Людмила Иванова: «Влюбляться Ефремову было необходимо для того, чтобы быть на подъеме»

«Театр, который создавал Олег, был не похож ни на что, существовавшее раньше», — вспоминает актриса Людмила Иванова.
Записала Анжелика Пахомова
|
22 Октября 2014
Кадр из фильма «Рудин». 1977 г.
Кадр из фильма «Рудин». 1977 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«Ефремов мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». И поначалу так все и пошло: Олег Табаков женился на Люсе Крыловой. Мы упаковали хрупкую маленькую Люсю в коробку и преподнесли жениху в качестве подарка...»

«У нас все имеют свои обязанности, — первым делом заявил мне Ефремов. — Возьми и ты на себя какую-то общественную работу. Вот, например, нам нужен секретарь правления...» Театр, который создавал Олег, был не похож ни на что, существовавшее раньше, — вспоминает актриса Людмила Иванова. — И действительно, все выполняли какие-то обязанности кроме актерских.

Олегу Ефремову 21 год.В дипломном спектакле «Бесприданница»
Олегу Ефремову 21 год.В дипломном спектакле «Бесприданница»

Игорь Кваша, например, отвечал за повышение квалификации актеров, занятия мастерством, Табаков — за внешние связи. Ну а Галина Волчек помогала распространять билеты на спектакли, ведь о молодом театре тогда еще никто не знал. Ей позволяли приходить в театральную кассу на улице 25 Октября. И после того, как кассир оглашала для покупателя, выбирающего себе билет, весь список московских театров, Галина могла предложить приобрести дешевые билеты в «Студию молодых актеров». Потом уж постоянным нашим кассиром стала мама Галины Борисовны — Вера Исааковна, которая немало сделала для популярности «Современника». У Веры Исааковны были свои правила, иногда она говорила «Билетов нет!», даже если они на самом деле были: во времена, когда я только присоединилась к ефремовской студии, о нас еще мало кто знал.

Где взять зрителя? Олег решил не переманивать его из других театров, а найти своего. И он ходил по комсомольским организациям и институтам, приглашал на спектакли молодежь. Первыми нашими зрителями были молодые рабочие и студенты, некоторые из которых до этого, может, и в театре-то никогда не были. Но именно им такой театр, как наш, и был нужен!

Не все, кто пришел к Ефремову в первые годы, прижились в «Современнике». Не всем подходил «метод Ефремова», наш бешеный ритм. В начале, не имея собственного помещения, мы репетировали то на сцене Центрального детского театра, то на квартирах. Причем эти репетиции шли ночью, ведь днем кто-то учился, а кто-то работал.

Репетировали часов до четырех утра, а потом еще шли к кому-нибудь в гости и там снова что-то обсуждали. Про нас ведь, знаете, как говорили? «Современник» — это театр, где играет много Ефремовых. Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками, многие даже ему подражали. Помню, особенно заметно перенял его тон и манеры Игорь Кваша... И почти все вслед за Ефремовым очень много курили... Олег называл нас «компашка». Он был неистощим на идеи, как надо обустроить театр единомышленников, театр-семью. Главный принцип был такой: ни одно решение Ефремов не принимает единолично, вся власть в театре принадлежит правлению — так у нас называли основную часть коллектива.

И вот я стала секретарем этого самого правления — то есть вела дневник театра, записывала решения, принятые на собраниях. Для Ефремова не существовало мелочей: если актеры, например, начинали опаздывать на репетиции, Ефремов не пытался призвать их к порядку сам — вопрос выносился на собрание правления, и там принимали решение ввести за опоздания небольшие денежные штрафы. Но главные собрания, которых ждали с тревогой, надеждой и волнением, происходили раз в году, весной. Мы так уж весну и воспринимали: начал таять снег, значит, скоро труппа будет решать, кому оставаться в театре, а кому нет. В постоянно действующей труппе было 16 человек, в число которых вошла и я. А всего в труппе должно было быть не больше 36 актеров. Мы обсуждали каждого человека, даже технический персонал.

«Ефремов создал театр-семью — такого нигде и никогда не было. Он называл нас «компашка». Первое время, получив зарплату, актеры скидывались и потом распределяли деньги заново — по заслугам». (Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Людмила Иванова, Нина Дорошина, Перт Щербаков, Людмила Крылова, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Лилия Толмачева. 1962 г.)
«Ефремов создал театр-семью — такого нигде и никогда не было. Он называл нас «компашка». Первое время, получив зарплату, актеры скидывались и потом распределяли деньги заново — по заслугам». (Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Людмила Иванова, Нина Дорошина, Перт Щербаков, Людмила Крылова, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Лилия Толмачева. 1962 г.)

Чтобы народ не стеснялся, тот, о ком говорят, выходил из комнаты. Помню, как выходила я и минут двадцать ждала, пока меня позовут обратно. Как же меня трясло! Зато, когда я присоединялась к коллегам и по их улыбкам видела, что все в порядке, это было огромное облегчение. И схожие чувства испытывал каждый, в том числе и сам Олег — ведь он точно так же выходил, и его, как всех, обсуждали... Надо ли говорить, что, если к нам приходил новый человек, с ним предварительно беседовал весь коллектив. Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Вот распределяются роли в пьесе «Голый король», на главную женскую роль Принцессы рекомендуют Лилю Толмачеву. Но что она делает?

Предлагает, чтобы эту роль сыграла Нина Дорошина. Вы где-нибудь видели, чтобы одна актриса отдавала роль другой? А у нас такое было возможно... Сейчас в это, наверное, трудно поверить, но мы сообща делили деньги. Все официальные зарплаты складывались в общий котел и оттуда перераспределялись. Того, кто отличился в работе, могли премировать, и тогда он получал, например, 90 рублей за месяц, а остальные — по 70—80 рублей. Сколько получит сам Ефремов, тоже решалось коллективом. Как могла существовать такая система, сейчас даже вообразить трудно. Но Олег в нее поверил и нас заразил своей верой — этого заряда хватило на несколько лет.

Олег хотел, чтобы театр работал по принципу колхоза и артисты получали деньги за трудодни.

Кроме того, он мечтал, чтобы мы зарабатывали сами и не зависели от государства. И тут как раз в стране стали создавать бригады коммунистического труда, об этом много писали в газетах. И Олег пытался убедить райком, чтобы труппу «Современника» сделали такой бригадой — разумеется, понимания он не нашел, нам отказали. Но Олег продолжал выдавать идею за идеей по организации театра нового типа».

Спутали Ефремова с Олегом Поповым

«Ефремов сам написал устав, согласно которому у него, главного режиссера, не было никаких полномочий, — рассказывает Леонид Эрман, директор театра «Современник» на протяжении более чем 40 лет. — Был смешной случай, когда после премьеры «Голого короля» один чиновник вызвал Олега и долго перечислял ему, что нужно убрать, а что подправить.

«Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Так, однажды Лиля Толмачева предложила, чтобы ее роль сыграла Дорошина. Где вы еще видели, чтобы одна актриса отдала роль другой?». (Олег Ефремов, Галина Волчек и Нина Дорошина в спектакле «Назначение». 1963 г.)
«Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Так, однажды Лиля Толмачева предложила, чтобы ее роль сыграла Дорошина. Где вы еще видели, чтобы одна актриса отдала роль другой?». (Олег Ефремов, Галина Волчек и Нина Дорошина в спектакле «Назначение». 1963 г.)

Олег на все требования отвечал одно: «Это не я решаю… Это правление решает. Как правление решит — так и будет…» Чиновник наконец не выдержал: «Да какое там еще правление! Для нас есть один человек — Олег Попов!» Он имел в виду Ефремова, просто оговорился (что, впрочем, выдавало в нем любителя скорее цирка, чем театра). Но шутка в театре прижилась. Мы говорили: «Какое еще правление? Для нас есть только Олег Попов!» А тем временем Ефремов выносил на обсуждение новые и новые принципы, по которым должен функционировать театр современного типа. В какой-то момент попытался ввести в устав правило, что театр работает только три года, а потом на время закрывается, и артисты разъезжаются по стране — набираться жизненного опыта (при этом дают честное слово по профессии не работать, в кино не сниматься).

Это оказалось невозможным — нельзя театр то закрывать, то открывать, есть же бухгалтерия, баланс, помещение... Но Ефремов одно время очень носился с этой идеей. В студенческие годы он вместе с другом совершил поездку по Волге и придавал большое значение путешествиям, общению с людьми. Мы с ним, кстати, и подружились в путешествии...

В 1955 году весь наш курс Школы-студии МХАТ поехал с концертами на целину, в Казахстан. И с нами отправился молодой преподаватель — Олег Ефремов. Он был нашим художественным руководителем, ставил отрывки из спектаклей...

А я вел организаторскую работу. Житье-бытье наше было неказистое, каждый день мы переезжали из колхоза в колхоз, ночевали в спартанских условиях — где-нибудь в школе, в актовом зале... Зато все вместе, и времени познакомиться-пообщаться хоть отбавляй. Мы с Олегом были ровесниками — ведь я пришел в Школу-студию после армии и оказался старше своих однокурсников лет на шесть-семь. И было видно, что Олегу со мной интереснее, чем с остальными. Ну а уж мне с ним — тем более. Незаурядный человек, совершенно особенный! Я уже тогда почувствовал на себе силу его обаяния. А через несколько лет Людмила Иванова привела меня в «Современник», и я стал там директором...»

Голый Евстигнеев вызвал скандал

«Не сразу было понятно, что создается новый театр — вначале речь шла о постановке одного спектакля, — продолжает Людмила Иванова.

«Олег искал актеров повсюду. Встретив бывшую жену Лилю, работавшую в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам!» (Олег Ефремов и Лилия Толмачева)
«Олег искал актеров повсюду. Встретив бывшую жену Лилю, работавшую в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам!» (Олег Ефремов и Лилия Толмачева)
— Ефремов задумал поставить пьесу Виктора Розова «Вечно живые» — ту самую, по которой позже снимут фильм «Летят журавли». Ефремов играл Бориса, Кваша — Володю, Света Мизери — Веронику. А Галя Волчек очень ярко сыграла Нюрку-хлеборезку. Платье с цветочками, чернобурка на шее, кубанка… Галя произносила: «Накоплю пятьсот тысяч и притихну!» — в зале все падали от смеха! Ну а мне в мои двадцать с небольшим досталась роль Анны Михайловны, соседки-учительницы, с которой Вероника живет во время эвакуации. Помню, Олег объяснял мне: «Тебе уже много

лет.

У тебя погиб муж, неизвестно, вернется ли сын. Ты все потеряла. И переживания этой девочки, Вероники, кажутся тебе совершенно незначительными…»

Премьера спектакля «Вечно живые» состоялась 15 апреля 1956 на сцене филиала МХАТа. Зрители не расходились. Они снова и снова требовали, чтобы мы вышли на сцену кланяться, а потом толпой поджидали нас на выходе из театра. Так мы доказали, что нужны молодому поколению и, значит, имеем право на существование. И МХАТ взял студию на договор и заключил с нами трудовые соглашения. Главное, что мы получили свою площадку. Директор МХАТа Солодовников разрешил, чтобы мы играли на сцене их филиала по понедельникам, когда у театра выходной.

Мы могли давать спектакль строго раз в неделю. Именно на этой сцене спустя четыре года мы поставили «Голого короля». И если до 1960 года к нам просто выстраивались очереди, то теперь, чтобы купить билет, к кассам театра стали приходить ночевать с раскладушками. Это была настоящая политическая сатира, где речь вроде бы шла о сказочном государстве, но все было узнаваемо. И почти после каждой фразы зрители давали это понять аплодисментами. Евстигнеев, игравший Короля, появлялся на сцене в одних плавках телесного цвета — правда, интересные места ему закрывала синяя лента. Фрейлины тоже выглядели по тем временам вызывающе: в ярких корсетах (красных, зеленых, оранжевых) и белых лосинах. Уже прошло несколько спектаклей, и только тогда чиновники догадались, что кроется за этим эзоповым языком.

«Ефремов как-то сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…» (Олег Ефремов и Людмила Зайцева в фильме« Здравствуй и прощай». 1972 г.)
«Ефремов как-то сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…» (Олег Ефремов и Людмила Зайцева в фильме« Здравствуй и прощай». 1972 г.)

Специальная комиссия взялась за дело, провели партбюро во МХАТе. Секретарь парторганизации кричал, что это не пьеса «Голый король», а голый артист Евстигнеев, вокруг которого собрались распущенные фрейлины… Мы с Ефремовым наблюдали, как выступающие все больше лгут и уже откровенно передергивают факты. Художественный совет театра внес поправки: Евстигнеева — одеть! Фрейлинам — юбки! Остальным сшить закрытые камзолы… Но и это не спасло — через несколько дней МХАТ расторг с «Современником» договор, больше у нас сцены не было. И снова начались репетиции на случайных площадках. Но где бы ни проходили спектакли, с тех пор зритель нас находил. И зритель это был совершенно особый, преданный. Один раз был случай: во время спектакля Ефремов переходил в темноте через сцену, оступился и упал прямо в зал, на женщину в первом ряду.

Она даже не вскрикнула: встала, помогла подняться Ефремову и села на свое место... А после спектакля выяснилось, что у нее — травма, перелом пальца. И ведь досмотрела до конца спектакль, несмотря на боль!

12 апреля 1961 года — день, когда состоялся полет Гагарина в космос, мы получили собственное здание. Бывшее здание Театра эстрады на площади Маяковского предназначили под снос, но в последний момент отдали нам. Мы с энтузиазмом отмывали окна, люстры, красили трубы… Исследовав подвал, Олег обнаружил довольно просторный зал и загорелся идеей: «Нужно сделать артистическое кафе!» И сделали. В нашем кафе не было официантов.

Каждую неделю среди актеров назначались дежурные, они закупали продукты и спиртное. После спектакля актеры спускались в подвал, сами себя обслуживали, а деньги просто клали на поднос. Вообще, в здании на площади Маяковского прошли наши лучшие годы».

Позвал в «Современник» бывшую супругу

«Самым важным для театра был, по мнению Олега, выбор пьесы, — продолжает Леонид Эрман. — Следовало найти что-то такое, что по-настоящему волнует людей именно сегодня. Допустим, пьеса «Два цвета» родилась из заметки в газете: там речь шла о том, что на улице убили молодого парня, комсомольца, а люди проходили мимо — и Ефремова зацепила тема равнодушия.

В фильме «Три тополя на Плющихе». 1967 г.
В фильме «Три тополя на Плющихе». 1967 г.

При этом сейчас уже никто точно не скажет, как и при каких обстоятельствах было придумано название театра — «Современник». Но слова «современный», «современность» Олег и все мы произносили постоянно. Хотя самым часто употребимым — как показало шуточное исследование, которое мы однажды провели, — было у нас слово «гражданин». Ну а в названии «Современник» был еще один смысл. Дело в том, что Ефремов обожал Пушкина, а тот, как известно, издавал в свое время журнал «Современник».

Олег повсюду искал актеров в свою команду. Встретив на улице свою бывшую жену Лилию Толмачеву, работавшую к тому времени в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам! Кому нужна твоя Нинка в «Маскараде»?

А у нас — настоящие пьесы, современные!» Но чего ни скажешь, чтобы переманить хорошую актрису к себе. На самом деле Олег классику уважал и вообще — читателем был страстным. Он всю жизнь собирал библиотеку и взял себе за правило прочитывать не меньше 400 страниц в сутки, хотя бы пришлось ради этого жертвовать сном. Олег много делал, чтобы и нам расширять кругозор. Каждую неделю устраивал встречи актеров «Современника» с замечательными людьми: Ахмадулиной, Рождественским, Таривердиевым, Евтушенко, Вознесенским. Для нас играл Святослав Рихтер, пела Елена Камбурова. Думаю, Олегу нелегко было договориться, чтоб они к нам пришли, но для него не было ничего невозможного..»

Жениться — только внутри театра!

«Олег беспощадно искоренял слово «я» — следовало говорить «мы» и жить общими интересами, — рассказывает Людмила Иванова.

— Частную жизнь артиста Олег считал недостойной темой для разговоров. Для Олега все это было — мещанство. Помню, однажды он подошел и молча стер платком красную помаду с губ Гали Волчек — чтобы не выделялась! Не дай бог, было при нем заикнуться: «Я опоздал, потому что у меня семейные проблемы… дети…» Олег сразу огорчался: «Я вам сейчас говорю о вечном! А вы мне о чем?» Он считал, что артистам вообще не следует отвлекаться на жизнь вне театра, а значит, жениться лучше было бы друг на друге. Олег мечтал, чтобы все наши мальчики нашли себе жен внутри «Современника». И поначалу так

все и пошло: Олег Табаков женился на Люсе Крыловой.
«Ефремов считал, что артистам нельзя отвлекаться на жизнь вне театра. И мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». Первым женился Табаков». (Олег Табаков с женой Люсей Крыловой. 1972 г.)
«Ефремов считал, что артистам нельзя отвлекаться на жизнь вне театра. И мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». Первым женился Табаков». (Олег Табаков с женой Люсей Крыловой. 1972 г.)
Фото: Виктор Будан/ТАСС

Помню, мы упаковали хрупкую маленькую Люсю в коробку и преподнесли жениху в качестве подарка. Мы вообще старались придумывать оригинальные подарки. На бенефис Евгения Евстигнеева мы, например, подарили ему настоящего кота в мешке. Специально в подворотне поймали, хотелось подарить что-то оригинальное, но недорогое — денег-то не было..

Следом за Табаковым и Крыловой поженились Лиля Толмачева и Виктор Фогельсон, который считался в театре своим человеком. Еще до «Современника» Лиля успела побывать замужем за самим Ефремовым, но к этому времени между ними уже оставалась только дружба. Так что — никаких драм! Олег был очень рад за Лилю.

Сам Ефремов, конечно, часто влюблялся. Он был живым человеком, который и выпивал, и курил, и увлекался. Думаю, что влюбляться ему было совершенно необходимо для того, чтобы быть на подъеме. Он даже как-то сам сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…

Что меня поражало в Олеге — это отсутствие ревности. Ладно бы только человеческой — он не был ревнив даже как режиссер, что вообще огромная редкость. И дарил целые идеи постановок другим. В 1959 году Олег начал ставить «Пять вечеров» по пьесе Володина, но правление на собрании раскритиковало его трактовку за излишнюю сентиментальность.

Особенно бескомпромиссна была Волчек. Вместо того чтобы обидеться, Ефремов предложил: «Галя, поставь тогда спектакль сама — как его видишь ты…» И она сделала другую постановку, гораздо более жесткую, после чего все поняли, что у нее безусловный талант.

Потом Олег Табаков захотел попробовать себя в режиссуре, выбрав пьесу «Белоснежка и семь гномов». Ефремов дал Олегу полную свободу и решил не вмешиваться в его работу до генеральной репетиции. А когда пришел на прогон за сутки до премьеры, схватился за голову! Табаков сильно намудрил, сделав из сказки злободневный памфлет. Он ведь был очень молод и неопытен — многое в его спектакле осталось непонятным, да и действие было слишком затянутым. Нужно было срочно что-то делать.

Ефремов подошел ко мне: «Мила, мы будем репетировать всю ночь. Будем сокращать пьесу. Нужно организовать чай и бутерброды для актеров. И еще будешь выпускать «листок-молнию» — напоминать нам, сколько часов осталось до завтрашней премьеры». И мы начали переделывать, сокращать спектакль. Репетиция шла всю ночь. Люся Крылова, игравшая Белоснежку, даже в обморок падала от усталости. Но спектакль состоялся вовремя и имел успех! При этом Ефремову даже в голову не пришло вписать свою фамилию в качестве соавтора...»

Женщины «Современника» провожали его слезами

«Самое главное, что осложняло жизнь Ефремову, — это необходимость согласовывать каждую новую ­пьесу с цензурой, — говорит Леонид Эрман.

«Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.)
«Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.)
Фото: Мосфильм-инфо

— Сколько часов он провел в кабинетах чиновников, убеждая, умоляя, угрожая, — не сосчитать. Однажды к 50-летию Октября Ефремов подготовил пьесу о революционерах — «Большевики». Работа была проведена огромная: Олег прочитал много книг, водил актеров по музеем, они без конца смотрели документальные фильмы о съездах партии… И вот накануне главного прогона Ефремов узнает, что председатель Главлита Романов уже подписал запрет на постановку. Но пока ему официально об этом не сообщили, можно действовать. Олег бросился за помощью лично к министру культуры Фурцевой. Он поехал к ней в министерство, добился приема и пригласил на прогон. А если честно, со слезами уговорил, умолил приехать, вытащив ее с совещания.

Фурцева посмотрела спектакль и, когда в финале актеры запели «Интернационал», поднялась и подпела. После этого мы поняли: пьеса спасена. Это было за три года до ухода Ефремова из театра…

Сейчас говорят, что Ефремов ушел потому, что к 1970 году в «Современнике» начался кризис. Да, многое изменилось. Уже у актеров были семьи (и совсем не обязательно — внутритеатральные), дети... Мало кто был готов по-прежнему работать не только день, но и ночь. Наверное, поуменьшилось и атмосферы братства. Но я думаю, что Олег ушел не из-за этого. Еще будучи студентом Школы-студии, он мечтал работать в главном театре страны — МХАТе. А его туда почему-то не взяли, хотя ефремовская яркость всегда была очевидна.

Рассказывали, что, выйдя с товарищами за двери МХАТа, Олег крикнул: «Я буду здесь главным режиссером!» И вот теперь МХАТ надо было спасать. Старые актеры сами приняли такое решение, они сами пригласили Ефремова.

О том, что ведутся такие переговоры, Олег предпочитал не распространяться. И когда во время гастролей «Современника» в Алма-Ате он на три дня отлучился в Москву, никто и не подозревал, что это может означать. Как позже выяснилось, Ефремова вызывала Фурцева, чтоб сообщить: приказ о его назначении во МХАТ подписан. В Алма-Ату Олег вернулся очень взволнованным. Собрал в своем гостиничном номере ядро труппы — Волчек, Квашу, Евстигнеева, Толмачеву, Козакова… Сказал: «Такие дела…

«Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.)
«Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.)
Фото: Валерий Плотникова

Мне предложили возглавить МХАТ, и я уже дал согласие». Как мы потом поняли, Ефремов был уверен, что основные актеры «Современника» пойдут за ним. Но они отказались наотрез: «Олег, МХАТ — это труп. Мы и сами не пойдем туда, и тебе не советуем». Олег был просто потрясен, что верные люди, которые шли за ним столько лет, ему отказали. Поднялись споры: «Я обещаю, что вы там будете главными!» — убеждал Ефремов. «Зачем тебе это надо? — кричали и Евстигнеев, и Козаков. — Зачем ты согласился? Ты с ума сошел!» Этот тяжелый для всех разговор затянулся за полночь, а на следующий день после спектакля все опять собрались и спорили. Никто из ведущих актеров «Современника» в те дни не согласился идти за Олегом. Но и как театр будет теперь без него — тоже не очень понимали.

Актрисы плакали...

Вернувшись в Москву, Олег даже ездил к Фурцевой, в отчаянии пытался что-то переиграть. Но она на него закричала: «Это что вам, игрушки? Вас уже утвердили, и вы согласились!» И вот Олег ушел из театра, а горе актеров «Современника» постепенно сменилось решимостью выживать самостоятельно. Что театром должна руководить Волчек — это еще Ефремов предложил, и все поддержали. Хотя сама она не рвалась занять пост главного режиссера. Даже говорила: «Меня приговорили к этой должности». Но главное — она справилась. И для «Современника» началась новая страница — по-своему не менее прекрасная, чем первая...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог