Любовь Полищук завела роман с цыганом, но замуж за него не пошла

«Мужчин Люба моментально очаровывала, у многих раздувались ноздри в ее присутствии. А она абсолютно...
Елена Костина
|
12 Апреля 2018
Любовь Полищук
Любовь Полищук
Фото: Валерий Плотников

«Мужчин Люба моментально очаровывала, у многих раздувались ноздри в ее присутствии. А она абсолютно не умела кокетничать, мало того, терялась, когда за ней начинали ухаживать, говорили комплименты. При своей красоте Люба была ужасно неуверенной в себе женщиной», — рассказывает друг актрисы, конферансье, артист разговорного жанра и режиссер Лев Шимелов.

Сейчас уже не вспомню, в каком это было городе и в каком году. Но где-то в начале 70-х. Мы играли спектакль «Красная Стрела» прибывает в Москву», в котором Люба Полищук читала монолог проводницы, специально написанный для нее Михаилом Жванецким. Еще она пела и танцевала, и настолько темпераментно, что у нее туфля соскочила с ноги и полетела в зал. И один парень, сидевший близко к сцене, эту туфлю поймал. Я в этот момент был за кулисами, слышу оживление в зале: смех, громкие голоса. Тут еще и оркестр перестал играть. Выглядываю из-за кулисы — на сцене стоит растерянная Люба. «Пожалуйста, — говорит, — верните мою туфельку». На что ей тот зритель отвечает: «А вот и нет! У нас даже мячи, которые на стадионе залетают на трибуну, не возвращают. И эту туфельку я себе оставлю на память как драгоценный сувенир!» Вот уж насколько мало было в те времена таких нахальных зрителей, но иногда попадались… Помню, с каким отчаянием Люба крикнула ему: «У меня нет других туфель!» Можете себе представить, чтобы такую фразу произнесла современная артистка? Я уж думал сам спуститься в зал и забрать у нахала туфельку, но моя помощь не понадобилась, потому что у парня проснулась совесть: «Ладно, верну, но вы мне за это дадите автограф!» Подошел к сцене, поцеловал туфельку, протянул ее Любушке вместе с ручкой и билетом, на котором она расписалась. После чего спектакль продолжился.

Любовь Полищук с Олегом Далем
С Олегом Далем в фильме «Приключения принца Флоризеля». 1979 г.

У нее и правда было очень немного одежды и единственная пара туфель. И дело тут не только в том, что нам, артистам Московского мюзик-холла, платили копейки. Просто подобрать Любе Полищук одежду — это целая история. Она была потрясающе красива. Высокая, метр семьдесят пять, тоненькая, но не худющая, все формы, как говорится, при ней. Фигура изумительная, но нестандартная. Когда мы бывали на гастролях за границей, зайдем в какой-нибудь магазин, Любаня примерит одно, другое: «Это мне коротко, это мало, здесь моего ничего нет». Все наши девчонки там в вещах буквально закапывались, а Полищук спокойно стояла и ждала их. Нога у Любушки была большая — 43-го размера, что при ее росте не бросалось в глаза. Но вот купить женскую обувь такого размера — проблема, да еще во времена дефицита в Союзе. Вот и носила Люба единственные туфли, как говорится, и в пир, и в мир, и на сцену.

С Любушкой мы были знакомы с конца 60-х годов, когда главный режиссер и один из создателей Московского мюзик-холла Александр Павлович Конников пригласил нас работать в этот театр. Сказал: «Будете играть у меня главные роли». Я, как только увидел Любушку, заморгал часто-часто, настолько был шокирован. «Ничего себе, — думаю, — какая королева! И что, я с этой женщиной должен на сцену выходить? Я рядом с ней просто потеряюсь». Я, кстати, на два сантиметра ниже ее, пришлось даже набойки на ботинках сделать, чтобы на сцене быть с ней вровень. Она меня почему-то звала Филипком. «Любаня, — спрашивал я, — а почему Филипок-то?» — «Не знаю, — смеялась она, — Филипок, и все!» Как-то так сложился у Любушки мой образ.

Любовь Полищук с Владимиром
Седовым и Юрием Морозом
С Владимиром Седовым и Юрием Морозом в фильме «Тайна «Черных дроздов». 1983 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Держалась она всегда просто. И было даже что-то парадоксальное в сочетании необычайной ее красоты с этой простотой. Мужчин Люба моментально очаровывала, у многих раздувались ноздри в ее присутствии. А она абсолютно не умела кокетничать, мало того, терялась, когда за ней начинали ухаживать, говорили комплименты. Люба была ужасно неуверенной в себе женщиной и красавицей себя вовсе не считала. Помню, мне казался странным ее выбор мужа: Валера Макаров до нее ни в каком смысле недотягивал. Я потом понял: в ее вкусе были мужчины, скажем так, с необычной внешностью, совсем непривлекательные с точки зрения общепринятых стандартов. 

Макаров работал с нами в мюзик-холле один-два сезона. И когда я был занят на съемках телепередачи «Артлото», он в наших с Любой спектаклях играл моих героев, и, надо сказать, хорошо справлялся. Но в основном Макарову доставались маленькие роли, его не считали таким уж сильным артистом. Я не помню, чтобы Люба страдала, когда они с Валерой все-таки разошлись. Хоть ей и пришлось после этого мыкаться по съемным углам с маленьким Лешей. Конечно, одной с ребенком в столице было тяжело, но как-то устроить личную жизнь Люба даже не стремилась. И вот у нас в театре появился приглашенный артист — цыганский певец Володька Климашенко. Он как-то сумел ее заинтересовать. «Хороший парень, — говорила про него Люба, — мы с ним дружим». Парень действительно был замечательный — добрый, веселый, Любушку буквально бого­творил, и в какой-то момент у них начался роман. О браке там и речи не было, Любаня замуж не собиралась, была помешана на сцене, но я видел, что им с Володькой хорошо вместе.

Любовь Полищук
«В ее вкусе были мужчины, скажем так, с необычной внешностью, совсем непривлекательные с точки зрения общепринятых стандартов» «Вавилон XX». 1979 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Вся ее тогдашняя жизнь проходила на моих глазах. Мы много ездили вместе, наш мюзик-холл дважды объехал Советский Союз с гастролями. Когда были в родном Любушкином Омске, на наше выступление пришли все ее родные и близкие: мама Ольга Пантелеевна, тетя, друзья. После спектакля Люба пригласила в гости меня и еще нескольких наших артистов: «Сейчас все едем не в гостиницу, а ко мне, мамка пельмени сделала!» Помню длинный стол в тесной квартире, Люба сидит рядом с Ольгой Пантелеевной, а мы все по бокам и едим настоящие домашние сибирские пельмени, которые я тогда попробовал впервые.

Бывали у нас и заграничные гастроли, в основном в соцстраны: то в Болгарию, то в Чехословакию. В Польше были несколько раз, в Варшаве, Гданьске, Познани и еще каких-то городах. Когда в мюзик-холл звонил польский импресарио, у него всегда был первый вопрос: «Полищук у вас еще в труппе?» — «Да, конечно!» — «Ну тогда давайте договариваться о гастролях!» После спектаклей нас таскали по всяким приемам, мы ходили с бокалом шампанского в руке, Любушка всегда была окружена стайкой поляков, и все они из кожи вон лезли, так старались произвести на нее впечатление. А Люба меня дергала: «Лева, что мне этому ответить? А этому?» И я всякий раз удивлялся, чего она боится? «Любаня, да болтай ты что хочешь! Какая разница?»

Любовь Полищук
«Люба абсолютно не умела кокетничать, мало того, терялась, когда за ней начинали ухаживать, говорили комплименты. Она была ужасно неуверенной в себе женщиной и красавицей себя вовсе не считала» 1983 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Один солидный польский господин в возрасте, ему было уже за пятьдесят, просто с ума сходил по Любушке. Не помню, куда в тот вечер делся Володька, он тоже был с нами на гастролях, а тут поляк приглашает поужинать в ресторане. Люба говорит: «Одна с ним не пойду! Составишь компанию?» Пошли втроем. Поляк расстарался, заказал для нас много разных блюд, сами-то мы такого себе позволить не могли — суточные нам платили копеечные. Замечательно посидели. И вот прощаемся с поляком у лифта. Люба входит в кабину первой, я за ней, уже и двери начали закрываться, и буквально за секунду до того, как они захлопнулись, к нам влетел этот поляк. Мол, провожу Любу до номера. Любушка испуганно смотрит на меня: спасай! «Пан, — пытаюсь ему втолковать, — не тшеба так». Что в переводе на русский означает «так не надо». И дальше по-польски ему объясняю, что эта женщина не свободна, поэтому у нее могут быть неприятности. Мол, она ценит ваше внимание, но, пожалуйста, оставьте ее. В общем, удалось все уладить миром, поляк поехал обратно вниз, а я проводил Любушку до номера и отправился к себе.

Кстати, польский язык мы с Любой несколько месяцев учили специально для гастролей. Потому что в Зале конгрессов в Варшаве, где около трех тысяч мест, мы вели нашу программу по-польски. Помню, стоим мы с Любаней за кулисами и обсуждаем, разумеется на русском языке, как будем работать во втором отделении. И к нам обращается какой-то поляк: «Извините, а откуда вы так хорошо знаете русский язык?» Оказывается, посмотрев первое отделение, он даже не понял, что мы не его соотечественники. Так чисто мы по-польски говорили.

Любовь Полищук с  Андреем Мироновым
«Наш театр закрыли, и мы с Полищук стали артистами Москонцерта. И тут уж сама судьба вмешалась. Любу пригласили станцевать танго с Андреем Мироновым» С Андреем Мироновым в фильме «12 стульев». 1976 г.

Потом, когда нам поступило приглашение на гастроли сразу в три страны Латинской Америки, мы с Любой принялись учить тексты спектаклей на испанском языке, в котором тоже здорово поднаторели. Но по каким-то причинам поездку отменили. Полищук ужасно расстроилась: «Боже мой, мы же полгода репетировали, что же это такое? И на фига мне нужен этот испанский теперь?»

С одной стороны, жизнь в мюзик-холле была очень удобная. «Репертуар у нас есть, костюмы нам шьют, за границу ездим, живем в хороших гостиницах, зарплату нам платят», — успокаивала себя Люба. А с другой стороны, широкая публика артистов мюзик-холла не знала, поэтому ни на телевидение, ни в кино нас не звали. И таланту Любы негде было реализоваться в полной мере. При этом заботиться о своей карьере она не умела. Ни режиссеру в театре показаться, ни предложить себя на роль в кино. Но все решилось само собой — наш театр закрыли, и мы с Полищук стали артистами Москонцерта. И тут уж сама судьба вмешалась. Любу пригласили станцевать танго с Андреем Мироновым в «12 стульях», и она сразу всем запомнилась. И с тех пор стала сниматься в кино. Так же и с театром: Михаил Левитин увидел Полищук, «заболел» этой актрисой и пригласил в свой Московский театр миниатюр (сейчас он называется театр «Эрмитаж». — Прим. ред.). Я был там на многих ее спектаклях, а позже, когда она ушла к Иосифу Райхельгаузу, ходил в «Школу современной пьесы». Правда, общались мы уже редко и в основном по телефону. Любушка всегда была рада моим звонкам. Я знал, что она абсолютно счастлива с Сергеем Цигалем, она его очень любила.

Любовь Полищук
«Держалась Люба всегда просто. И было даже что-то парадоксальное в сочетании необычайной ее красоты с этой простотой» В фильме «Приключения принца Флоризеля». 1979 г.

Когда Любы не стало, мне позвонил тот самый Володька-цыган. Он откуда-то узнал эту страшную новость — одним из первых. А через год после Любушкиного ухода меня разыскал Леонид Якубович и попросил рассказать о ней в документальном фильме «Любовь Полищук. Последние 24 часа». Я удивился, ведь мы с Полищук тесно общались не в последний ее день и даже не в последние годы, а много раньше. Оказалось, муж Любы сказал, что в последние часы своей жизни она вспоминала нескольких людей из прошлого. В том числе Жванецкого и меня. Эпоху работы в мюзик-холле Полищук никогда не забывала.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог