Людмила Иванова: «Даль так никогда и не смог забыть Нину Дорошину»

Уникальные дружеские воспоминания о жизни великого актера.
Записала Анжелика Пахомова
|
05 Мая 2016
Олег Даль
Кадр из фильма «В четверг и больше никогда». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Я размахнулась и влепила Далю пощечину. Он схватился за лицо и куда-то убежал. И потом в театре его не видели три дня. Артисты стали меня ругать: «Что ты наделала! Он же такой впечатлительный. Будет переживать, мучиться от стыда. Он вообще под трамвай может кинуться!» — рассказывает актриса Людмила Иванова.

Мое знакомство с Далем вышло не слишком удачным. И если бы мне тогда сказали, что в итоге мы подружимся, я бы, наверное, не поверила. Олег был принят в «Современник» в тот момент, когда по настоянию Ефремова мы, костяк труппы, один за другим пробовали себя в режиссуре. Вместе с режиссером Маргаритой Микаэлян я готовила новую постановку. Даль, едва влившись в нашу дружную компанию, пришел на репетицию и сразу все раскритиковал. И это не так, и то не этак…

Ефремов тогда ему говорит: «Хорошо, если ты знаешь, как надо, — покажи нам. Мила, Маргарита, позвольте ему репетировать с актерами». То есть, можно сказать, у нас спектакль забрали и передали Далю. Что, кстати, меня не обидело. Я человек терпеливый — смолчала, отступила. Тем более что, несмотря на неопытность, Олег все-таки смог довести дело до конца, и спектакль получился замечательным, был успех. В таких случаях у нас в театре не принято было завидовать или спорить, чья фамилия должна быть на афише. Вот Ефремов, к примеру, «от» и «до» поставил знаменитого «Голого короля», а на афише значилась фамилия Микаэлян, которая принесла ­пьесу в театр.

Людмила Иванова и Олег Даль в фильме «Вариант «Омега». 1975 г.
«Олег про меня говорил: «Вот моя крестная — Мила. Окрестила так, что на всю жизнь запомнил» Людмила Иванова и Олег Даль в фильме «Вариант «Омега». 1975 г.

Тем временем Олегу дали первую маленькую роль в «Современнике» — попросили заменить заболевшего актера в спектакле «Третье желание». Роль соседа, который приходит побриться к парикмахеру на дом. Парикмахера играл Валентин Никулин, а я — его жену. И вот мы на сцене. Я произношу свои реплики, Олег должен ответить. Но он молчит! Я повторяю свой текст снова, а сама уже вся холодею от ужаса. Тут Даль, по-прежнему ничего мне не отвечая, зачем-то поднимает стол, переворачивает его, ставит себе на голову и так уходит со сцены за кулисы.

Честно говоря, мы все подумали, что у Олега помутился рассудок. Даже не доиграв свою сцену, я все бросила и побежала за кулисы: «Олег, миленький, что с тобой?» И тут почувствовала винный запах, после чего разозлилась не на шутку. Со словами «Так ты что, выпил?» я размахнулась и вкатила ему пощечину. Сама от себя такого не ожидала. Но я всю жизнь плохо переносила пьяных. А тут у меня просто в голове не укладывалось: первый выход на сцену «Современника», как же можно пить в такой день? Олег схватился за лицо и куда-то убежал… И потом его три дня никто не мог найти, в театре он не появлялся. Артисты меня ругали: «Что ты наделала! Он же такой впечатлительный. Будет переживать, мучиться от стыда. Да ты знаешь, какой он? Он под трамвай может кинуться!» Я испугалась, думаю, и правда, что теперь будет, зачем я его ударила? Но тут наконец Олег пришел. Я бросилась ему навстречу, обняла. У меня уже и в мыслях не было ругать его. А он сразу же попросил у меня прощения. И с тех пор стал говорить: «Вот моя крестная — Мила. Окрестила меня, что уж тут сказать! На всю жизнь запомню».

Олег Даль и Нина Дорошина
«Историю о том, как Олег влюбился в Нину Дорошину, и о свадьбе, которая так плохо закончилась, знают все...» В фильме «Первый троллейбус». 1963 г.
Фото: FOTODOM.RU

Так и началась наша дружба. Вскоре я поняла: с его стороны то странное происшествие не было пьяной выходкой. Просто если Олега заставляли играть что-то банальное, незначительное — тут-то он и начинал выделывать разные фортели. Один раз, во «Вкусе черешни», понес отсебятину, считалочку какую-то вставил в текст. И из-за кулис это видел Ефремов. Смотрел, смотрел, а потом как давай хохотать… И никак Даля не наказал. Так уж сложилось: Олегу прощали в театре всё. Перед его невероятным обаянием, добротой, искренностью никто не мог устоять. А уж то, что он очень талантлив, мы поняли сразу. Так что ни один артист, включая самого Ефремова, не пользовался у нас такой свободой.

Даль упрекал нас: «Что ж вы жметесь?»

Вот от чего Олег сразу пришел в восторг в «Современнике» — так это от нашего товарищества. Что и говорить, такого коллектива, где бы все друг другу помогали и были буквально одной семьей, наверное, нигде больше не было. У некоторых наших артистов он даже жил! Сначала нашел приют у Гали Соколовой. У нее, в отличие от многих, была собственная квартира. Когда мы были на гастролях, Галя скупила на аукционе в антикварном магазине мебельный «лом». Мы его собрали, починили и в итоге стали обладателями шикарной мебели красного дерева. В эту уютно обставленную квартирку к Гале толпами ходили наши молодые артисты. Надо же им было где-то собираться, а рестораны не по карману. Приходил туда и Олег. Бывало, он засиживался в театре допоздна, и Галя говорила: «Ночуй у меня». Далю у Гали страшно нравилось, там все было в его вкусе. Хозяйка подавала вкусный кофе и всегда узнавала вкусы гостя, спрашивала: «Что тебе приготовить?» А Олег обожал, чтобы за ним ухаживали.

Олег Ефремов и Татьяна Лаврова
«...Нина вернулась к Ефремову, у которого как раз завершился роман с другой нашей актрисой — Таней Лавровой» В фильме «Первый эшелон». 1955 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Еще он подружился с Люсей Крыловой, женой Табакова. Она ведрами и противнями заготавливала различные блюда и приносила все это в театр, чтобы покормить наших артистов. Особенно Люсе хорошо удавалась ее фирменная капуста, которую Олег обожал. Крылова вообще у нас была уникальный мастер на все руки. Если кому-то надо, запросто могла положить плитку, починить розетку, поменять в ванной кран. Олега это страшно удивляло, потому что сам он был человеком не хозяйственным. И у нас многие парни такими были, потому что быт в то время для нас не существовал. И тем не менее мы неплохо жили, потому что у нас была такая система: за все услуги благодарить концертами. Как-то Даль попал в больницу и сразу врачам пообещал: «Ребята из «Современника» для вас сыграют прямо здесь!» Мы, конечно, с удовольствием дали небольшое представление для врачей. Вы представляете, как его после этого лечили?

Впрочем, мы так частенько расплачивались за услуги: ходили по родильным домам, больницам, школам... Иногда даже и просто так, если попросят. Даль от участия в таких мероприятиях не отказывался. Его приводила в восторг система, в которой можно было прожить без копейки. Денег-то у него почти никогда не было. Зарплата у Олега была очень маленькая — всего рублей 90. Ну это я так помню. А сам он, когда его спрашивали: «Какая у тебя зарплата в «Современнике»?» — искренне отвечал: «А я не знаю!» Совершенный бессребреник! Вот снимет с себя последнюю рубашку и отдаст, легко одолжит любому встречному последние деньги и тут же об этом забудет. Даля даже Миша Козаков, его ближайший товарищ, бывало, упрекал: «Олежек, ты живешь по уставу раннего «Современника»! Но того «Современника» уже нет. Мы уже даже не студия…» Хотя, если честно, Миша и сам большим умением считать деньги не отличался. Они с Олегом вместе чудили. И ни в чем себе не отказывали, хотя их желания порой стоили дорого.

Олег Даль и Татьяна Лаврова
«Обиженный историей со свадьбой, Даль положил глаз на Лаврову: «А я назло Дорошиной возьму и женюсь на самой красивой актрисе в театре!» 1965 г.

Помню, поехали мы на гастроли в Шотландию. Конечно, большое событие! Все очень хотели поехать, и Олег тоже. При этом он чуть не вылетел из списка выездных. Потому что на комиссии в райкоме, которую нужно было пройти перед поездкой, ему задали какой-то вопрос, на который следовало дать политически грамотный ответ. А вместо этого Даль с достоинством заявил: «Я отвечать не буду! Вы газеты читали? Вот считайте, что я так вам и ответил, как там написано!» Каким-то чудом его все-таки выпустили...

Надо сказать, у многих из нас к этому времени уже были семьи, дети. И конечно, оказавшись в стране, не знавшей дефицита, нам хотелось что-то купить, пользуясь случаем... Естественно, мы только и думали, как сэкономить суточные. И утром по коридорам нашей довольно приличной гостиницы разносился запах каши, которую мы приспособились варить в чашке с помощью кипятильника. Заливали крупу кипятком, а потом накрывали подушкой, через час кашу можно есть! А на обед у нас были консервы. Миша с Олегом ничего не готовили, у них и кипятильников с собой не было. Каждый вечер они, надев элегантные шляпы и пальто, отправлялись в настоящий шотландский бар. При этом Олег говорил артистам: «Что вы жметесь? Разве не стоит хоть раз в жизни позволить себе пожить как люди?» И они с Мишей шли в бар, ели мясо и пили настоящий шотландский виски. Мы были в шоке, когда узнали, сколько все это стоит! В конце концов они остались совсем без денег. Но оба были очень довольны, что осуществили свои мечты.

Татьяна Лаврова и Олег Ефремов в фильме «Испытательный срок». 1960 г.
«Какая же Таня была красавица! За ней такие люди ухаживали — приезжали на служебных машинах, дарили роскошные цветы» Татьяна Лаврова и Олег Ефремов в фильме «Испытательный срок». 1960 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Из-за того, что Даль позволял себе такие широкие жесты, некоторые считали, что он зазнался. Конечно, Олег мог на репетиции сказать: «Даль такого не играет!» Вот именно так — о себе в третьем лице. В кабинетах у начальников он вообще только такой тон и использовал. Вероятно, так проявлялось его обостренное самолюбие. И тут же с рабочим сцены, буфетчицей, помрежем он говорил вежливо, задушевно и никакого высокомерия себе не позволял. С Олегом порой было нелегко. Даже если он с тобой дружил — это ничего не значило. Сегодня он мог вести себя дружелюбно, а завтра — наоборот. И уж конечно, он даже малейшей тени неуважения к себе не допускал, мгновенно давал отпор. В театре, посмеиваясь, стали называть его Лермонтовым. Известно ведь, что у Лермонтова был очень сложный характер. Олегу сравнение нравилось.

Он как-то сказал: «Если б я жил в те времена, я бы и до двадцати лет не дотянул. Тогда ведь отношения выяснялись через дуэли… Да мне бы через день пришлось драться!» Вот это мальчишество в нем надо было понимать и принимать. И уметь на него не обижаться. Мне тоже как-то раз совершенно неожиданно от Даля досталось. У него был замечательный голос. Он пел и на посиделках с бардами, в которых мы с мужем (Валерием Миляевым, физиком и соавтором песен Людмилы Ивановой. — Прим. ред.) принимали участие, и в спектакле «Вкус черешни». И мы с Валерой решились предложить ему свою песню, чтобы Олег исполнил ее на телевидении. Это, кстати, была песня «Приходит время», которая потом стала очень популярной.

Олег Даль с Олегом Табаковым в фильме «Незваный друг». 1980 г.
«Когда Олега спрашивали: «Какая у тебя зарплата?» — он искренне отвечал: «А я не знаю!» Совершенный бессребреник! Снимет последнюю рубашку и отдаст, одолжит любому встречному последние деньги и забудет об этом» С Олегом Табаковым в фильме «Незваный друг». 1980 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Мы договорились, чтоб Олег пришел к нам вечером. Казалось бы, так просто — показать песню. Но мой муж всегда очень переживал в таких ситуациях. Стеснялся, мучился, зажимался… А тут еще Олег с мрачным лицом сидит и никак его не ободряет. Под его гробовое молчание Валера спел… И тут Даль говорит: «Надо же! В то время, как мне вот-вот исполнится 33 года — возраст Христа — и я думаю, как мне дальше жить, что делать, мне предлагают петь такую легкомысленную песню». Я готова была сквозь землю провалиться от стыда! Он был так убедителен, когда это сказал... А потом Даль говорит: «Мила, ну хорошо. Я согласен, если ты договоришься, чтобы это сняли так: я исполняю вашу песню и в это время еду на велосипеде по ржаному полю». То есть он захотел музыкальный клип.

А в то время никаких клипов еще не снимали, так что, конечно, мне пришлось об этой идее забыть. К счастью, песню потом взял Сергей Никитин, а за ним и Анна Герман. Тут уж она пошла в народ. Ну а Далю мы больше ничего своего не предлагали. Хотя я до сих пор считаю: ошибка с его стороны, что он не стал развивать свой певческий талант. Так же, как и режиссерский. Немногие знают, но Олег всю жизнь мечтал о создании своего театра. Но не успел... А я в те молодые годы ни о каком своем театре и не мечтала, но потом, постепенно, созрела для того, чтобы организовать что-то свое. Уже больше двадцати лет я руковожу Детским музыкальным театром «Экспромт».

Олег Даль со Светланой Крючковой в фильме «Не может быть!». 1975 г.
«Олег обожал, чтобы за ним ухаживали. А сам был человеком абсолютно не хозяйственным. Быт для него не существовал» Со Светланой Крючковой в фильме «Не может быть!». 1975 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Почему Даль расстался с Татьяной Лавровой

Не прекращающиеся поиски смысла сочетались у Даля с поисками любви. Историю о том, как Олег влюбился в Нину Дорошину, и об их злополучной свадьбе, знают все, нет смысла ее пересказывать. Нина вернулась к Ефремову, у которого закончился роман с другой нашей актрисой — Таней Лавровой. Вот на Таню-то обиженный историей со свадьбой Даль и положил глаз: «А я назло Дорошиной возьму и женюсь на самой красивой актрисе в театре!» Сначала у них завязалась трогательная дружба, а потом начался роман. Все гадали, смогут ли эти двое ужиться. Потому что если Олег был самым трудным по характеру в нашем театре из мужчин, то Таня — самой своенравной среди женщин. Лаврова появилась в «Современнике» феерически, ее Ефремов пригласил как кинозвезду, прославившуюся в фильме «Девять дней одного года», и как актрису, которая уже во МХАТе сыграла Нину Заречную в «Чайке». К тому же она была красавица! Да за ней такие люди ухаживали — приезжали на служебных машинах, дарили роскошные цветы. Поначалу все были очарованы Таней. И мне она казалась милой, веселой…

И когда мы поехали на очередные гастроли, я даже попросила, чтоб нас поселили в одну комнату. И тут вдруг стали обнаруживаться необъяснимые перемены ее настроения. Таня могла ни с того ни с сего наговорить неприятных вещей. Сначала я огорчалась, думала, что же происходит, а потом просто поняла, что у Лавровой такой характер и надо принимать ее такой, какая она есть. Тем не менее Таня была обаятельной и смогла, например, понравиться близким Олега, его матери и сестре. Ее там приняли хорошо. Чего нельзя сказать о Нине Дорошиной, с которой у них не сложилось. Хотя я-то считаю, что Дорошина Далю прекрасно подходила. У нее, вы знаете, был совершенно «далевский» характер — непредсказуемый, озорной...

Олег Даль с Мариной Нееловой в фильме «Тень». 1971 г.
«То, что Олег очень талантлив, мы поняли сразу. Как и то, что ему всегда было необходимо чувство влюбленности» С Мариной Нееловой в фильме «Тень». 1971 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Таня казалась более уравновешенной. Никакой свадьбы на этот раз не устраивалось, после истории с Ниной у Олега на свадьбы была «аллергия». Они просто расписались в загсе, причем Таня взяла фамилию Даля, стала Лаврова-Даль. Выглядело все довольно благополучно, ведь Танин отчим помог им получить отдельную квартиру в Сокольниках. Для молодой семьи в то время квартира сама по себе была веской причиной никогда не расставаться! Но для Олега это вообще ничего не значило. Ссоры начались очень быстро. Олег не считал нужным себя сдерживать, а его выходки Таня переносила с трудом. Она и сама была на многое способна. К тому же любила пококетничать ради спортивного интереса. А Даль — чуть не в слезы! У Тани его ревность понимания не вызывала. Она жаловалась: «Он такой чуткий, так тонко и остро все чувствует, как человек без кожи. Это женщина может так чувствовать, но не мужчина. Просто невозможно!»

Разошлись они по-хорошему. Даль вышел из квартиры Тани с тем, с чем пришел. Не то что ее следующий муж, футболист. Сначала он зарабатывал, что-то привозил из-за границы, а потом, когда они расстались, забрал из дома все — так говорила Танюша. Меня поразило, когда она рассказывала: «Представляешь, он вроде так с виноватым видом берет мою руку. Я думала, хочет ее пожать. А он рванул с моего пальца перстень, который сам же мне когда-то подарил. Боялся, что я добровольно не отдам».

Олег Даль с Михаилом Козаковым
«Ни Даль, ни Козаков умением считать деньги не отличались. Миша с Олегом вместе чудили. И ни в чем себе не отказывали, хотя их желания порой стоили дорого» На репетиции спектакля. 1974 г.
Фото: EAST NEWS

У многих из наших нелегко складывалась личная жизнь. Дорошина тоже вскоре осталась одна — Ефремов женился на Алле Покровской. Я даже в какой-то момент стала подыскивать Нине жениха, старалась ее познакомить с каким-нибудь молодым ученым из круга моего мужа. Конечно, появление звезды «Современника» среди физиков произвело фурор. Я стала намекать Нине, глядя на одного симпатичного парня: «Присмотрись к нему!» Но Нина, заметив, что тот на нее влюбленно смотрит, стала вдруг рассказывать, как она якобы лечилась в сумасшедшем доме. Напрасно я наступила ей на ногу под столом, говорила: «Нина, ты что? Это неправда!» Она — все свое: «Было! Я на съемках перегрелась, меня и отвезли…» А ученые — это тебе не актеры, такого юмора они не поняли. И в гробовой тишине, оставив их в замешательстве, мы вышли.

Я спрашиваю: «Ну скажи, зачем ты это сделала? Ведь хорошие же люди. А теперь будут думать о нас неизвестно что». А Нина пожала плечами и говорит: «Да ну их! Сидят скучные, натянутые… Терпеть таких людей не могу! Вот им!» Со временем она встретила человека, за которого вышла замуж и с которым счастливо прожила двадцать лет. Он относился к Нине как к драгоценности, все хозяйство взял на себя. Помню, приехала я к ним на дачу: Нинин муж на огороде огурцы-помидоры пропалывает, а она сидит в кресле-качалке и говорит: «Я — дачница! Я грядками не занимаюсь».

Олег Даль с  Ириной Алферовой в фильме «Незваный друг»
«С Олегом порой было нелегко. Даже если он с тобой дружил — это ничего не значило. Сегодня он мог вести себя дружелюбно, а завтра — совсем наоборот» С Ириной Алферовой в фильме «Незваный друг»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Далю тоже вскоре повезло — он встретил «свою» женщину, которая сумела стать ему прекрасной женой. Лизу он привез из Ленинграда, она не из актерского круга, в театре появлялась редко. Но, увидев ее, я сразу поняла: это именно то, что ему нужно. Тихая, спокойная, интеллигентная. Не видно ее, не слышно, она только ухаживала за Олегом и прощала ему все. С другой стороны, ему в театре всегда было необходимо чувство влюбленности. Помню, когда он играл Ваську Пепла в пьесе «На дне» (это, пожалуй, самая знаменитая театральная роль Даля), был совершенно очарован Аллой Покровской. Ухаживать всерьез за женой Ефремова он, правда, не решался. Но по тому, как он на нее смотрел снизу вверх, с обожанием, было все понятно. Хотя мне кажется, что Нину Дорошину он так и не смог забыть за все эти годы...

Во всяком случае, незадолго до своей смерти Олег без предупреждения пришел к Нине домой. Сказал: «Я тут был в твоем доме, у одного знакомого, и решил зайти…» Может быть, он это придумал. Нина потом рассказывала: «Я не знала, куда его посадить, что сказать, ведь столько лет не виделись…» Даль тогда уже из «Современника» ушел. Обиделся, что, когда он заболел, его заменили Костей Райкиным в спектакле «Двенадцатая ночь». И вот он сидел в гостях у Нины, молчал, потом подошел к окну, показал в сторону кладбища, которое было оттуда видно, и говорит: «Вот там я буду скоро лежать. И ты будешь видеть из окна…» И когда вскоре Олега действительно не стало, Нина сказала: «Так вот зачем он приходил... Хотел, значит, со мной попрощаться…»

Олег Даль
Олег Даль
Фото: Мосфильм-инфо

Известно, что Олег умер в Киеве, в гостинице. И так случилось, что в ту же гостиницу поселили меня буквально через пару дней. Мне дали комнату, которая находилась прямо над номером, где он умер, этажом выше. Ночью я долго не могла уснуть, все думала об Олеге… Потом, уже в полночь, не выдержала, спустилась в буфет. Там мы разговорились с персоналом, и они мне рассказали все как было… У Олега утром должна была состояться проба. Его умоляли не пить. Но он отправился в гости к товарищу и там не удержался... А вернувшись в гостиницу, он еще выпил коньяку. У него еще оставалась одна треть бутылки. Я очень хорошо это помню, потому что бутылку буфетчицы мне показали. И вот ему стало плохо, и Олег попытался открыть дверь, чтобы, вероятно, позвать на помощь. Но не смог... А в это самое время с другой стороны двери сидел человек, который его ждал, чтобы ехать на пробы. К несчастью, он ничего не услышал. Вот так нелепо закончилась жизнь безумно талантливого человека, большого умницы, удивительного актера. Нашего Олежека, о котором, что бы он ни начудил, я всегда вспоминаю светло.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог