Ивар Калныньш о своих ролях, «романе» с Нонной Мордюковой и пяти детях

«После спектаклей к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками», — рассказывает Ивар Калныньш.
Юрий Ненев
|
07 Января 2015
Ивар Калныньш и Вия Артмане в фильме «Театр»
В фильме «Театр» Ивар Калныньш сыграл молодого любовника героини Вии Артмане. 1978 г.

«После того как в «Зимней вишне» я сыграл дипломата Герберта, который рассекает по Ленинграду на белом «Мерседесе», возраст моих поклонниц резко увеличился. Если раньше в гостиничные номера пытались проникнуть молоденькие девушки, готовые к одноразовым приключениям, то теперь после спектаклей к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками», — рассказывает один из самых красивых актеров советского кино Ивар Калныньш.

Ивар Калныньш, Виталий Соломин и Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня»
Кульминация «Зимней вишни», когда Вадим (Виталий Соломин) похищает у Герберта (Калныньш) его невесту Ольгу (Елена Сафонова) и ее сына. 1985 г.

— Вас прославил фильм «Театр», где вы сыграли молодого любовника героини Вии Артмане...

Ивар Калныньш
«По своей природе я однолюб и предан той женщине, с которой живу, но в моменты свободного плавания я мог позволить себе оторваться по полной программе»
Фото: Валерий Плотников

— Этот фильм снимался как ее бенефис по случаю 50-летия. И вся Рижская киностудия находилась в нервном напряжении. В 1978 году Москва выдала добро и деньги на съемки фильмов-бенефисов к юбилеям нескольких ведущих артистов. Например, Евгений Гинзбург снимал музыкальную картину «Бенефис Людмилы Гурченко», а мы в Риге пошли немного другим путем и в качестве бенефиса решили экранизировать роман Сомерсета Моэма «Театр». Если честно, по тем временам это был очень рискованный выбор. Мы не были до конца уверены, что эта история про стареющую актрису и ее молодого любовника не будет запрещена еще в процессе съемок, поэтому каждый кадр делали как последний. Но так как у Рижской киностудии все же был особый статус (например, именно здесь снимались почти все советские детективы по западным авторам), то процесс потихоньку набирал обороты. В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант — «польский» — был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену — и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане. Ведь мы служили с ней в одном театре. Но слухи, что у нас с Вией роман не только на экране, поползли по Риге. «Уж слишком достоверно играют!» — считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно. Ведь я наравне с несколькими актерами проходил пробы. И если даже она и сказала слово в мою поддержку, увидев знакомое лицо, разве актриса не имела права выбрать в своем бенефисе на роль партнера того, кто ей нравился больше других? Потому и фильм состоялся, что наша симпатия была не фальшивая.

Ивар Калныньш и Виталий Соломин в фильме «Сильва»
«Известие о том, что моего соперника Вадима будет играть Виталий Соломин, я воспринял с искренней радостью — мы уже снимались вместе в «Сильве» и с тех пор дружили». 1981 г.

— Жизнь рижского актера в те времена сильно отличалась от жизни московского или ленинградского?

— Только в некоторых вещах. На Рижской киностудии было больше свободы, ведь к нам было особое отношение. Мы считались такой советской Европой, Западом. Меня даже не заставляли вступать в комсомол и в партию. Хотя во всем остальном мы жили как обычные советские люди — получали скромные зарплаты, выбивали квартиры в исполкоме, давали шефские концерты, чтобы привезти домой лишнюю копейку. Но все это было нашей личной суетой, потому что, когда мы выезжали в другие города, тут же превращались в успешных аристократов, которых в основном и играли в кино. Я даже представить себе не могу, чтобы мой друг Юозас Киселюс, сыгравший в фильме «Долгая дорога в дюнах», вышел на творческом вечере, например, в Челябинске и сказал: «Вы знаете, а вот на прошлой неделе мы выступали на керамическом заводе и с нами расплатились глиняной посудой». Хотя так оно и было на самом деле, я сам иногда получал такие «гонорары». Но нет! Вне Риги мы были заграничными «принцами». Я могу понять выбор режиссера Игоря Масленникова, который пригласил меня в «Зимнюю вишню» на роль Герберта. Ему требовался актер, который мог быть и советским человеком, и иностранцем одновременно. Если «Театр» открыл мне дорогу в большое кино, то «Зимняя вишня» полностью изменила мой образ в глазах поклонниц. Из коварного соблазнителя я превратился в перспективного жениха. После того как в фильме появились кадры, в которых мой герой — положительный во всех отношениях дипломат Герберт — в 1985 году рассекал по Ленинграду на белом «Мерседесе», возраст моих поклонниц резко увеличился. Если раньше в гостиничные номера пытались проникнуть молоденькие девушки, готовые к одноразовым приключениям, то теперь после спектаклей, особенно на гастролях, к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками. Они, похоже, верили в то, что и им, как героине «Зимней вишни», может выпасть такой же шанс — уехать с принцем на белой иномарке в красивую жизнь. И когда я выходил вместе с другими актерами, чтобы сесть в обычный автобус, я улыбался им во все свои 32 зуба. Пусть эти женщины верят в то, что я тот самый принц. Разве не в этом предназначение актера — дарить радость и надежду?

Ивар Калныньш  и Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня»
«Каким-то чудом я состыковался не только с Андрейченко, но и с Еленой Сафоновой, хотя трудно найти более непохожих женщин, чем они». Кадр из фильма «Зимняя вишня». 1985 г.

— Да, вас просто обожали зрительницы! Жаль, что вы не баловали их частым появлением на экране. Вы ведь не так уж много снимались в кино...

— Из Театра имени Райниса не так-то просто было отпроситься на съемки. Наш директор вообще настойчиво внушал, что актерская профессия относится к сфере обслуживания — что-то вроде официанта. С той только разницей, что за чаевые в ресторане можно гораздо сытнее накормить семью. И вот перед этим директором надо было каждый раз унижаться, чтобы он отпустил тебя в кино.

Ивар Калныньш  со второй женой Аурелией
«Мы прожили с Аурелией около семи лет, но так как оба были актерами, слишком много накопилось каких-то взаимных претензий и обид. По обоюдному согласию мы расстались». Ивар Калныньш со второй женой Аурелией
Фото: Сергей Буданов

— То есть женщинам СССР повезло, что вы смогли вырваться на съемки «Зимней вишни»?

— Да в этой истории для меня вообще много везения. Сначала главную роль в «Зимней вишне» должна была играть Наталья Андрейченко, но в это время она вышла замуж за Максимилиана Шелла и уехала за границу. Следом за ней пришлось искать замену и Сергею Шакурову, вначале игравшему Вадима. А так как я играл жениха героини, то вполне мог остаться за бортом, если бы моя физиономия не подошла по типажу к новой исполнительнице. Ведь именно так в советском кино подбирали пары муж — жена, любовник — любовница, раскладывая фотографии, как карты в пасьянсе, искали сочетаемые лица. Каким-то чудом я состыковался не только с Андрейченко, но и с Еленой Сафоновой, хотя трудно найти более непохожих женщин, чем они. А вот известие о том, что моего соперника Вадима будет играть Виталий Соломин, я воспринял с искренней радостью — мы уже снимались вместе в «Сильве» и с тех пор дружили. Я очень благодарен Виталию за то, что много лет спустя он пригласил меня в антрепризный спектакль «Биография — игра». Мы проехали много городов — больших и маленьких, часто преломляя один кусок хлеба и ночуя в аэропортах вповалку друг на друге… Ведь к роскоши наш брат-актер стал привыкать только в 90-е. И как-то сразу — слишком. Артисты стали вдруг отслеживать марки машин, которые за ними присылают на съемки, требовать бизнес-класс в самолетах, прописывать в контрактах уровень отелей, ресторанов и какие-то другие глупости. Причем актеры советской школы такого себе не позволяли никогда. Одной из самых любимых моих актрис, которой я всегда восхищался, была Нонна Мордюкова. Будучи для зрителей простой бабой из народа, каких она в основном играла в кино, на самом деле Нонна Викторовна имела манеры царицы.

Ивар Калныньш со старшей дочерью Уной. 2005 г.
Со старшей дочерью Уной. 2005 г.
Фото: Елена Сухова

— Вы с ней были знакомы? Пере­се­кались на съемках?

Нонна Мордюкова
«Под утро Мордюкова сунула мне в руку маленькую матрешку: «Это тебе — за то, что у нас с тобой сегодня был роман»
Фото: Fotobank.ru

— Я был наслышан о ней еще в институте. Мой преподаватель актерского мастерства на театральном факультете Латвийской консерватории всегда приводил в пример именно Мордюкову: «Смотрите и учитесь, какая у нее «собачья» органика! Она же может сыграть все на свете, даже воздух и камень!» И вот на одном из первых фестивалей актеров кино «Созвездие» в Твери я с ней встретился. Тогда, в начале 90-х, в стране был «полусухой» закон, но на фестивальных банкетах действовали свои порядки. Помню, как мы возвращались после концертов и творческих встреч и всю ночь веселились за закрытыми дверьми. Это ведь было время больших надежд, время, наполненное ощущением свободы... Всем хотелось общаться! Затишье наступало лишь часов в девять утра, когда все разбредались по номерам, и официанты могли убрать грязную посуду, сменить скатерти перед обедом. В одну из таких ночей я поздно приехал после шефского концерта. И был таким уставшим, что, наплевав на этикет, решил спуститься в ресторан, одетый по-домашнему: в джинсах и свитере. И — как назло — организаторы взяли меня под локоток и провели к столику, где сидела Нонна Викторовна! Я сгорал со стыда! Хоть я и родился в простой рабочей семье, элементарные манеры мне прививали с детства. Мой отец не мог появиться в ресторане вечером иначе как в костюме. Он и меня к этому приучил. И тут такой позор, оказаться не при параде рядом с актрисой, которую считал богиней. Улучив минутку, я выскочил из-за стола, помчался в номер и переоделся в костюм. После чего вернулся в ресторан и только тогда смог расслабиться и спокойно общаться с Нонной Викторовной. С ней было легко и интересно. Не скрою, мне льстило, что она посматривает на меня заинтересованно и явно благосклонно. А под утро она сунула мне в руку маленькую матрешку: «Это тебе — за то, что у нас с тобой сегодня был роман». Я опешил. Роман? У нас? Тут Мордюкова обвела рукой зал, где допивали на посошок последние актеры. «Ты один среди них всех меня уважил. Никто бы не догадался для меня переодеться», — сказала она, царственно кивнула и удалилась к себе в номер.

Ивар Калныньш с женой Лаурой  и дочерьми Вивьен и Луизой
«Лаура относится к тем редким женщинам, которых еще нужно уговорить выйти замуж. Мы сыграли свадьбу, только когда поняли, что она ждет ребенка». С женой Лаурой и дочерьми Вивьен и Луизой. Рига, декабрь 2014 г.
Фото: Филипп Гончаров

— С Вячеславом Тихоновым, ее первым мужем, вы ведь играли вместе в фильме «ТАСС уполномочен заявить…»

— Трудно сказать, что мы играли вместе — разве что наши фамилии обе указаны в титрах. Тихонова я впервые увидел, как и Мордюкову, на кинофестивале, где-то на крымском побережье. И я стал наблюдать за ним, мне было интересно: что же он за человек? Помню презабавнейшую сцену: Вячеслав Васильевич где-то в уголке усердно записывает в блокнот за Леонидом Ярмольником свежие анекдоты про Штирлица. Со стороны могло показаться, что люди обмениваются рецептами. И знаете, что меня поразило в этот момент? Простота и безыскусность актера, которого обожали миллионы. Артисты поколения Мордюковой вообще, видимо, не имели склонности к звездной болезни. Они мне настолько импонируют, что я не обижаюсь, когда меня самого причисляют к тому поколению — к актерам советского кино, хоть я и помоложе их буду. Об одном жалею, слишком мало я успел пообщаться со своими кумирами. Москвичам было проще — они могли собираться почти каждый день, в том же Доме кино. А я, если и оказывался там проездом, — все время спешил на поезд, домой, к семье…

— Расскажите о вашей семье. Вы ведь женаты уже не в первый раз?

— В третий. Да, в личной жизни меня трудно назвать ангелом. Хотя если бы я встретил свою нынешнюю жену — Лауру — в молодости, уверен, она была бы единственной. Но, видимо, так уж было начертано судьбой, чтобы я любил до нее других женщин и они дарили мне детей. От первого брака у меня дочери — Уна и Элина, во втором родился мой единственный сын Микус. А Лаура подарила мне еще двух девочек: Луизу и Вивьен. Просто мы с женой считаем, что если мужчина и женщина живут вместе, они должны рожать детей, иначе это союз двух эгоистов.

Ивар Калныньш с женой Лаурой  и дочерьми Вивьен и Луизой
«Когда нашей дочке Луизе исполнилось четыре года, она пришла из детского сада, посадила нас с женой рядом и сказала: «Вы никогда не будете ссориться и никогда не разведетесь! Слышите?!» (Рига, декабрь 2014г.)
Фото: Филипп Гончаров

— Так из-за чего же вы развелись с первыми двумя женами?

— Знаете, у нас с Ириной Алферовой есть антрепризный спектакль «Чего же хотят мужчины?». Грустная комедия о паре, которая психологически надоела друг другу, и когда муж заводит собачку, жена из принципа изводит его ревностью даже из-за нее. В моей жизни была похожая ситуация с усталостью от отношений. Мы прожили с Илгой, моей первой женой, 20 лет. Это была большая любовь, иначе бы мы не были вместе так долго. Когда на первом курсе я женился, мой мастер говорил: «Подумай, не спеши, ты же еще слишком молод!» Но у нас сложилась настоящая семья, а проблемы начались намного позже. Выросли дети, и, как в той пьесе, оказалось, что нас уже ничего не связывает. Не было даже собачки, к которой можно приревновать. Однажды я вернулся домой с гастролей и обнаружил, что жена собрала свои вещи и уехала к маме. Без объяснений, претензий, скандалов, просто до определенного дня мы с Илгой ночевали под одной крышей, а после — в разных домах. Но я не переживал, ведь дочки остались со мной. Через год Илга вернулась, но уже было поздно. У меня появилась другая женщина, которая потом стала моей второй женой. Мы прожили с Аурелией вместе около семи лет, но так как оба были актерами, то слишком много накопилось каких-то взаимных претензий и обид, связанных в том числе и с профессией. По обоюдному согласию мы расстались. Так что к концу прошлого века, уже в пятидесятилетнем возрасте, я снова оказался холостяком. По своей природе я однолюб и предан той женщине, с которой живу, но в моменты свободного плавания я мог позволить себе оторваться по полной программе. Чем и занимался. Впрочем, подобное веселье длилось не больше года. Потом я начинал скучать по домашней обстановке, постоянной женщине, детям. Именно в такой вот переломный момент мы и познакомились с Лаурой. Мы прожили вместе несколько лет, прежде чем поженились. Лаура относится к тем редким женщинам, которых еще нужно уговорить выйти за тебя замуж. Она моложе меня на двадцать девять лет, но иногда мне кажется, что я еще ничего не смыслю в жизни по сравнению с ней. Мы сыграли свадьбу, только когда поняли, что она ждет ребенка — должна же у детей быть нормальная семья. Был важный момент, когда нашей дочке Луизе исполнилось уже четыре года: она пришла из детского сада, посадила нас с женой рядом и сказала: «Вы никогда не будете ссориться и никогда не разведетесь! Cлышите?!» Оказывается, она подружилась с девочкой, чьи родители не жили вместе, и это ее очень огорчило.

Ивар Калныньш с сыном Микусом (справа) и внуком Валтом. 2005 г.
С сыном Микусом (справа) и внуком Валтом. 2005 г.
Фото: Елена Сухова
Ивар Калныньш с женой Лаурой
«В личной жизни меня трудно назвать ангелом. Хотя если бы я встретил свою нынешнюю жену Лауру в молодости — уверен, она была бы единственной»
Фото: Филипп Гончаров

— Вас в силу вашей профессии окружает много красивых актрис, у вас много поклонниц, считающих вас чем-то вроде принца на белом «Мерседесе». Лаура вас не ревнует?

— Ей часто задают этот вопрос — не ревнует ли она меня? Она спокойно отвечает: «Если бы ревновала, сошла бы с ума». И говорит, что даже не хочет ничего знать о том, что творится за пределами нашего дома — ей это неинтересно. Мудрость жены не в том, чтобы постоянно контролировать тебя, а чтобы сделать так, что, уехав по делам, ты стал бы скучать по ней через пять минут. Но мне пришлось пройти долгий путь, чтобы найти такую женщину…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
В апреле для детей: спектакли, цирковые и интерактивные шоу, тематические парки
В этой подборке вы найдете ответ на вопрос: «Куда пойти с ребенком? Лучшие места и мероприятия в Москве для проведения досуга с детьми в возрасте от 0 и до 16 лет



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог