Лариса Голубкина: «Мои розыгрыши поддерживал только Андрей Миронов»

«Раньше я постоянно дома пела. А как только вышла замуж за Андрюшу, перестала: он объяснил, что я...
Лариса Голубкина
В фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Раньше я постоянно дома пела. А как только вышла замуж за Андрюшу, перестала: он объяснил, что я неправильно пою. Раньше я считала, что хорошо говорю по-английски. А потом стала бояться, потому что Андрюша постоянно меня одергивал из-за произношения. Лучше бы он не критиковал, а поучил. Но он для этого был слишком нетерпелив. А когда я стала водить машину, боже, как же он на меня орал! «Не туда поехала! Не так повернула!» — рассказывает актриса Лариса Голубкина.

— Лариса Ивановна, вы снова живете вместе с дочерью, Мария переселилась к вам. Почему?

— Я очень рада, что Маша вернулась в дом, в котором выросла. Но это временно. Она в процессе пере­езда, должна скоро перебраться в новую квартиру в соседнем доме. Правда, я ее недавно спросила: «Ты когда уезжаешь?» Она говорит: «Никогда. Мне нравится у тебя». Так и живем вместе, вот уже семь месяцев. И прекрасно уживаемся. Мне кажется, Маша мудрее меня. Я более инфантильна… Она говорит, что у меня комплексы. И она права — комплексов у меня действительно много… Мне всегда немного не хватало того, чтобы кто-нибудь меня хотя бы чуть-чуть подхваливал. Меня всегда, наоборот, только гасили… И я привыкла относиться к себе с большим недоверием.

— А как же Андрей Александрович Миронов, ваш муж? Разве он вас не хвалил?

— Андрюша хвалил? Да вы что! Знаете, до того, как я вышла за него замуж, я считала, что хорошо говорю по-английски. Во всяком случае, когда ездила за границу со своими фильмами, как-то разговаривала. А потом стала бояться. Потому что Андрюша постоянно меня одергивал из-за произношения. Лучше бы он не критиковал, а поучил. Но он для этого был слишком нетерпелив. Когда я стала водить машину, боже, как же он на меня орал! «Не туда по­ехала! Не так повернула!» Конечно, от этого крика никакой пользы, только руки трясутся, в стенку можно въехать. Но в отношениях так: либо не уступаешь и расходишься, либо смиряешься и подстраиваешься… Я подстраивалась. Раньше я постоянно дома пела. А как только вышла замуж за Андрюшу, перестала. Он объяснил, что я неправильно пою. Хотя я окончила музыкальное училище, а в театральном институте училась на отделении музкомедии у Марии Петровны Максаковой. 

Лариса Голубкина с Олегом Борисовым
«Отец не хотел, чтобы я становилась актрисой. Он считал, что актрисы — женщины легкомысленные. И у него были для этого все основания» С Олегом Борисовым в фильме «Дайте жалобную книгу». 1965 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

У нас дома в основном пел Андрюша. Записывал что-то, репетировал. У нас были крутые колонки, постоянно звучала музыка, часто на всю громкость и до четырех утра. Андрюша любил джаз. Я тоже джаз обожала. В общем, как и всю другую музыку. Во мне музыкальность врожденная, я много чего могла. Но — не пригодилось в жизни! Кстати, Мария Владимировна, мать Андрюши, которая тоже никого никогда не хвалила, однажды сделала мне комплимент. Тогда в СССР приехала Алла Баянова — то ли из Румынии, то ли еще откуда-то, и мы пошли на ее концерт. Когда он закончился, Мария Владимировна вышла в фойе и сказала эффектно, на публику: «Ну, моя невестка-то романсы поет лучше». И это был единственный случай, когда я услышала от нее доброе слово. Она вообще считала, что никто ничего не умеет ни играть, ни петь. 

Практически тот же характер — жесткий и безапелляционный — был и у моего отца. Конечно, он меня любил. Но все время меня подкалывал и похихикивал. Так уж у него было заведено. Он и о своих достоинствах никогда не кричал. Отец преподавал в Высшем командном училище, и одним из его студентов был Дмитрий Язов, маршал и министр обороны СССР. Так вот отец ни разу об этом не упомянул — я об этом узнала от самого Язова. Родители жили по принципу — неудобно выпячиваться. И во мне это воспитали. Как-то, когда я была еще дошкольницей, отец стал при мне бить чечетку. Я покраснела и сказала: «Ты дурак». Мне было так неудобно, что он перед людьми выкаблучивается. А вот теперь я сама выкаблучиваюсь перед людьми, уже 55 лет. И мне еще никто до сих пор не сказал, что я дура. Но выкаблучиваюсь…

— Но хоть за «Гусарскую балладу» отец вас похвалил? Ему, как военному, этот фильм наверняка понравился.

— Он мне, во всяком случае, не говорил, что ему понравилось. Но я понимала, какое это для него потрясение: вот была Лариса, школу только что окончила, а теперь к ней очередь стоит, чтобы она расписалась на открытке. Отец вообще не хотел, чтобы я становилась актрисой. Он считал, что актрисы — женщины легкомысленные. И у него были для этого все основания, он их много перевидал.

Андрей Миронов
«В отношениях так: либо не уступаешь и расходишься, либо смиряешься и подстраиваешься… Я под Андрея подстраивалась» Андрей Миронов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Где же?

— Отец окончил Высшее командное училище, потом сам там преподавал. Потом десять лет служил в Германии. Что вы думаете, туда не приезжали актрисы? В большом количестве. И, как я теперь понимаю, у отца случались с ними романы. Папа был шикарный, внешне — как американская кинозвезда. Голубые глаза, хорошая фигура, приятный голос. Он пел, бил чечетку, играл на гитаре, был завзятым преферансистом, чемпионом по стендовой стрельбе, азартным охотником, коллекционировал ружья… Словом, органика природная — фантастическая, настоящий гусар!

— Но у вас же тоже органика! Как можно было ее не заметить?

— Да я сама всю жизнь сомневаюсь: а я вообще артистка или не артистка? Не так-то просто мне было преодолеть вот этот вот комплекс, который в меня в детстве вбили: мол, подумаешь, ничего особенного в тебе нет. А ведь первые свои концерты я стала давать еще до школы. Пела весь репертуар Шульженко и Утесова, могла любые звуки повторить: затыкала одну ноздрю и имитировала гавайскую гитару. Мы тогда жили возле Лефортовского парка, на Волочаевской улице, в большом восьмиэтажном доме образцового содержания. Он был сконструирован по типу западной гостиницы — внизу в холле огромное зеркало, швейцар. На цокольном этаже прачечная и библиотека. Там был просторный зеленый двор. И вот в этот двор выносили патефон, и я пела все подряд, все, что слышала по радио. Но никто особенного внимания на это не обращал и способностей за мной не признавал. 

Отец мне говорил: «Подумаешь, ты поешь! Не одна ты, вся деревня поет!» Еще мне могли сказать: «Прекрати петь, иди делай уроки!» — это я слышала часто… Рядом с нашим домом находился институт, где готовили военных переводчиков. Меня туда приглашали на какие-то вечера, и я там пела старинные русские романсы, а еще песню «Пламя взгляда расточать не надо…», которую услышала от Лолиты Торрес в фильме «Возраст любви». Приду, спою и уйду скромненько. Теперь про себя думаю: какая я непрактичная! Один генеральский сын за мной ухаживал, но я считала его противным дураком. Нет чтобы найти себе женишка там, как многие девочки из нашего двора, и тут же уехать с ним за границу. (Смеется.) 

Лариса Голубкина с Верой Васильевой, Владимиром Ушаковым, Андреем Мироновым
С Верой Васильевой, Владимиром Ушаковым, Андреем Мироновым и другом семьи. 1980-е гг.
Фото: из личного архива Веры Васильевой

Видимо, у меня было предчувствие другой судьбы. И все старания отца оградить меня от этого оказались напрасны. Помню, как-то мы отдыхали на море, а там как раз гастролировал оркестр под руководством Кирилла Кондрашина (в то время один из лучших оркестров) и драмтеатр из Горького. И вот сидит отец на пляже, режется с музыкантами и артистами в преферанс, но при этом следит за каждым моим шагом. В труппе Горьковского драмтеатра была прекрасная актриса — Раиса Вашурина. Мы семьей ходили на два или три спектакля и с ней познакомились. И вот она на пляже стала натирать мне спину кремом, чтобы я не сгорела. А папа говорит: «Отойди от нее». Я удивилась: «Почему?» — «Она артистка!» Как будто она прокаженная! У Вашуриной был сын Игорь, и он мне нравился. И я Игорю понравилась. Папа это сразу засек и потребовал, чтобы мы с Игорем не общались. Но, когда отец днем засыпал, мама мне говорила: «Он час-полтора будет спать. Быстро бегите от дома куда-нибудь подальше, погуляйте и возвращайтесь».

— В вашей семье, похоже, царил настоящий патриархат…

— Да. Отец нас с мамой поил, кормил. И контролировал. Думаю, он маму ревновал, хотя она поводов не давала. Если и надо было кого-то ревновать, так это как раз его самого. Однажды дело приняло серьезный оборот — родители могли развестись. Я этот момент уже осознавала, мне было десять лет. Потом, став взрослой, я маму спросила: «Что произошло тогда между вами?» Мама рассказала, что у отца появилось серьезное увлечение, и от обиды она хотела даже, чтобы он ушел. Но потом села и подумала: ну, он уйдет… А как дочку-то одной тянуть? «Ларис, у меня к папе была любовь невероятная, — объясняла мама. — В какой-то момент я его любила даже больше, чем тебя. Но когда он стал так себя вести… Я задумалась и выбрала: на первом месте у меня должна быть дочь. И я осталась с отцом из-за тебя». 

Она сконцентрировалась на мне и от этого стала неуязвимой. Когда в других романтических отношениях с одной немкой у отца появилась внебрачная дочка Дагмара, мама уже была закаленной. Многие офицерские жены после такого бежали жаловаться командованию. Они не задумывались, что этим перечеркивают карьеру мужа, ведь подобное поведение не соотносится с обликом советского офицера. Их мужей просто вышвыривали и из Германии, и из армии. А мама вела себя разумно. Она понимала: если разрушится карьера отца, от этого пострадает вся семья.

Лариса Голубкина с Владимиром Андреевым
«Для моего отца это было потрясение: вот была Лариса, школу только что окончила, а теперь к ней очередь стоит, чтобы она расписалась на открытке» С Владимиром Андреевым в фильме «Сказка о царе Салтане». 1966 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Ну а вы? Как же вы все-таки решились поступить в театральный?

— А я родителей просто не поставила в известность, что поступаю в ГИТИС. Сохранить тайну было несложно. Дело в том, что когда отца отправили служить в Германию, мне было тринадцать. Два года я пожила там с ними, а в пятнадцать меня отправили назад в Москву, где образование все же было получше. Так я стала жить одна. Вся квартира была на мне, и я хозяйничала. Дни рождения сама себе устраивала. Помню, на один такой день рождения пришли три перепуганных мальчика (один из них, Валера Скрипников, потом пел в ансамбле Александрова) и подарили мне фарфорового осетра, сделанного на Ленинградском фарфоровом заводе, и дулевскую статуэтку — Минин и Пожарский. До сих пор эти подарочки у меня на полке стоят. 

Родители ежемесячно присылали мне приличные деньги. Я могла бы шиковать: как говорится, гуляй, Вася, жуй опилки! Но ничего подобного, у меня и в мыслях не было загулять. Я ходила в читальный зал Библиотеки имени Ленина, в Третьяковку, в зал Чайковского. Это было модно. Словом, поводов для волнений родителям не давала. Ко мне часто заходил дядя, брат отца, Александр Павлович. Он служил главным почтмейстером на московском почтамте и всегда носил специальную почтмейстерскую форму. И вот, когда он приходил ко мне пообедать, я думала, что он меня проверяет. На самом деле я просто уже тогда хорошо готовила. И вкусно его кормила.

— Интересная у вас семья. Вы же еще, кроме прочего, внучатая племянница выдающегося скульптора Анны Голубкиной?

— Она была теткой отца, но об этом у нас считалось неприличным кому-то рассказывать. Мол, стыдно «примазываться» к знаменитости. У нее, конечно, удивительная судьба. Приехала из своего Зарайска в Петербург, поступила в Академию художеств. А потом отправилась во Францию, нашла великого Родена и добилась, чтобы он взял ее в ученицы. И он оценил талант «русской дикарки»! Удивительное дело, она стала одним из самых выдающихся скульпторов Серебряного века. А ведь она из семьи, можно сказать, фермеров. 

У Голубкиных в Рязанской губернии около Зарайска были сады и огороды. До сих пор там есть Голубкин лес. И вот из этого леса Анна Голубкина вышла и столького добилась. Горячая была женщина, неуправляемая. У нее даже с Толстым, которого она лепила, конфликт случился… Может, дело в том, что она родилась в горящем доме — в этот момент начался пожар. Но голубкинская линия вообще неспокойная. Одного из папиных братьев, который был в Белой гвардии, расстреляли. Его жена сразу после этого застрелилась.

Лариса Голубкина
«На роль пробовались Гурченко, Немоляева, Фрейндлих. Но Рязанов выбрал меня, 21-летнюю девицу. В этом, наверное, и был мой секрет — что я довольно долго была девицей, блюла свою чистоту» В фильме «Гусарская баллада»
Фото: Мосфильм-инфо

— А ваша мама из какой семьи?

— Мамин отец жил на хуторе­ в 250 километрах от Москвы, в Калуж­с­кой губернии, ближе к Смолен­ску. У него было приличное хозяйство, овцы, коровы. За это его и раскулачили. Сама же мама была прекрасной закройщицей, но по профессии не работала, папа не разрешал. Она устроится, а он приходит и забирает ее: «А кто с Ларисой сидеть будет?» Характер у отца был, конечно, специфический. Но, может быть, в том, что я получила роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», есть косвенная заслуга отца. На роль пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих. Но Рязанов выбрал меня, 21-летнюю девицу. В этом, наверное, и был мой секрет — что я довольно долго была девицей, блюла свою чистоту. Я ведь хотела доказать отцу, что и актрисы — нормальные люди. Конечно, мне хотелось, чтобы отец признал мой актерский успех. Но вслух он этого так никогда и не сделал… 

Когда я со своими фильмами стала много ездить за границу, всегда привозила родителям подарки. Отец никогда не благодарил, наоборот, только критиковал. Привезу я ему роскошную пару обуви, а он посмотрит и говорит: «М-да, ну, это все эрзац, конечно… Не настоящее…» Я расстраиваюсь: «Как не настоящее?!» — «Так ведь капиталисты...» Он делал это нарочно. Стоило мне выйти за дверь, как он хвастался обновкой. Только однажды, уже совсем перед смертью, больной совершенно, высказался... Я к нему приходила тогда практически каждый день. И вот как-то я пришла, а он сидит на кровати, спустил ноги. Старый, костлявый, на нем датчики контроля висят. И сиделка Галя ему говорит: «Ой, Иван Павлович, какие у вас красивые ноги!» А папа отвечает: «У Лариски моей ноги тоже красивые». Вот и все поощрение, которое я от него получила за всю жизнь.

Вообще, эта тема — о том, какие раны люди друг другу наносят, — мне сейчас особенно близка. Совсем скоро, 19 мая, в Театре армии состоится премьера моего моноспектакля «Заплатки», и он как раз об этом… Идея именно такая: мы все рождаемся с разными талантами, но как только вступаем в жизнь, нам сразу пришпандоривают комплексы. Как заплатки. И на каждом из нас таких заплаток огромное количество. Особенно много комплексов у меня появилось после смерти Андрюши… Ведь тогда в моей жизни образовался дикий вакуум, пустота­…

Лариса Голубкина с Марией Голубкиной
«Я очень рада, что Маша вернулась в дом, в котором выросла. Так и живем вместе, вот уже семь месяцев. И прекрасно уживаемся» С дочкой Марией Голубкиной
Фото: PERSONASTARS.COM

— Когда Миронов был жив, в вашей небольшой квартире на Селез­невской улице постоянно собирались шумные компании, человек по двадцать — двадцать пять, вы всех угощали. Ваш дом считался одним из самых гостеприимных в Москве.

— Перед смертью Андрюши нам должны были выделить жилье побольше, и мы ходили смотреть квартиры. Ходили, ходили, а потом все вот как повернулось… Мне советовали все-таки довести дело до конца. Достаточно было бы сказать: «У меня горе, не могу здесь жить! Мне нужно переселиться». Но я не хотела. Мне важно было сохранить наш дом. Первое время я устраивала день Андрея раз или два раза в месяц. Мария Владимировна на это говорила: «А-а, вдова развлекается». А когда я отменила эти посиделки, она сказала: «А-а, выдохлась вдова». Она не со зла, просто такой характер. Она мне говорила: «Пока ты столы накрываешь и приглашаешь, будут приходить. Как только перестанешь — никто не придет». И Мария Владимировна была права... Дом мог быть полон и до сего­дняшнего дня, если бы я готовила, варила, парила, жарила… Но я это прекратила, и постепенно все гости из дома исчезли.

— А почему вы перестали готовить и приглашать?

— Пропало настроение после одного случая в 1991 году. Тогда Алексей Габрилович снимал документальный фильм «Андрей». Основная часть съемок проходила в Литве в городе Шяуляй. На 17 августа у Андрюши там был запланирован концерт. Но он умер 16 августа. Никто в Шяуляе не сдал билеты. И вот спустя четыре года мы приехали туда целой актерской армией — Шура Ширвиндт, Игорь Кваша, Мария Владимировна Миронова и многие другие, чтобы дать концерт в благодарность тем людям, кто сохранил билеты. После концерта мы установили крест в память об Андрее на Горе Крестов возле Шяуляя. Все жили в городе, а я со своей приятельницей, проректором ВГИКа Таней Сторчак, поселилась на хуторе, недалеко от города. 

Место потрясающее: аккуратный домик, лес, озеро, коровы, телята. И кто меня потянул за язык? Захотелось по­дурачиться. И я всю нашу актерскую братию пригласила на хутор переночевать. Причем попросила хозяев — мужа и жену: «Слушайте, ребята, давайте притворимся, будто я хозяйка этого хутора, будто я его купила». Зачем? Не знаю. Это была шутка, розыгрыш, и в конце я собиралась его раскрыть. И вот мы накрыли на улице большой стол. Угощение было роскошным. Там же натуральное хозяйство: колбасы, рыба, овощи — все свое. И вот все приехали туда, радостные такие. Сели за стол… Но едва я сказала, что это мой хутор, все сразу как-то приуныли. Гриша Горин подумал и говорит: «Лариса, слушай, а тут у них нигде поблизости такой хуторочек не продается? Я бы тоже купил…» Потом Кваша кивнул на хозяев, которые еду на стол подносили: «А это кто у тебя?» А я нет чтобы уже остановиться — доигрываю роль. Говорю: «А это мои батраки. Я же уезжаю, а кто-то должен следить за домом, тут коровы, козы, петухи, овощи». Вы не можете себе представить, ни один человек не остался ночевать, все уехали! Вместо того чтобы сказать: «Лариска, молодец! Как хорошо ты живешь, у тебя хутор!» — они разозлились. И вот тогда я поняла, какая же я идиотка. 

Лариса Голубкина
«Я всю жизнь сомневаюсь: а я вообще артистка или не артистка? Не так-то просто было преодолеть комплекс, который в меня в детстве вбили: мол, ничего особенного в тебе нет» В фильме «Дайте жалобную книгу»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Мою игру в жизни поддерживал только Андрюша. Мы дурачились, что-нибудь придумывали, и это воспринималось на ура. А тут я даже не успела никому сказать: «Ребята, подождите, я же пошутила…» А потом через какое-то время звонит мне Кваша: «Слушай, Ларис, я хочу с тобой посоветоваться. Какую мне купить машину?» Я удивилась: «В каком смысле? Со мной-то чего советоваться?» — «Ну как же, у тебя магазин автомобильный». Я похолодела: «Игорь, да кто тебе сказал, что у меня магазин? Это что за бред такой?» Но, видимо, логика такая: если у меня хутор, то почему бы не появиться автомагазину? Я ощущала себя на­дувным пузырем. Я, получается, авантюристка жуткая, их всех обманула. Люди не звонили мне и не спрашивали: «Слушай, а как ты выживаешь? Как ты живешь без Андрея? Не помочь ли тебе?» Это никому и в голову не приходило. И так со мной всегда. Если у меня появлялось кольцо со стекляшкой за 50 долларов, все говорили: «У нее бриллиант восемь карат…»

— И что, с того случая на хуторе вы больше никогда не собирали гостей­?

— Это были такие последние «всплески» моей активности. Чуть раньше этой истории, в марте, когда исполнялось 50 лет со дня рождения Андрюши, я пригласила домой много людей. Даже Марк Захаров пришел. И он мне сказал: «Знаешь, Ларис, так приятно, что здесь ничего не изменилось. Такое впечатление, что сейчас должен Андрюша прийти…» Атмосфера сохранилась, а это самое дорогое. Мне больше ничего и не надо. Дочка рядом. Внуки Настя и Ваня приезжают ко мне на каникулы. А еще есть подруга, у которой мы с Андрюшей каждый год отдыхали в Голландии. Сейчас мы с ней каждый год в августе ездим в Болгарию. Жизнь продолжается! Вот бы еще облегчить ее, избавившись хотя бы от части своих «заплаток»...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
PREMIER эксклюзивно выпустил документальный фильм о Раисе Горбачевой
18 марта эксклюзивно в онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный фильм «Горбачева» о первой леди СССР Раисе Горбачевой. Фильм снят Продюсерским центром Киностудии им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог