрюс. А из наших актрис после фильма «Дикая собака динго» обожала Галину Польских.

И вот я узнаю, что она в составе делегации советских кинематографистов приезжает в Стокгольм. Для гостей в посольстве устроили банкет, куда нас, детей, никто бы не пустил. Но я все равно пробралась на лестницу и спряталась за одной из дверей, чтобы хотя бы в щелочку посмотреть, как будет подниматься в зал красавица Галя. К сожалению, план не сработал — видимо, она прошла раньше. Зато я увидела возглавлявшего советскую делегацию Владимира Наумова. Я его, конечно, не знала и не запомнила, я ведь тогда даже не слышала об их с Аловым фильме «Мир входящему», получившем приз жюри и приз Пазинетти на Венецианском фестивале. Зато Володя меня запомнил: девочку-подростка, дочь посла, подсматривающую из-за двери. В тот же день Володя познакомился с моим папой — своим будущим тестем. Знаю, что они долго беседовали, и с первой встречи у них сложились дружеские отношения.

Наталия Белохвостикова с Сергеем Герасимовым и Сергеем Никоненко
«Среди однокурсников я выглядела маленькой девочкой: юбочка в складочку, ни грамма косметики, белые пушистые ресницы и вечная краска застенчивости на щеках» Наталия с мастером курса Сергеем Герасимовым и Сергеем Никоненко. 1971 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

А на следующее лето, когда мне было уже тринадцать, в Швецию приехал режиссер Марк Донской — снимать виды Стокгольма для картины о Ленине «Сердце матери». Ведь именно в Швеции в 1910 году произошла последняя встреча Марии Александровны Ульяновой с сыном. Бюджет картины позволил Донскому взять с собой только оператора и… костюмы, на артистов денег уже не хватило. И вот Марк Семенович пришел к моему папе: «Нужны дублеры, будьте добры, помогите!» Папа ответил: «Простите, не до кино, все работают.

Но сейчас каникулы, ко многим сотрудникам приехали дети, может быть, кто-то из них вам подойдет?» Донской увидел меня — рост, комплекция, даже такой же высокий лоб, как у Елены Фадеевой, игравшей мать Ленина, — все ему подходило. И я два дня каталась с зонтиком в пролетке по Стокгольму. Баловство для девочки! Неудивительно, что мне очень понравилось сниматься. Я даже начала подумывать о какой-нибудь «закадровой» профессии в кино — оператора или киноведа. Для актрисы была слишком уж стеснительной, да еще и голос тихий. Учителя, когда я отвечала у доски, постоянно просили: «Наташа, говори громче, ничего не слышно».

Через пару лет родители вернулись в Москву. 1 сентября я должна была пойти в десятый класс, а в середине августа позвонил Донской — он заканчивал монтировать картину и пригласил нас с мамой посмотреть, что получилось. На «Мосфильме» мы случайно встретили Сергея Аполлинариевича Герасимова. «Вот, Сергей, еще одна артистка появилась», — пошутил Донской. Я тут же покраснела. А Герасимов кивнул: «Артистка — это хорошо! Я сейчас набрал новый курс, пусть приходит на занятия, посмотрит, как ребята учатся, а на следующий год поступает». И взял меня к себе вольнослушателем.

Родители к такому повороту отнеслись без особого восторга, но дали мне возможность самой принять решение. Целый год я совмещала занятия в школе и институте. Тот набор Герасимова потом называли курсом четырех Наташ — Аринбасарова, Гвоздикова, Бондарчук и я. А из ребят с нами учились Коля Еременко, Талгат Нигматулин, Вадик Спиридонов. Все они держались очень уверенно. А Наташа Аринбасарова еще до института успела не только сыграть главную роль в «Первом учителе», но и получить за нее приз в Венеции. Я среди них выглядела маленькой девочкой: юбочка в складочку, ни грамма косметики, белые пушистые ресницы и вечная краска застенчивости на щеках. И тем не менее через год я уже официально была принята в мастерскую Герасимова. Спустя много лет мне показали ксерокопию письма Сергея Аполлинариевича ректору ВГИКа, в котором он просил сделать исключение для студентки Наталии Белохвостиковой, зачислить ее сразу на второй курс «ввиду выдающихся способностей». И это было написано рукой мэтра о 16-летней девчонке!

Наталия Белохвостикова с Аленом Делоном
«Делон говорит мне: «Слушай, ты постарайся как-то на меня упасть, а я буду делать все от меня зависящее, чтобы ты не поранилась». Я потом долго вспоминала эти съемки — у меня около месяца синяки на спине держались» С Аленом Делоном на съемках картины «Тегеран-43». 1980 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Как раз на втором курсе Сергей Аполлинариевич прочел нам сценарий фильма «У озера». Он всегда снимал своих студентов. Вот и на этот раз раздал небольшие роли Наташе Аринбасаровой, Коле Еременко и Вадику Спиридонову (для Коли и Вадика картина стала дебютной). А ко мне стал присматриваться с прицелом на главную героиню, Лену Бармину. Время до съемок еще оставалось, целых полгода. И все это время Герасимов со мной репетировал. Я жила в постоянном стрессе: получится у меня или нет? Но и весьма опытный Шукшин, с которым мы в итоге вместе сыграли в этой картине, на репетициях волновался не меньше. Помню, как он курил у окна, и у него руки дрожали. А ведь он — великого таланта человек... Можно представить, насколько была эмоционально измотана я. Настолько, что у меня даже не хватило сил обрадоваться, когда за два дня до выезда группы на Байкал Сергей Аполлинариевич официально утвердил меня на роль.

Когда съемки закончились, я столкнулась с одной малоприятной стороной актерской профессии. Прихожу как-то на занятия, а многие однокурсники ведут себя очень странно — кто-то меня сторонится, кто-то здоровается сквозь зубы. Потом увидела объявление: в актовом зале ВГИКа Герасимов показывал свой новый фильм «У озера». Я сразу все поняла и подумала: «Ну пусть будет так». Зато старшие коллеги мою работу оценили — сначала я получила приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале в Карловых Варах, а затем — Госпремию СССР. И еще студенткой объездила с нашей картиной полмира. Поэтому постоянно пропускала занятия, и мне вечно приходилось что-то доучивать и досдавать.

На первый выпускной экзамен по танцу я прилетела из Японии с температурой 38 и тут же порвала коленную связку. Я и не знала, что при высокой температуре и переутомлении со связками могут случиться такие серьезные проблемы. Мы с Колей Еременко должны были выступить первой парой, но на разминке у станка я упала и от болевого шока потеряла сознание. Народ кругом хохочет: «Девушка из Японии еще и падает!» Только нам с Колей было не до смеха. К нам подбежал Талгат Нигматулин, они с Еременко на руках дотащили меня до такси, отвезли домой, вызвали «скорую».

Травма оказалась серьезной — мне на ногу наложили гипс. Коля с Талгатом навещали меня, помогали с конспектами, возили на такси на экзамены. Помню, как они несли меня на руках по лестнице на четвертый этаж, где мы сдавали эстетику: в аудиторию вначале въехала моя огромная загипсованная нога, а потом уже вошли мы. Тем временем слава фильма «У озера» все не меркла, и меня по-прежнему приглашали в разные страны. И вот настало время той поездки в Югославию, где судьба свела нас с Наумовым...

Наталия Белохвостикова с Николаем Еременко
С Николаем Еременко на съемках фильма «У озера». 1969 г.
Фото: LEGION-MEDIA

О Булгакове и мистике

Вообще-то в Белград я должна была лететь с Марком Донским, но он в последний момент решил ехать поез­дом. Поэтому сопровождать меня поручили Наумову — нас представили друг другу в аэропорту и посадили в соседних креслах. В самолетах тогда разрешалось курить, и вот Наумову предлагают сигареты, он их берет, но не закуривает, а вертит в руках, вдыхает запах, мнет — у него весь костюм к концу полета был в табаке. Я думала, что это какие-то причуды гения. Оказалось, что он всего три недели как бросил курить. Сам бы не смог, потому что курил с 14 лет, в день уходило по две пачки, и так год за годом, тридцать лет.

А тут к нему в гости пришел друг-невропатолог, который обладал навыками гипноза. «Володь, — говорит, — хватит дурака валять, давай завязывай, хочешь, я тебе помогу?» Уложил Наумова на диван и стал рассказывать о вреде табака для легких и здоровья в целом. Володе эта затея изначально казалась глупостью, он еле дождался, пока не услышал, мол, все, вставай. Поднимается, как он потом рассказывал, такой счастливый: «Ну я пошел курить». Друг кивнул: «Иди!» Володя открыл форточку, зажег сигарету, посмотрел на нее и выбросил в окно. И больше никогда не курил!

В самолете мы подружились, Володя развлекал меня морским боем. Ну и в Белграде почти не расставались — при том что к нам присоединился еще и Марк Донской. У нас сложилась замечательная компания. Маститые режиссеры, они нашли себе развлечение, поддразнивая меня. Могли на экскурсии по городу незаметно подойти ко мне и завести игрушку, издававшую звуки дикого хохота. А сами отбегали в сторону и смотрели, как все на меня оборачиваются, я от стыда готова была провалиться сквозь землю. Веселая была поездка. Но что в Володином отношении ко мне все серьезно — я не догадывалась.

Мои родители, несмотря на то что Володя намного меня старше, снова повели себя мудро. Наумов очень красиво за мной ухаживал. Мог позвонить среди ночи: «Я только что прилетел из Голландии, выходи!» Я выскакивала из подъезда, а у него в руках охапка тюльпанов — и ни один в огромном букете по цвету не повторяется. Пожалуй, ради меня Наумов был готов на подвиги. Мы с родителями жили в это время рядом с Патриаршими прудами, где я зимой постоянно каталась на коньках. И вот как-то звонит Наумов: «Я взял коньки напрокат, пойдем кататься. Только захвати с собой бутерброды, мы с Аловым с «Мосфильма», голодные». Володя мужественно стал вспоминать, как держаться на коньках. Но он знал, что мне катание доставит удовольствие. Кстати, пока мы скользили по льду, вокруг на машине нарезал круги Алов и хохотал так, что мы слышали. С Наумовым они были самыми близкими друзьями с юности. Мало того что работали вместе, каждый день у них начинался со звонка друг другу и заканчивался часовым разговором с трубкой в руках.

Наталия Белохвостикова  с Олегом Далем
С Олегом Далем в фильме «Незваный друг». 1980 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Предложение Володя сделал мне в кафе на площади Маяковского. Мы сидели, пили чай, разговаривали, и вдруг Володя стал говорить мне слова, которые положены в таких случаях. Потом мы поженились. Свадьбу отмечали у нас дома, очень тихо — мои родители, Алов, Герасимов с Тамарой Макаровой, Михаил Ульянов с Аллой Парфаньяк, еще несколько близких друзей. На мне было очень красивое платье, белое с небольшой голубизной. Мама привезла из-за границы и, как всегда, доработала. Она ведь очень любила шить, а я была ее любимой моделью.

Помню, когда мы с Наумовым собирались на премьеру нашего фильма «Легенда о Тиле» в Лос-Анджелес, мама сочинила мне невероятное шифоновое платье оливкового цвета — легкое, летящее, тогда это было очень модно. И вот мы с Володей гуляем по Лос-Анджелесу, вдруг ко мне подходит одна американка: «Извините, вы не могли бы дать мне телефон ­вашего модельера». Я растерялась: «Простите, это платье сшили в России». Тогда женщина просит: «А вы не можете продать мне его?» Отговорилась я только тем, что это — подарок. Маме, когда я рассказала ей эту историю, было очень приятно.

Это было замечательное, очень плодотворное для Володи время. Они с Аловым уже сняли фильм «Бег» по роману Булгакова и собирались экранизировать «Мастера и Маргариту». Но снимать эту картину уже готовился другой режиссер, тогда многие бредили этим романом. Кстати, «Бег» очень нравился вдове писателя Елене Сергеевне, она успела посмотреть смонтированную версию фильма. Еще до выхода картины ее не стало, так что познакомиться с Еленой Сергеевной я не успела. Но Володя мне много о ней рассказывал. Если какой-то момент в картине ей не нравился, она звонила на следующий день и говорила: «Я посоветовалась с Михаилом Афанасьевичем, он считает, эту сцену нужно переделать». Булгакова давно уже не было в живых, но Елена Сергеевна уверяла, что постоянно общается с мужем.

В ней вообще было много мистического. Она могла, например, позвонить на студию и сказать, что едет на «Мосфильм» смотреть отснятый материал, — и буквально через три минуты появлялась в дверях киностудии. Вот как такое возможно, если мобильных телефонов еще не существовало? А однажды Елена Сергеевна сказала Алову и Наумову: «Ребята, приходите завтра ко мне на обед». Володя проводил ее до машины, усадил, захлопнул дверь, вдруг Елена Сергеевна открывает окно и спрашивает: «Володенька, а почему вы в траурной рубашке?» — «Что вы, Елена Сергеевна, это последний писк моды, мне ее Евтушенко недавно из Америки привез». Рубашка действительно была очень модная — черная, с коротким рукавом. «Нет, — сказала Елена Сергеевна, — она траурная», — и закрыла окошко. А наутро Володе позвонил ее сын, чтобы сообщить — Елена Сергеевна умерла...

Наталия Белохвостикова  с мужем Владимиром Наумовым, дочерью Наталией, ее мужем Алексом и сыном Кириллом
«У нас в семье все друг за друга горой! И на съемочной площадке мы одна команда!» Наталия Белохвостикова с мужем Владимиром Наумовым, дочерью Наталией, ее мужем Алексом и сыном Кириллом на подмосковной даче. 2010 г.
Фото: Елена Сухова

Я благодарна жизни за то, с какими людьми она меня сводила. Взять хоть Высоцкого, с которым мы вместе снимались у Михаила Швейцера в «Маленьких трагедиях». Я тогда так некстати заболела — у меня подскочила температура, в ухе стреляло, а голос сел так, что невозможно было понять, кто говорит — я или Высоцкий. Работать не могла, прилегла в гримерной, мне даже врача вызвали. Зашел Володя: «Я стихи сочинил, сейчас тебе их почитаю, и ты поправишься». Целиком их я не запомнила, только последнюю строчку: «А донну Анну я называл Наташей». Просила его записать мне эти стихи, он пообещал, но не успел, вскоре его не стало... Дон Жуан — его последняя роль в кино.

Кстати, донна Анна, которую я играла, — она же испанка, брюнетка, и у Пушкина в «Каменном госте» Дон Гуан обращается к ней: «Вы черные власы на мрамор бледный рассыплете». Так оно и оставалось в сценарии. Высоцкий сам придумал заменить черные власы на чудные. Никто вроде не заметил искажения пушкинского текста — во всяком случае, нас за это не ругали. А неловкость ситуации — ну какие у меня черные власы — была снята. Высоцкий в общении был очень добрый, милый и смешной. Как-то ему нужно было пораньше убежать с озвучки. Я еще не закончила, попрощаться он не мог — и набросал на листке бумаги автопортрет, снабдив надписью: «Наташ, до свиданья! Это я!» Иногда смена заканчивалась ночью и Володя подкидывал меня до дома на своей машине, нам было по пути. Правда, добираться мы могли часами, потому что его знали и любили все гаишники и постоянно останавливали.

Когда Володи Высоцкого не стало, переживали все. Но еще один наш друг, Олег Даль, — как-то особенно. Мы с Олегом тогда как раз снимались вместе. И я видела, что ему просто физически плохо из-за Володи. Надо было его из этого состояния вытаскивать. А тут у Алова и Наумова как раз режиссерский курс во ВГИКе, и они позвали Даля позаниматься со студентами. Каким же он сделался счастливым! Ведь Олег наконец занимался режиссурой — тем, о чем очень долго мечтал... Ставили они со студентами… «Мастера и Маргариту». Во всяком случае приступили. Посвятили этому зиму. А весной все кончилось. Даль ушел вслед за Высоцким. Гений. Таких, как он, больше нет...

А каким неоценимым подарком судьбы стало общение со Смокту­новским! Мы снимались с ним вместе в фильме «Белый праздник». Его ставил Наумов, а наша дочь Наташа с Иннокентием Михайловичем играли главные роли. Сценарий писал Тонино Гуэрра, причем специально под Смоктуновского. А ведь тот уже неважно себя чувствовал. И хотя с радостью согласился играть, через три недели после начала съемок попал с инфарктом в больницу. «Все, — сказал Тонино. — Закрываемся. Кроме Смоктуновского, никто это не сыграет». — «Ну подожди, — пытался Во­лодя успокоить то ли Тонино, то ли себя самого. — Все-таки у Иннокентия Михайловича хорошие врачи...»

Наталия Белохвостикова с мужем Владимиром Наумовым и Аленом Делоном
С мужем Владимиром Наумовым и Аленом Делоном на премьере фильма «Тегеран-43». 1980 г.
Фото: Фото из личного архива Наталии Белохвостиковой

И вот сидим мы с Наумовым понуро дома, никуда не выходим. Вдруг в 11 вечера звонок: «Наташенька, это Кеша». Я начинаю лепетать: «Иннокентий Михайлович, как вы, что вы?» Он спрашивает: «А Вовочка рядом? Дай мне его!» Наумов берет трубку и слышит: «Вовочка! Я тут лежу и думаю, может, в той сцене мою реплику перефразировать, чтобы она легче звучала. Вы с Тонино не будете против?» И тут уже нам с Наумовым становится плохо: человек в реанимации думает о том, что он будет говорить в кадре! И ведь сказал! Так пронзительно Смоктуновский сыграл свою последнюю роль... Вот только премьеры он уже не увидел.

Ален Делон сказал: «Падай на меня»

И все же многие наверняка сочтут, что самая невероятная моя встреча в кино — с Аленом Делоном. И это действительно чудо, что он согласился играть в «Тегеране-43». Изначально предполагалось, что в роли инспектора полиции Фоша снимется французский актер, но роль маленькая, на такую знаменитости не соглашаются. Поскольку картина была советско-французско-швейцарская, на ней работали три продюсера. С французской стороны — Жорж Шейко, кстати русского происхождения, продюсировавший «Черный тюльпан» с Делоном. И вот Наумову с Аловым пришла идея: «Жорж, ты же дружишь с Делоном, позвони ему, пусть он сыграет Фоша». Жорж побелел. Но Наумов уже завелся: «Скажи ему, что у тебя в офисе сейчас сидят два сумасшедших русских режиссера, они приехали снимать кино и у них есть для него роль». Наш интеллигентный Жорж упирался до последнего, придумал гениальную фразу: «Делон коварничает».

Но Володя отступать не собирался: «Звони давай». И Жорж сдался, набрал номер Делона, стал что-то лепетать. А Наумов хоть и немного, но все-таки понимает по-французски: «Жорж, не то говоришь, переводи дословно: «Два сумасшедших русских…» Как ни странно, это и зацепило Делона. Он сказал: «Мой офис рядом, жду вас». И они втроем, ночью, под дождем, потащились к Делону. И там долго пили чай. В конце концов Делон спросил, что за роль они хотят ему предложить. Наумов протянул ему листик с текстом — актеру, который тогда занимал первое место по популярности в Европе. «Это все?» — «Ну да». — «А в сценарии сколько страниц?» — «Около ста». — «Вот что я вам скажу: если вы утром, часов в девять, принесете мне хорошую роль, то снимусь у вас». На том и распрощались. Наумов с Аловым сели сочинять, подключили к работе стенографистку, и в назначенное время были у Делона с полноценной ролью в руках. И тот выполнил свое обещание.

Наталия Белохвостикова с конем по кличке Кирилл
С конем по кличке Кирилл, который снимался в фильме «Год Лошади — созвездие Скорпиона» Наталии Наумовой — дочери Белохвостиковой
Фото: Компания «Навона»/ТАСС

Снимали сцену гибели инспектора Фоша. Делона экипировали с головы до ног — защитный жилет, наколенники, нарукавники. На ботинки наклеили специальные нескользящие подошвы, потому что вся насыпь, где снималась сцена, была усыпана мокрой после дождя листвой, по которой можно было кататься, как по льду. А я стою рядом в сапогах на высоченных шпильках и думаю: «Ну все! Мне конец». Делон смутился: «Наташа, как же так?» Пошел разбираться с Наумовым. Но, к сожалению, в то время для наших артистов подобной защиты не существовало. Тогда Делон говорит мне: «Слушай, ты постарайся как-то на меня упасть, а я буду делать все от меня зависящее, чтобы ты не поранилась». Три дубля подряд мы с ним так падали. Я потом долго вспоминала эти съемки — у меня около месяца синяки на спине держались. А вот о Делоне у меня остались самые приятные воспоминания, мы потом с ним часто встречались на фестивалях, а недавно, когда он прилетал в Москву, я даже приз ему вручала. Кстати, я в нем нашла родственную душу — он единственный актер из всех, кого знаю, который, как и я, физически не может есть в перерывах между съемками. Остальные — да за милую душу...

В «Тегеране-43» снималась и наша с Володей дочь Наташа — в роли девочки Мари. Помню, как сначала Володя с ней долго беседовал на студии, объяснял, что будут рваться заряды и пойдет дым, много дыма, но бояться не нужно. Наташа стояла столбиком, ручки по швам, недоуменно все это слушала. Я переживала, что мне сейчас на всю жизнь напугают ребенка. Но после команды «Мотор!» я не узнала свою дочь — она четко выполняла все указания, словно с рождения уже умела вести себя на площадке. Даже после страшных взрывов, от которых у нас всех заложило уши, Наташа продолжала работать. Тем не менее, когда дочь, окончив школу, решила поступать на актерский факультет ВГИКа, я пыталась ее отговаривать, потому что профессия не стабильная, советовала пойти в режиссеры. А Наумов, наоборот, дочь поддержал. Наташа много снималась. В том числе и со мной — в «Белом празднике» и «Джоконде на асфальте». Позже она окончила Высшие режиссерские курсы, на ее счету две художественные картины — «Год Лошади — созвездие Скорпиона», «В России идет снег» и несколько документальных фильмов.

Наталия Белохвостикова с Игорем Костолевским
«В юности я подумывала только о какой-нибудь «закадровой» профессии в кино — оператора или киноведа. Для актрисы я была слишком уж стеснительной, да еще и голос тихий» С Игорем Костолевским в фильме «Тегеран-43». 1980 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Вообще, у нас в семье все друг за друга горой, и на площадке мы одна команда. Когда есть какая-то опасность для моих близких и родных, во мне просыпаются огромные силы, я буквально сметаю все преграды. Как-то мы с Володей и Наташей летели на одну премьеру в Париж, туда многие кинематографисты направлялись — Эльдар Рязанов, Андрей Смирнов... У Володи еще дома разболелась голова, он выпил не ту таблетку, вот давление и упало слишком резко. И когда самолет уже вырулил на взлетную полосу, муж почувствовал себя совсем плохо. Я стала ломиться к пилотам. Выскочили все стюардессы: «Мадам, мадам, в чем дело?» Это была французская авиакомпания. «Моему мужу плохо, нам нужно выйти из самолета! И желательно забрать вещи!» Они связались с аэропортом, видимо, там дали добро, и мы развернулись к терминалу. Но ехали так долго, что я снова стала ломиться: «Это же не телега, а самолет, можно быстрее?» Наконец нас спустили на землю, Володю сразу доставили в медпункт. Хорошо, что у меня хватило характера развернуть самолет!

У нашей дочери тоже есть характер — она не боится менять свою жизнь. К сожалению, из-за финансирования затянулась работа над совместным фильмом Володи и Наташи «Сказка о царе Салтане», где я играю сватью бабу Бабариху, а наш 12-летний сын Кирилл Белохвостиков — юнгу. Он носит мою фамилию, потому что у Володи уже есть Наташа Наумова, которая продолжила его род. Впрочем, скоро ему получать паспорт, поглядим, не возьмет ли он двойную фамилию — Наумов-Белохвостиков. Кирилл — очень талантливый мальчишка, ему уже скоро 13 лет, он замечательно читает стихи, лепит, рисует. И я не удивлюсь, если он продолжит кинематографическую династию. Не такой уж плохой выбор в жизни — кино. Во всяком случае, мы с Володей нашли на этом пути свое счастье...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог