Марина Александрова: «У меня не было выбора — власть или любовь»

Эксклюзивное интервью актрисы об испытании успехом, предательстве, семейной жизни и воспитании детей.
Наталья Николайчик
|
15 Февраля 2017
Марина Александрова
Марина Александрова
Фото: Сергей Берменьев

«Я всегда уходила от людей, причиняющих мне боль. Уходила легко и сразу. Этим, наверное, кого-то обидела. Но если бы я терпела, поступала иначе, со мной рядом не было бы моих близких людей, не было бы семьи, моих детей…» — говорит Марина Александрова.

— Марина, вы рассказывали, что, когда снимались в фильме «Шакал» и вам пора было ехать на съемочную площадку, объясняли маленькому сыну: «Я супергерой, буду бороться со злом». И тогда он вас отпускал. А что вы говорили детям, когда отправлялись играть Екатерину Вторую?

— Андрюша спрашивал: «Мам, ты сегодня опять королевой будешь?» Я отвечала: «Да, Андрюша». А Андрей, мой муж (режиссер Андрей Болтенко. — Прим. ред.), добавлял: «Мама у нас всегда королева». (Смеется.)

— Чем для вас отличается первый сезон сериала «Екатерина» от продолжения, которое называется «Екатерина. Взлет»?

— В первом фильме Екатерина юная, она органично вписалась в мое амплуа. Но в продолжении актерская история гораздо сложнее. Я там другая. Смотрела сейчас материал на озвучании и говорила режиссеру Диме Иосифову: «Неужели я правда могу быть такой стервой?» Сама себе удивляюсь… Это невероятно дорогая для меня роль, очень трудная. Чтобы ее сыграть, я задавала самой себе новые вопросы. Потому что в моей собственной жизни никогда не было выбора: власть или любовь, дети или государство. Для меня органично выбирать любовь и семью. Поэтому играть повзрослевшую Екатерину, которая делает противоположный выбор, сложно. У нее совершенно другая человеческая природа, позволяющая переступить через какие-то важные ценности, забыть о близких людях и думать о целом государстве. 

Ведь это еще вопрос: нужно ли спасать одного «рядового Райана» ценой гибели всего взвода? Конечно, лично я буду спасать «рядового Райана». Но правитель должен уметь пожертвовать одним солдатом, чтобы выиграть войну. Еще я поняла, как сильно жернова власти перемалывают людей, убивают в человеке все живое. И женское в первую очередь. У Екатерины ведь не сложились отношения ни с одним из ее сыновей. В первую очередь с наследником. Материнство — ее жертва. Но зато она вошла в историю как выдающийся политик, как человек, который построил совершенно другую культуру, расширил границы, испытал прививку от оспы, построил гранитные набережные...

Марина Александрова
Фото: Сергей Берменьев

— В прошлый раз на окончание съемок вы дарили всем монеты со своим профилем, а сейчас?

— В этот раз тоже подарила монету со своим профилем в короне и с надписью: «С благодарностью от Екатерины». А еще я каждому по окончании съемок подарила бутылку шампанского, оформленную в духе Екатерины, — вокруг горлышка кайма с георгиевской ленточкой, придуманной в ее эпоху. Потом на Новый год мне многие присылали фото с бутылкой «екатерининского» шампанского на столе.

— Похоже, в вас все-таки появилось что-то от царицы…

— Никто из первой команды не отказался работать в продолжении, чему я очень рада. И многие мне говорили: «Марина, если бы не ты, мы, может быть, не пошли бы на эту работу». Съемочная группа была моей армией, моим государством. Все они очень помогли мне тем, что верили в меня. В новом сезоне у нас появился новый режиссер — Дмитрий Иосифов, и он тоже прекрасно влился во всю эту историю. Дима очень хорошо чувствует актерскую природу. И я благодарна ему за то, что мы с ним каждое движение, каждый жест обсуждали. Я не могу работать с режиссерами, которые кричат или доводят до слез. Хотя кому-то из артистов нужны слезы и мучения. Все очень индивидуально. Режиссер и артистка — это взаимосвязь, немножко выходящая за грань обычных профессиональных отношений. Актриса должна по-человечески нравиться режиссеру, и наоборот. Нужен в некотором смысле роман между ними, чтобы фильм получился. Но все, конечно, в рамках приличия. (Смеется.)

— Первую часть «Екатерины» снимали в очень красивых местах, в том числе в чешских замках...

— А в этот раз — в моем родном Санкт-Петербурге и в окрестностях. В Петропавловской крепости съемки проходили буквально в десяти метрах от места, где покоится Екатерина, и меня била дрожь. Ощущения были очень странные и очень сильные. Еще мы снимали в Царском Селе. В фильме есть фантастически красивый кадр, где моя героиня проходит сквозь золотую анфиладу Екатерининского дворца, как сквозь века… Для меня играть такую роль — удивительный подарок.

— У вас сейчас актерский пик, взлет. Как на это реагируют друзья?

— Я выучила важный жизненный урок: друзья познаются не в беде, а в успехе. И рада, что в моей жизни остались старые и появились новые друзья. Самодостаточные, которые могут совершенно спокойно воспринять чужой успех… Юля Пересильд — моя любовь и открытие. Мы познакомились с ней на мероприятии благотворительного фонда «Галчонок» полтора года назад и как-то сблизились. Я недавно ходила в Театр на Малой Бронной и смотрела «Варшавскую мелодию». Это один из лучших спектаклей за последнее время, который я видела. Мало актрис уровня Юлии Пересильд, она потрясающая там! Так что, можно сказать, мир идет мне навстречу, и возникают какие-то новые люди, знакомства, друзья. Хотя чужой успех актерам перенести очень сложно.

Марина Александрова
«Играя Екатерину, я поняла, как сильно жернова власти перемалывают людей, убивают в человеке все живое. И женское в первую очередь» На съемках сериала «Екатерина. Взлет»
Фото: Кинокомпания COSMOS Studio

— Вас это ранит?

— Уже нет. В моей жизни были и предательства, и падения. Но без них невозможен никакой рост. Я не готова быть обиженной ни в дружбе, ни в личной жизни. Я всегда уходила от людей, причиняющих мне боль. Уходила легко и сразу. Этим, наверное, кого-то обидела. Но я знаю, что поступала правильно и честно. Если бы я терпела, вела себя иначе, со мной рядом не было бы моих близких людей, не было бы семьи, моих детей… Думаю, мне помогает ощущение, которое появилось еще в детстве, — я же была окутана любовью как коконом. Жила с ощущением, что меня все любят, что я особенная. Очень важно, чтобы детство было счастливым — это избавляет человека от многих проблем во взрослом возрасте. Но не всем в этом смысле так повезло, как мне. 

Помню, меня очень удивило, когда на первом курсе Училища имени Щукина нас собрал наш мастер Родион Овчинников для знакомства и все рассказывали о себе и своей семье. Оказалось, что из 34 человек только четырех воспитывали родные мать и отец, и все в их жизни благополучно. И я — одна из них. А ведь полноценная семья куда важнее для ребенка, чем достаток. Кстати, мы жили совсем не богато. В коммуналке на 13 семей у нас с родителями была сначала комната 12 метров, а потом нам дали побольше — 18-метровую. Зато в квартире стоял большой-большой старинный комод — считалось, что он времен Екатерины II. И я смотрелась в старинное зеркало этого комода, представляла себя в платьях XVIII века… До сих пор первая ассоциация с Екатериной, которая у меня возникает, — этот самый комод…

— Я видела видеозаписи детской театральной студии «Вообрази» при одном из телеканалов Санкт-Петербурга, где вы начинали еще школьницей. Вы там играли принцесс.

— Я никогда не была на первых ролях в студии. Всегда находился кто-то успешнее, ярче, кто лучше пел или танцевал. Но мои первые выступления состоялись в Хвалынске — маленьком городке в Саратовской области на берегу Волги. Там вырос мой папа, там жили мои прабабушка Клава и прадед Вася. Туда приезжала и я, в деревенский домик с печкой. На кровати горкой были сложены подушки, которые сверху застилались кружевным белым тюлем. И я надевала себе на голову этот тюль и становилась невестой в первый день свадьбы. Потом снимала его — и становилась невестой во второй день. Летом в Хвалынске я видела такие многодневные шумные свадьбы. Они меня впечатляли, я их копировала, придумывала истории.

Марина Александрова с мужем Андреем
«Андрей удивительно видит мир и дарит мне его, каждый раз открывая окна какой-то другой реальности. Я рада, что в наших детях есть Андрей, его краска…»
Фото: из личного архива Марины Александровой

— Актеры часто говорят, что в вашей профессии ценно не только творчество, но и встречи с замечательными людьми…

— Конечно, со многими очень важными для меня людьми я бы никогда не познакомилась, если бы не совместная работа. Самым богатым на встречи стал фильм «Азазель». Во-первых, это был масштабный проект для Первого канала, и благодаря участию в этих съемках я потом попала на «Последнего героя». Во-вторых, после «Азазеля» я снялась во французской картине: режиссер Александр Адабашьян предложил меня на роль в фильме La fonte des neiges («Таяние снегов»), для которого он написал сценарий. В результате я получила приз во Франции. Александр Артемович вообще стал моим «московским папой», ведь мои родители жили в Санкт-Петербурге. Он всячески меня опекал, кормил, так как Щукинское училище недалеко от его дома. А теперь, когда я ему звоню, он всегда называет меня «ребенок». А оператор «Азазеля» Павел Лебешев позвал меня в масштабный польский проект «Старое предание. Когда солнце было богом» к Ежи Гофману. У нас с Лебешевым вообще сложились какие-то удивительные отношения. Он говорил: «Я тебе сейчас сниму план. Он будет такой красивый, такой красивый! Но ты мне обязательно бутылку поставишь. Птичку…» Он любил определенный виски — с птичкой на этикетке. 

И вот он долго выстраивал на меня свет, делал какой-то шедевральный план, а потом к нему подходил художник по свету Миша Жердин, который с ним проработал 25 лет (и с которым я потом вновь встретилась на «Екатерине»). Наклонившись, Миша тихо на ушко шептал Лебешеву: «Марине-то вы свет хорошо поставили. Но у нас в кадре есть еще и ее «мама», и вот ее-то совсем не видно, она темная, как негр!» А маму играла известная польская актриса. Лебешев отвечал: «Ой, я про нее забыл!» Он был увлекающимся человеком и занимался только тем, что ему самому интересно. А если актриса ему не нравилась, он не заботился о том, как она будет выглядеть на экране. Просто уходил с площадки и говорил тому же Мише: «На нее сам поставь свет». Лебешев работал как жил: азартно, страстно и вкусно! Он же потрясающе готовил, всех кормил и меня учил. Помню, мы с ним по всей Польше искали кориандр и кинзу, чтобы приготовить идеальную солянку. 

Марина Александрова
«Я жду каких-то молодых, наглых режиссеров. Или молодых, наглых сценаристов. Потому что побеждает только творческая наглость»
Фото: Сергей Берменьев

Это удивительно, что меня, двадцатилетнюю девочку, Павел Тимофеевич воспринимал как друга. Я уже вернулась в Москву, а они еще оставались на съемках в Польше, и он мне мог позвонить и сказать: «Слушай, положи мне деньги на телефон». Или спросить: «Ты куда едешь? В Узбекистан? Пусть твои друзья передадут мне казы» — это колбаса из конины, которую он любил. Еще Лебешев часто повторял: «Когда тебя позовут в Голливуд, ты скажи, что у тебя есть личный оператор…» Его уже не было в живых, когда в Доме актера праздновался его день рождения. Это был такой день его памяти. И я вышла на сцену с шоколадным «Оскаром», сказала речь: «Павел Тимофеевич, в этом «Оскаре» слились все ваши страсти — любовь к еде и любовь к кино…»

— А из актеров кто произвел на вас самое сильное впечатление?

— Думаю, встреча с Александром Викторовичем Збруевым на съемках «Северного сияния» дала мне больше, чем все мои ежедневные сидения на занятиях в институте… А на том же «Азазеле» я познакомилась с Мариной Нееловой, которая помогла мне сдать экзамен по актерскому мастерству. В тот момент в Щукинском училище я репетировала отрывок из «Вечно живых», Веронику. Режиссером отрывка был Юрий Борисович Нифонтов. Вместе с ним мы подошли к Марине Мстиславовне, которая когда-то играла эту роль в спектакле «Вечно живые» в «Современнике». И я набралась наглости и спросила у нее совета. Три или четыре дня, сколько мы снимались вместе, она меня от себя не отпускала и все время говорила про то, как надо играть Веронику: «Марина, а стихотворение вы как читаете? Нет, так нельзя его читать. 

Даже если вы читаете спиной к партнеру, вы должны затылком чувствовать его глаза. У Даля были такие глаза, я чувствовала его спиной, до дрожи!» Из-за съемок я много пропускала в институте, и меня даже не хотели допускать к экзамену, что приравнивается к вопросу об исключении. Но потом педагоги согласились все-таки посмотреть отрывок и тогда уже что-то решить. Помню, когда в финале занавес закрылся, а потом открылся вновь, я увидела, что у моего художественного руководителя Родиона Юрьевича Овчинникова по щекам катятся слезы. Тогда я получила пятерку по актерскому мастерству — спасибо Марине Мстиславовне, которая подсказала мне важные актерские и женские вещи. Она советы дает редко, но очень точно.

Марина Александрова
«Мне помогает ощущение, которое появилось еще в детстве, — я была окутана любовью как коконом. Жила с ощущением, что меня все любят, что я особенная»
Фото: Сергей Берменьев

— А какой последний совет она вам дала?

— Совсем недавно мы разговаривали с ней насчет того, на какие роли следует соглашаться, а на какие нет. И Марина Мстиславовна сказала: «Ты не вписываешься в сегодняшнюю героиню с соседнего двора, ты — не из сегодняшнего времени. Не на лубутенах, понимаешь?» Поэтому с кино я не тороплюсь, седьмой месяц уже не снимаюсь. Предложений много, но я не вижу материала, с которым хотела бы работать. Я жду каких-то молодых, наглых режиссеров. Или молодых, наглых сценаристов. Потому что побеждает только творческая наглость. Тому подтверждение — фильм «Ла-Ла Ленд». Режиссер, которому 31 год, снял такое замечательное кино, которое сразу стало классикой.

— И что же вы будете делать, пока не появится предложение сняться в чем-то подобном?

— В театре скоро буду репетировать, это точно. У меня сейчас пять разных предложений, и на каком-то из них я обязательно остановлюсь… Ну и потом, мне есть чем заняться в жизни и кроме работы. У меня маленькие дети, и мне так хочется поселить в их головах как можно больше каких-то прекрасных воспоминаний, ярких моментов, эмоций, из которых потом будет строиться их сила, их уверенность, их умение быть счастливыми.

— И какие же это должны быть воспоминания?

— Мы с мужем специально придумываем традиции для детей. Например, что летом на день рождения Андрюши нам нужно всякий раз отправляться в путешествие в новую страну. Скоро сын пойдет в школу, а день рождения у него летом — значит, все его школьные друзья будут разъезжаться на каникулы. И лучший вариант — чтобы и он тоже уезжал подальше от дома. Зато день рождения дочки — 26 сентября — разгар школьного года. Мы решили, что тут-то и будем устраивать большой детский праздник и отмечать оба детских дня рождения вместе. Андрей-старший к каждому такому празднику делает специальный фильм про самые важные для Андрюши и Катерины события за прошедший год. Мы осознанно не хотим ничего делить между ними: мол, это тебе, а это тебе. У них очень тесные и близкие взаимоотношения, и дай бог, чтобы дети протянули ниточку нужности друг другу и любви на всю жизнь. Это будет самая большая моя победа! 

Марина Александрова
«Я не могу работать с режиссерами, которые кричат или доводят до слез. Хотя кому-то из артистов нужны слезы и мучения. Все очень индивидуально»
Фото: Сергей Берменьев

При том что дети сейчас не очень-то совпадают: Андрюша старше сестры на три года, и у него период строительства, а у Катерины — разрушения. И за этим очень забавно наблюдать, потому что она девушка с сильным, настоящим екатерининским характером, и если что-то задумает, запрещать бесполезно. И Андрюша ничего не может поделать: он ее просит, просит, все напрасно. Как-то он, сжав кулаки, жаловался мне: «Она опять так сделала!» Говорю: «Андрюш, ну объясни ей еще раз сам!» А он же понимает, что все доводы уже давно приведены. В общем, постоял, подумал и выдал: «Бог все видит!» Это так по-детски трогательно… 

Я Андрюше про Катерину объясняю: «У нее возраст такой. Ты то же самое делал в ее возрасте, и тебе тоже было интересно, как все распадется. Но ты же архитектор, ты можешь заново все построить, и даже еще лучше». Он сейчас помешан на конструкторе, похожем на лего, — детали ярких цветов и при этом прозрачные, на магнитах. Сын возводит большие-большие красивые здания. И придумывает сказки. Вообще, Андрюша очень творческий человек. Я тут пришла в один детский магазин, и консультант мне стала показывать: «Посмотрите, это замечательная книжка, надо здесь дорисовать палочку, здесь домик, здесь уточку, здесь раскрасить». Я говорю: «Знаете, у меня сын не очень любит дорисовывать и раскрашивать, он любит белые листы, чтобы рисовать самому». 

Он построил за диваном целый мир, который назвал Чак-Чак. И сказал, что это — как Европа. В Чак-Чак входят разные страны: Тютя, Антипак, страна На-на-на, где все любят музыку. Андрюша погружен в эту потрясающую игру. Недавно мы всей семьей справляли день рождения его плюшевого пса — известного в Чак-Чаке ученого. Андрюша попросил бабушку приготовить торт, и она испекла «Прагу». Я украсила торт девятью свечами, потому что «имениннику» исполнилось девять лет. Андрюша при этом надел пиджак и шляпу, объяснив: «Ну, это же день рождения, надо быть красивым». Все это было очень забавно, потому что вся семья собралась за столом, чтобы поздравить игрушечного пса с днем рождения. И когда я вынесла торт со свечками, сын сказал: «Подожди, ему же надо желание загадать. Он очень хочет семью». Я говорю: «Ну, мы можем его усыновить». Как же Андрюша был счастлив! Для него вообще семья — самое важное. На свой день рождения, который мы отмечали в Дании в Леголенде, он гениально сформулировал свое пожелание, задувая свечи на торте: «Чтобы все были!»

Марина Александрова с мужем Андреем
«Я не устаю восхищаться своим мужем. Он постоянно дарит мне эмоции»
Фото: из личного архива Марины Александровой

— А вы записываете за сыном интересные фразы, мысли?

— Да, какие-то вещи записываю. Мы ведем рассказ про его Чак-Чак, там же постоянно что-то происходит. А недавно Андрюша сочинил сказку про Ангела, который потерял крылья. Но Человек эти крылья нашел и отдал Ангелу. А тот дал Человеку яблоки. Вообще, сын удивительно видит мир. Как-то сказал, что у каждого человека — свой цвет. Как же я удивилась! Я никому не рассказывала, но до шестнадцати лет сама видела, что все люди — разных цветов. Возможно, это то, что называется энергетикой. А в какой-то момент, в институте, лет в семнадцать, я вдруг потеряла эту свою способность. Но сейчас все возвращается благодаря ребенку, который видит мир точно так же, как видела его я.

— Недаром говорят, что дети — это наше зеркало.

— Да. А в Катерине очень много моей упертости и нетерпения. Мне еще не исполнилось пяти, когда я повела других детей на полигон за маками. В воин­ской части отца был переполох — тогда мы жили в Венгрии. Если мне что-то не нравилось, я дралась. Мама со мной по этому поводу строго разговаривала, объясняла, что нельзя причинять боль другому человеку. Но я этого не понимала до того момента, пока меня саму не укусила одна девочка. На самом деле это такое детское изучение мира.

— Вас наказывали?

— Однажды мама поставила меня на горох. Это был принципиальный момент. Мама мне часто говорила: «Вот поставлю тебя на горох, если ты не перестанешь драться». А я дралась и дралась. Она меня все пугала и пугала. И вот однажды она в очередной раз произнесла: «Что, хочешь на горох?» — «Да ты не поставишь!» — я была в этом абсолютно уверена. А мама спокойно ответила: «В следующий раз, если это произойдет, ты встанешь на горох». И выполнила свое обещание. Я рыдала от обиды. Но именно тогда я поняла, что мама держит слово, и начала ее слову верить. При этом не смирилась, все равно делала что хотела. В общем, продолжаю делать и сейчас. И я смотрю на детей и понимаю — у них от рождения нет границ. Это мы ставим им границы: здесь нельзя, туда не ходи, это не делай, так не принято. Я часто задаюсь вопросом: почему нельзя? Почему не принято? А если есть потребность?! Почему нельзя закричать, когда тебе этого хочется, где-то на улице? А может быть, этот крик даст выход какой-то эмоции и это важно? Поэтому Андрею и Катерине можно все, что безопасно для здоровья. Они должны получать от жизни радость.

Марина Александрова
«Я выучила важный жизненный урок: друзья познаются не в беде, а в успехе. И рада, что в моей жизни остались старые и появились новые друзья. Самодостаточные, которые могут совершенно спокойно воспринять чужой успех…»
Фото: Сергей Берменьев

— А от чего сейчас получаете радость вы?

— Я не устаю восхищаться своим мужем. Он постоянно дарит мне эмоции. Недавно мы с ним ездили в Японию, и это было одно из самых удивительных путешествий в жизни. Другая планета! Андрей мне и раньше рассказывал о лесах Миядзаки и о том, что там различают невероятное количество оттенков зеленого. Мы с ним гуляли по заповедникам, поднимались в горы с проводником. И я эти оттенки сама увидела. Еще мы побывали на удивительном острове современного искусства в Японии. Там есть деревня, в которой несколько домов современные художники и скульпторы оформили неожиданными инсталляциями. 

Например, вдруг загораются лампочки в определенной последовательности и появляется озеро невероятной красоты. Там какие-то бары с фокусниками, где мы в шесть утра играли на барабане, танцевали и дурачились, как дети, — и Андрей, и я… Вообще, это такое чудо, что наши с мужем внутренние дети встретились. (Смеется.) Андрей удивительно видит мир и дарит мне его, каждый раз открывая окна какой-то другой реальности. Он неординарный человек. Я рада, что в наших детях есть Андрей, его краска…

— Марина, но вас ведь интересуют не только радости. В прошлом году вы стали активно помогать благотворительному фонду «Шередарь», который дает возможность детям, победившим тяжелые заболевания, вернуться к обычной жизни.

— Да, хотя мне все это довольно сложно дается. Я восхищаюсь людьми, которые умеют заниматься такими вещами, забывая про свои собственные нужды. Удивительно, с каким самопожертвованием живут Чулпан Хаматова и Юля Пересильд. Я пока так не умею, но учусь. Мне очень хочется верить, что я смогу своей публичностью, своими связями чем-то фонду «Шередарь» помочь. Ведь детям, которые уже победили болезнь, требуется научиться не пугаться жизни, чувствовать счастье. Этот фонд возвращает детство. Здесь ребята катаются на байдарках, лазают в панда-парке по веревочным лестницам, рисуют, участвуют в театральных постановках, общаются со сверстниками, катаются на лошадях. Существуют также смены для братьев и сестер таких детей. 

Все ездят туда абсолютно бесплатно. А за то время, которое ребенок проводит в лагере, мама учится отпускать его, давать ему свободу, кислород, а не держать его все время у своего сердца. Дети, приезжая в этот лагерь, на всю смену отключают мобильные телефоны, а родители держат связь с психологами… Когда ко мне обратились за помощью из этого фонда, я согласилась. Поскольку вся эта история — про будущее, про жизнь. Что мне очень близко.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог