Иван Охлобыстин: «На съемках из-за меня чуть не погиб Янковский»

Откровенное интервью.
Наталья Николайчик
|
28 Сентября 2017
Иван Охлобыстин с Кристиной Асмус в сериале «Интерны»
Иван Охлобыстин с Кристиной Асмус в сериале «Интерны»
Фото: ТНТ

«Давайте я вам крестик освящу», — предложил я Олегу Янковскому. Половина двенадцатого ночи, зима, отель, замерзшая река, за ней монастырь. Я по льду туда. Мне открыл ворота монах», — рассказывает Иван Охлобыстин.

Одна из самых важных встреч — с Олегом Ивановичем Янковским. Это из-за него я когда-то решил связать свою жизнь с кино, а так стал бы врачом, как мой отец. А через много лет мы с Янковским играли вместе в фильме «Царь». Встреча была подстроена — это я уговорил Лунгина пригласить Олега Ивановича. У Паши Лунгина были совсем другие варианты на эту роль, а про Янковского он сказал: «Слишком замыленный…» Но я аргументировал: святого должен играть красивый человек, форма должна соответствовать легенде. И потом, Янковский же такой актер, что к чему угодно адаптируется. Играть святого — задача особая. Мы научили Олега Ивановича правильно креститься и объяснили, что в храме нельзя курить трубку. 

Ему много тягот пришлось претерпеть на тех съемках. Главным образом от меня. Потому что несколько раз я его чуть не убил. В одной сцене, где его избивают опричники, я случайно пнул его в бок, неудачно попав ногой в щель между мешками с песком, подложенными для защиты. Уже пожилой человек, Янковский очень на меня ругался. Чтобы загладить вину, я его повел в ресторан в Суздальском кремле, отпаивал виски и откармливал перепелами. Янковский смилостивился и простил. Но вскоре я его чуть не задушил. Изначально сцену, как его в деревянной клетке везут на площадь, снимали так: Вассиан (то есть я) его вытаскивает из этой клетки и тащит к царю. 

Олег Янковский и Ирина Купченко в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.
«До восьмого класса я собирался быть волшебником, как Янковский в «Обыкновенном чуде», я знал наизусть его монологи. А через много лет мы уже играли вместе» Олег Янковский и Ирина Купченко в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

На Янковском была сложная конструкция: веревки затянули под одеждой, сделали такой корсет, чтобы я тащил его за весь корпус, хотя выглядеть должно было, будто тащу за шею. Но как-то получилось, что, пока он выходил, у него веревка обмоталась вокруг шеи, а я этого не видел — я просто тащил легонького как щепочка Янковского и чуть не погубил совсем. Когда он встал на ноги и отдышался, кричал ужасно, топал ногами и клялся, что со мной в одном кадре больше не будет никогда. Лунгин остановил съемки, потому что Янковскому было плохо. Часа через два мы снова пошли в ресторан в кремле, но уже втроем. Меня страшно мучила совесть. Но обошлось…

Олег Ефремов с Тамарой Дегтяревой в фильме «Нюркина жизнь». 1971 г.
«Помню, как мы к Олегу Николаевичу приехали, он нас принял, какими-то фруктами накормил. От него шло тепло. Не знаю, как это называется, энергетика, наверное» Олег Ефремов с Тамарой Дегтяревой в фильме «Нюркина жизнь». 1971 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

А ночью перед тем, как Янковский уехал в Москву после последней смены, мы снова посидели и очень тепло пообщались, теперь уже в лобби-баре отеля. Там для нас накрыли большой стол, собрались ребята из операторской группы, девчонки из разных цехов. Олег Иванович пил виски, кокетничал с девчонками. При этом на нем был внушительный архиерейский наперсный крест, в котором он снимался, — точная копия креста митрополита Филиппа. В жизни Янковский никогда не носил креста, а этот, митрополичий, ему очень нравился. И вдруг он у меня спросил: «Может быть, попросить, чтобы мне его подарили? Как ты думаешь, это удобно?» Я говорю: «Конечно, они вас любят и, я думаю, за честь почтут». И действительно, все были только рады. Я предложил: «Давайте я вам крестик освящу». Половина двенадцатого ночи, зима, отель, замерзшая река, за ней монастырь. Я по льду бегу туда. Мне открыл ворота монах. Он молчал и, казалось, даже не смотрел на меня. Пропустил меня в храм, в алтарь, дал подрясник, крест наперсный, святую воду. Я даже ничего не объяснял. Это было фактически чудо! Я совершил освящение, вычитал правило. После чего снова по льду побежал в лобби-бар. Янковский надел крест и уехал. И я так понимаю, на следующий день ему поставили тот страшный диагноз, от которого он очень быстро сгорел. Митрополит Филипп стал его последней ролью. Неисповедимы пути Господни!

В жизни все так хитро сплетено... Шута Вассиана я играл в кафтане, в котором Черкасов снимался в «Иване Грозном». Девочки-костюмеры нашли его на складах «Мосфильма». Он уже был среди хламья, и его никто не брал. И вот его где-то подшили, привязали бубенцы. Вообще, это удивительно! Черкасов был другом моего отца. Отец — военный хирург, красавец кавалергард, любимец женщин. Не знаю, где они познакомились с Черкасовым, но дружили крепко. Мне рассказывали такую семейную историю. Однажды отец мне мыл попку, а Черкасов, взял меня на руки и торжественно сказал: «Однажды этот мальчик поразит мир». Такая вот величественная семейная легенда. И все-таки никто тогда не понял слова Черкасова так, что я должен идти работать в кино…

Иван Охлобыстин с Федором Бондарчуком на съемках фильма «Гена Бетон». 2013 г.
«Федька не изменился, такой же хохотун. Правда, прическа стала как у Брюса Уиллиса. Новые семейные обстоятельства подразумевают, что Федор должен спортивно выглядеть» С Федором Бондарчуком на съемках фильма «Гена Бетон». 2013 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

До восьмого класса я собирался быть волшебником, как Олег Янковский в «Обыкновенном чуде», я знал наизусть его монолог, когда Волшебник усыпляет жену, чтобы дольше с ней жить... Вообще, я был неплохо воспитан на кино, несмотря на то что по большей части жил все-таки у бабушки в деревне. Бабушка работала кассиром в сельском клубе. А фронтовик дядя Боря — киномехаником. Не знаю, из-за какого влияния природы — из-за контузии или из-за любви к выпивке, но дядя Боря интуитивно выбирал прекрасные картины. Он умудрялся там, где выдавали бобины с фильмами для клубного проката, выуживать «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «На последнем дыхании», трофейные немецкие картины, французское кино 70-х годов и множество фильмов с Мэрилин Монро

Дожив до старшего школьного возраста, когда уже понимаешь, что волшебником тебе не стать, я решил, что самая близкая мне по профилю профессия — режиссер. Я был очень последовательный юноша и, приняв такое решение, поехал смотреть, как выглядит киностудия. Я понимал, что меня туда не пустят, но я гордо постоял напротив надписи «Мосфильм». Потом зашел в предбанничек — комнату, где пропуска выдают. И тут судьба взяла меня за руку. Судьбой была ассистентка, которая встречала ребят, пришедших на пробы фильма «Обещаю быть!». И в тот же день меня утвердили: «Послезавтра подходите сюда с вещами. Отъезд автобусами в пионерский лагерь «Березка» под Чеховом». Я пришел домой и говорю: «Мам, сумка есть какая-нибудь? Я поехал в кино сниматься».

Съемки — это восторг! Были еще советские времена, все работало четко. Режиссер Вячеслав Максаков, невысокий, подслеповатый, любил повторять: «Товарищи, праздность оскорб­ляет душу». На площадке были представлены все канонические киношные персонажи: беспокойная дама — второй режиссер, девочка-хлопушка, суровый оператор-постановщик, пьющие осветители. Я прожил там два месяца и был рад, что нужно остаться еще на сентябрь. Фильм, где я играл Мишу Стрекозина в красивом гусарском мундирчике, вышел в 1983 году…

Марат Башаров и Мария Голубкина на съемках сериала «Деревенская комедия». 2008 г.
«Машка Голубкина — очень шумливое, активное, прямо такое ба-бах! — счастье. Я уж не знаю, какой женщиной была Раневская, но, думаю, до Машки ей недотянуть» Марат Башаров и Мария Голубкина на съемках сериала «Деревенская комедия». 2008 г.
Фото: Юрий Феклистов

С Федором Бондарчуком у нас дружба с первого взгляда

И вот после школы я поступаю во ВГИК. Сижу на подоконнике возле приемной комиссии. Через плечо у меня для красоты охотничья сумка с подвешенными сбоку резиновыми утками. В ней — документы, книжка и деньги. Ко мне подходит светловолосый крепенький парень: «Я Федя Бондарчук». Говорю: «Круто. А у тебя папаша тот самый?» — «Да». — «Вообще, уважуха. А я Ваня Охлобыстин». И у нас дружба случилась с первого взгляда. Учились мы на одном курсе и работали тоже потом много вместе — этюды делали друг у друга. Потом в кино друг у друга снимались. Он играл и в «Даун Хаусе», и много еще где. Первую свою иномарку я купил у Федьки. Он еще стебал меня: «Наконец Иван Иванович из деревни Воробьево Малоярославской губернии стал счастливым обладателем иномарки». Федька не изменился, такой же хохотун. Правда, прическа стала как у Брюса Уиллиса. Новые семейные обстоятельства подразумевают, что Федор должен спортивно выглядеть. Он из поколения романтиков, при этом умеет делать бизнес. В нашей «маленькой Сицилии» все роли распределены. Федя — один из донов. Он на бюджете. А Гарик Сукачев — неукротимый маленький гордый дон с Лысого острова. Его все боятся. Есть местный бард — любимец сицилийской публики Серега Галанин. Я — библиотекарь, помогаю налаживать коммуникации. А Дима Харатьян — ангел. Он жертвенен, стеснителен и никогда себя не выпячивает. У Димки духовная организация в стиле барокко, он внутренне изящен. Преданно любит друзей даже после их ухода. Вот он с Гайдаем дружил, так когда тот умер, Харатьян видел его во сне годами…

Ролан Быков вылез из-под дивана и говорит: «Ку-ку»

Окончив ВГИК, я в итоге стал заниматься не режиссурой, а актерством. Это Быков виноват. В Центре кино и телевидения для детей и юношества снимался фильм «Нога», и Ролан Антонович меня буквально заставил сыграть там роль. Если честно, совершенно не понимаю, как он меня вычислил, но я очень рад, что не нашел тогда сил отказаться. С этого началась и моя дружба с Быковым. Самое удивительное, что он реально любил детей и хотел снимать для них кино, чтобы они были счастливы. На каком-то пленуме ЦК он проявил себя как великолепный оратор, и ему выделили под детский центр гигантские деньги и здание бывшего министерства на Чистых прудах. К Ролану Антоновичу я заходил часто. 

Рената Литвинова с Сергеем Бехтеревым в фильме «Настройщик». 2004 г.
«Образ Ренаты Литвиновой давно бренд. К нему все привыкли, а когда-то он казался диким. Мы-то Ренату знали не такой. Она училась, была простой девчонкой, которую воспитывала мама?стоматолог. Хохотушка ужасная» Рената Литвинова с Сергеем Бехтеревым в фильме «Настройщик». 2004 г.

Он меня зазывал в свой огромный министерский кабинет и кормил котлетами из ресторана. Быков вообще любил подкармливать молодежь. Я поглощал котлеты, а он учил меня жизни: «Тебе нужно квартиру, у тебя же семья» — к тому времени я уже женился на Оксанке. Я качал головой: «Ну как, Ролан Антонович? Это же самый нерешаемый русский вопрос». — «А знаешь, как я решил? Я тогда уже женился на Елене (Санаевой. — Прим. ред.), а квартиры у нас не было. И я решил идти в собес. А перед этим к нам Высоцкий приходил, и мы там зажгли крепко. Но, тем не менее, на следующий день я помылся, надел лучший костюм, пошел еле-еле, голова кружится, все болит, но пришел куда надо, принес с собой шоколадки и журналы со своими интервью. 

Я ходил по этому зданию часов восемь, со всеми подружился, всем «спасибо» сказал ни за что. Но через какое-то время квартира у меня появилась». Он вообще был прекрасным рассказчиком, а историй у него накопилось немало. Приходит один раз делегация какая-то к нему в центр, секретарь заводит людей в кабинет, там все в резном дереве. А Ролана Антоновича нигде нет. Они стоят: минуту, пять минут, десять минут. А Быков потом из-под дивана показывается и говорит: «Ку-ку». Вот такой человек, немного из Хармса. Творческие люди обязаны быть детьми.

Когда фильм «Нога» был наконец готов, я впервые в жизни поехал на «Кинотавр» и даже получил там приз за лучшую мужскую роль. Помню, как познакомился с создателем и продюсером «Кинотавра» Марком Рудинштейном. Он протянул маленькую пухлую ручку и, улыбнувшись, представился: «Марик!» Мы с ним очень подружились, Рудинштейн даже на нашей с Оксанкой свадьбе был моим посаженым отцом. Как он меня тогда выдерживал — не понимаю. В тот период я очень шумливый был. Однажды меня даже усыпляли электрошоком — иначе было невозможно, я шалил. Но чаще Рудинштейн терпел. 

Ролан Быков c Еленой Санаевой и Димой Иосифовым в фильме «Приключения Буратино». 1975 г.
«Секретарь завел в кабинет к Роллану Быкову делегацию. Они стоят: пять, десять минут. А Быков потом из-под дивана показывается и говорит: «Ку-ку». Вот такой человек, немного из Хармса. Творческие люди обязаны быть детьми» Ролан Быков c Еленой Санаевой и Димой Иосифовым в фильме «Приключения Буратино». 1975 г.
Фото: кадр из фильма

Вот представьте, приезжаю я на фестиваль и живу в номере на восьмом или на десятом этаже, а рядом в соседнем номере стоит мой мотоцикл. Без мотоцикла я себя не мыслил. И после вечернего коктейля шел в ту комнату, садился на мотоцикл и газовал… Когда я остепенился, просто перестал ездить на фестивали. Приехать на «Кинотавр» и вести себя прилично — нелепо. Что это был за фестиваль в 90-е! Гулянки, фейерверк каждый день! И абсолютная мешанина: бандиты, артисты, космонавты, бабки, продающие семечки, браконьеры с черной икрой, баянист какой-то, тут же какой-то премьер-министр похмеляется на набережной. Организация фестиваля — это очень большое беспокойство. Но Рудинштейну это нравилось. В те дикие времена нужно было лично обеспечить приезд и отъезд огромного количества людей. И при этом чтобы никто никого не убил…

На «Кинотавре» я познакомился и с Гариком Сукачевым. До этого Гарика видел только издалека. Я еще мальчишкой тусовался возле какого-то тушинского ПТУ с ребятами из «Коррозии металла» и видел, как взрослые дядьки дерутся в овраге с кастетами и всякими штуками. Игорь Иванович там был представлен ярко. Харизматичный дядька! Тогда он еще только ухаживал за своей будущей женой Ольгой. Ольга тоже была драчуньей. Не дай бог ей под горячую ручку попасться! И вот через приличное количество лет я снова встретил Гарика, но уже в кинотусовке. Он сидел на приступке в сочинском аэро­порту и чего-то чирикал в блокноте. Увидел меня, предложил сесть рядом и говорит вот так просто: «Можешь мне написать сценарий?» И мы сделали с ним «Кризис среднего возраста», «Праздник», «Дом Солнца»…

Рената Литвинова не всегда была такой

Кино — прекрасный мир, и люди в нем замечательные. Жизнь подобрала для меня самую лучшую компанию из возможных. Еще один мой духовный брат — Мишка Ефремов. Судя по нему, харизма передается генетически еще на одно поколение, без паузы. Хотя Мишка Ефремов уже давно переиграл своего великого отца. Как бы он ни шалил в жизни, он — человек-душа. И старший тоже был добрейший. Помню, как мы к Олегу Николаевичу приехали, когда он уже ходил с аппаратом. Он нас принял, какими-то фруктами накормил. От него шло тепло. Не знаю, как это называется, энергетика, наверное. С Мишей Ефремовым мы пересеклись при странных обстоятельствах: я принес ему, человеку незнакомому, целый ящик водки, чтобы выкупить на три дня Серегу Шеховцова, которого я срочно должен был снимать в своем курсовом фильме. А у Сереги были назначены репетиции с Мишкой в «Современнике-2». В общем, ящик водки помог. И в мою большую компанию плавно влился молодежный МХАТ…

Иван Охлобыстин с Викторией Полторак в сериале «Беглец». 2017 г.
С Викторией Полторак в сериале «Беглец». 2017 г.
Фото: РЕН ТВ

Особая история у нас — девочки. Огонь! Вот Машка Голубкина — очень шумливое, активное, прямо такое ба-бах! — счастье. Я уж не знаю, какой женщиной была Раневская, но, думаю, до Машки ей недотянуть. Машка Голубкина — это бомба. Недавно мы думали, что частью нашей компании станет Боря Ливанов — сын лучшего Шерлока Холмса мира. Но не срослось. Я не знаю все эти пикантные нюансы, но Борису было бы тяжело с Машкой, она представляла опасность для него. Барышня-амазонка, у нас все такие: Оксанка моя, Женька Добровольская, Ритка Симоньян, Дуня Смирнова, Рената Литвинова. Глыбищи! Боевые женщины Спарты.

Образ Ренаты Литвиновой давно бренд. К нему все уже привыкли, а когда-то он казался диким. Мы-то Ренату знали не такой. Она училась на сценарном во ВГИКе и была простой девчонкой, которую воспитывала мама-стоматолог. Хохотушка ужасная. Но не болтливая, ей можно было рассказать спокойно откровенные вещи. Девочка-друг. Рената меня в армию провожала. А когда я вернулся, не узнал ее — она стала мультипликационной. Очень я удивлялся: «Рената, яблочко мое моченое, а почему ты так изменилась, как будто ты утонула?» Она на меня ругалась. Но она добрый человек, простила. Литвинова не просто боевая женщина. Она как камикадзе. Если ей дать задание взорвать линкор, она не задумается. Правда, перед этим обязательно сделает педикюр, маникюр, подведет стрелки, накрасит губы красной помадой и напишет элегантное воздушное эссе. Потом еще немного пококетничает с техником, который торпеды завинчивает, сделает глоток шампанского и попросит, чтобы вслед ей бросили розочку. Она — абсолютно точно — представитель иной цивилизации…

Дмитрий Харатьян и Лариса Гузеева в фильме «Таинственный узник». 1986 г.
«Димка преданно любит друзей. Он жертвенен, стеснителен и никогда себя не выпячивает» Дмитрий Харатьян и Лариса Гузеева в фильме «Таинственный узник». 1986 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Про Мамонова я знаю кучу дивных историй

Еще один инопланетянин — Петя Мамонов. С ним я в первый раз снялся еще в «Ноге», Петя играл моего брата. Все удивлялись, до чего мы похожи внешне. О Пете легенды ходят. Он очень физически крепок. Как-то его на остановке заточкой ударили под сердце. Нападающий бросился бежать, заскочил в отходящий троллейбус. И вот у Мамонова торчит ручка этой заточки из груди. Он поднимается с земли, догоняет троллейбус и останавливает его, схватив за трос (с рогов у троллейбусов всегда свисают такие тросы). Заходит внутрь, отыскивает обидчика и отправляет его в реанимацию. После чего сам, своими ногами едет на метро в больницу вынимать заточку. Вообще, о Пете много всяческих дивных историй. Как-то он при­ехал в Америку к своему другу — гениальному музыканту Тому Уэйтсу.

Тот оставил его на квартире, а сам уехал в другой город на концерт. Почему-то в тот момент у Пети было всего два или три доллара. А выпить хотелось. И вот он нашел в прихожей, где должны висеть пальто, ряд каких-то бутылок. Как он потом рассказывал: «Попробовал. Фу! Кислятина, вино фиговое. Но делать нечего. Денег-то у меня нет на нормальные напитки!» Том Уэйтс, когда приехал, устроил истерику. Оказывается, каждая бутылка стоила целое состояние, он их покупал на аукционах. А Петя-то внимания на этикетки не обращал, в нюансы не погружался. Меньше всего на свете он предполагал, что его суперрок-н-ролльный друг окажется таким утонченным в этом отношении.

На съемках «Ноги» мы с Петром сошлись мгновенно. Я наблюдал, как с ним произошло перерождение и он превратился в аскета. А ведь был хулиган. Правда, его хулиганство никогда не носило блудливый характер. Всю жизнь он живет с одной женщиной душа в душу. Его Ольга всегда его спасает. С Петром работать — радость. По глупости я отказался сниматься у Лунгина в «Острове» — мне тогда в уши на­дули, что нельзя священнику сниматься. Теперь жалею… Но в «Царе» я такую возможность не упустил. Хотя мне даже зубы стачивали для роли Вассиана.

Олег Янковский с Галиной Беляевой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». 1978 г.
«Кино — прекрасный мир, и люди в нем замечательные. Одна из самых важных встреч — с Олегом Ивановичем Янковским. Это из-за него я когда-то решил связать свою жизнь с кино» Олег Янковский с Галиной Беляевой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». 1978 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Мир кино узок. Бывает так, что, подружившись с каким-то человеком, потом постоянно в разных местах натыкаешься на его ближайших родственников, и они тоже становятся тебе друзьями. Взять хотя бы Ильиных… Володя Ильин играл отца Оксанкиной героини в фильме «Авария — дочь мента». На этот фильм целыми классами ходили, популярность у всех артистов была зашкаливающая. Но Владимир Адольфович устоял, не стал плохим человеком. И вот у него есть замечательный брат — актер Александр Адольфович Ильин, отец моего друга Сани Ильина, который играл Лобанова в «Интернах». 

С Александром Адольфовичем я сам недавно снялся в сериале «Беглец», который совсем скоро выйдет на «Рен-ТВ». Это комедия, приключения, расследования. Беглец — я. Опытный аферист, который решает завязать со своим преступным прошлым и встречает любовь. Я надеюсь, что получится теплое, воздушное такое лаунж-кино, которое потешит людей и картинкой, и красивыми диалогами, и хитросплетенными сюжетными конструкциями. Снимали в Геленджике. Я Оксанку с собой взял. Она радовалась и пела у меня на страничке в соцсети: «Офигительный мужик меня вывез в Геленджик». Я всегда ее беру на съемки. Мне кажется, это правильно. Много семей развалилось из-за командировочных искушений. Я судьбу не искушаю. Когда все твое с собой, таборно-походное, это прекрасно. Цыгане ведь с собой и жен золотозубых возят, и десять детей, а при этом хохочут, смеются. Настоящая богема — это цыганщина. И мне так жить нравится.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог