«Гурченко поставила условие: «Никаких штампов в паспорте!» — рассказывает Константин Купервейс

Воспоминания самого близкого человека Людмилы Марковны, который много лет был рядом с актрисой и в горе, и в радости.
Анжелика Пахомова
|
27 Сентября 2018
Людмила Гурченко и Константин Купервейс
Людмила Гурченко и Константин Купервейс. 1980-е гг.
Фото: Игорь Гневашев

«Люся ничего не ответила, она вообще перестала со мной разговаривать, а на другой день улетела в Ленинград. Я сначала ничего не понял… Взял билет и полетел за ней. Приезжаю, стучусь в ее номер: «Что случилось? Почему ты уехала?» — «Разве ты не понимаешь...» И она мне еще лет десять эту девушку припоминала», — рассказывает бывший муж актрисы, композитор, пианист Константин Купервейс.

— Константин, помните, как вы познакомились с Людмилой Марковной?

— Конечно. Это 1973 год. Я — пианист в эстрадном оркестре под управлением Александра Горбатых, мне всего 23 года. После выступления Людмила Марковна подходит ко мне и говорит: «Вы великолепный пианист!» От похвалы знаменитой актрисы я даже покраснел… Мы разговорились, я дал ей кассету с оперой «Иисус Христос — суперзвезда», о которой в то время много говорили. Эту кассету она мне вернула через месяц с небольшим, на Московском кинофестивале, с грустью сказав: «У меня умер папа… Знаете, он слушал кассету за несколько дней до своего ухода». Еще Люся неожиданно пригласила меня в пресс-бар кинофестиваля, где собирались актеры, заграничные гости. Готовясь пойти туда, я надел все лучшее, взял последние десять рублей и волновался, что не хватит. А потом я ее провожал домой, мы гуляли по ночной Москве, как сейчас помню, это было 22 июля… Я решился пригласить Люсю на свой день рождения, который отмечал с родителями, они жили в хрущевке в Люблино. Мы, конечно, волновались. Все-таки звезда… Она нам рассказывала о фильме Лукино Висконти, который недавно посмотрела. Мы слушали, раскрыв рты. Люся тогда казалась мне каким-то человеком из другого мира. При этом она вела себя просто, естественно, даже спела нам, великолепно играла на рояле… Потом я был приглашен на озвучание фильма «Дети Ванюшина», где Гурченко меня представила другим актерам — Борису Андрееву, Александру Кайдановскому, Валентине Серовой… Сказала: «А это Константин, прекрасный музыкант…» И потом, на протяжении многих лет, как бы хорошо я ни играл, ни одной похвалы от нее больше не услышал. После этой встречи я снова пошел провожать ее домой, и Люся предложила подняться в квартиру, «попить кофе»...

Людмила Гурченко  с Михаилом Светиным
«Люся все хотела делать по?своему. Во время съемок этого фильма она так сильно разругалась с режиссером Петром Тодоровским, что они перестали друг с другом разговаривать» С Михаилом Светиным в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— А она знала, что вы женаты?

— Конечно, знала. Но я ей объяснил, что мой брак — это уже формальность, мы с женой на тот момент уже не жили вместе. И детей не было. Я же Люсю вообще ни о чем не спрашивал. Знал, что она жила до этого с Кобзоном, что они расстались. Я сам с ним знаком не был. Но когда мы в каких-то общественных местах сталкивались, он всегда очень внимательно на меня смотрел. Я этого взгляда не понимал. Позже, через много лет, мне кто-то передал, что Кобзон удивлялся, как Купервейс смог прожить с Гурченко столько лет. Кстати, когда я разводился, Люся поехала к зданию загса вместе со мной, поддержать меня. И, не выходя из такси, ждала за поворотом. Наказала мне: «Только обязательно верни свою фамилию!» До этого я носил фамилию жены, Михайлов. (Это девичья фамилия моей мамы.) Мы же с Люсей в загс не собирались. Она мне сразу поставила два условия: что детей у нас не будет и что мы не будем расписываться. Сказала: «Штампов в паспорте у меня достаточно». Но, надо отдать ей должное, она не скрывала наши отношения. Сразу познакомила меня с руководителем Театра киноактера Львом Рудником. Мы поздоровались, а когда я отошел, он сказал Гурченко: «Да, Люся… Моложе у тебя еще не было!»

— Значит, вы так и не поженились официально?

— Зато у нас был медовый месяц. В Севастополе. Я отправился туда в отпуск, а Люся приехала ко мне на недельку со съемок. А там же у меня условий не было никаких. Я жил у дяди Левы и тети Софы, в фанерном домике, туалет на улице, душа нет, просто умывальник на улице. Я волновался: как же смогу там принять Люсю? Но она, казалось, даже рада была этой простоте. Ходила ненакрашенная, никто ее не узнавал, мы купались, ели виноград. А когда мы собрались в ресторан, она взяла кусок сатина в магазине, совершенно простого, в горошек, попросила иголку у тети Софы и за несколько часов сшила себе платье. И мне рубашку, с какими-то погонами, вышивкой, все модно, все красиво. Шить она здорово умела. И ее наряды до сих пор являются эталоном стиля. Ну а Севастополь у нас закончился плохо. Мы сидели на пляже, и я обратил внимание на девушку с красивыми длинными волосами: «Смотри, какая интересная девочка сидит!» Люся ничего не ответила, она вообще перестала со мной разговаривать, а на другой день улетела в Ленинград. Я сначала ничего не понял… Взял билет и полетел за ней. Приезжаю, стучусь в ее номер: «Что случилось? Почему ты уехала?» — «Разве ты не понимаешь…» И она мне еще лет десять эту девушку припоминала. Этот случай очень помог мне в дальнейшей совместной жизни. Вскоре я насовсем переехал жить к Люсе. Вышло так: она повесила в шкафу среди своих платьев мою рубашку, и я понял: это приглашение переезжать.

Людмила Гурченко  с  Александром Михайловым
«Надо было видеть Люсю, когда она получала роль. Все! Люся — космонавт, она готовится к важному заданию, все вокруг — обслуживающий персонал. Она ничего в такие моменты не могла делать» С Александром Михайловым в фильме «Любовь и голуби». 1984 г.

— В каких условиях тогда жила известная советская кинозвезда?

— В очень скромных. У нее была двухкомнатная квартира у метро «Маяковская», в которой жили она, ее мама и 14-летняя дочка. Мама переселилась к Люсе после смерти отца. Я не знал Марка Гавриловича, но Люся много рассказывала о нем. Характер у него был еще покруче, чем у нее самой. Марк Гаврилович мог взять в руки ножик и запустить его в дверной косяк, особенно если махнет рюмочку. В конце концов Люсина мать пошла к врачу, дала ему пятьдесят рублей и попросила: «Скажите моему Марку, что если он выпьет хоть рюмку, то умрет!» И он поверил. Вот такой доверчивый был и даже наивный, смешной в каких-то ситуациях… Люся очень тяжело переживала его уход, взяла к нам пинчера Федю, папиного любимца. Но песик до того переживал потерю хозяина, что так ни к кому и не привык, рычал на всех…

— А как у вас сложились отношения с мамой Людмилы Марковны?

— С Еленой Александровной, ее еще называли Лелей, все годы мы жили дружно. Если Люся уезжала на съемки, мы с тещей могли посидеть за рюмкой на кухне, поговорить. Один раз я, выезжая из гаража на новых «Жигулях», зацепил накладку на колесе. Дело в том, что прав ни у меня, ни у Люси еще тогда не было, я просто думал поучиться. Мне не хотелось, чтобы Люся обо всем узнала, не хотелось показать ей, что я не умею водить машину. И я вспомнил, что в одном дворе видел заброшенный разбитый автомобиль. Я сказал Леле, что надеюсь снять с него накладку. Так она поехала со мной, да еще и широкую шубу надела, чтобы спрятать под ней деталь. Но когда мы приехали, ничего нужного там уже не было, все до нас разобрали.

— А как на ваше появление отреагировала дочка Гурченко?

— Она тоже сразу как-то потянулась ко мне. Довольно скоро стала звать меня просто Костя, потом спросила, можно ли называть меня папой. Я сказал — можно. Люся до того обрадовалась, что мы даже отметили это в ресторане. В школе девочка училась средне. Однажды открываю тетрадь, а там написано «кракадил»… В школу постоянно ходил я, хотя дочь, считай, всего на десяток лет меня моложе. Отрастил бороду, бакенбарды, старался выглядеть старше, солиднее… Пытался заниматься с Машей. Но способностей и вообще интереса к учебе она не проявляла. Окончив школу, Маша очень быстро вышла замуж за одноклассника, рано родила детей, одного за другим, получила профессию медсестры. Казалось, ей все карты в руки, но не получилось ни семьи, ни материнства, все как-то не сложилось… Почему? В отличие от многих, я не виню в этом Гурченко. Она работала, приезжала со съемок, бросалась к Маше. А Маше было все равно... Когда дочь вышла замуж, Люся ей справила шикарную свадьбу в «Национале», отписала на нее квартиру. Она выполнила все свои обязанности. И, тем более, не вина Люси, что так трагически оборвалась жизнь ее внука, Марка.

Людмила Гурченко  с Анатолием Васильевым
«Меня пытались заставить ее ревновать, звонили… Беру трубку, а мне говорят что-то вроде: «Ваша жена сейчас спит с моим мужем! Примите меры!» С Анатолием Васильевым в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
Фото: Мосфильм-инфо

— Это ведь была идея Гурченко, назвать внука именно так?

— Она дочери поставила условие: если Марком не назовешь, в дом вообще не заходи. Когда Маше пришло время рожать, она позвонила мне. Я отвез ее в роддом, сидел там, и когда все случилось, побежал домой. Люся принимала ванну. Я ей говорю: «Родила, мальчика»! Она: «Марка!» Ну конечно, Люся испытывала волнение, она даже плакала, когда внука на руки взяла. Но, по большому счету, она с внуками развлекалась. Красиво их одеть, сфотографировать… А потом снова жить как актриса, а не как мать или бабушка, и чтоб все ее оставили в покое. Надо было видеть Люсю, когда она получала роль. Все! Люся — космонавт, она готовится к важному заданию, все вокруг — обслуживающий персонал. Она ничего в такие моменты не могла делать. Все делали Леля и я. Она, кстати, отлично готовила. Великолепно варила борщ, пекла «Наполеон». И, конечно, жарила Люсину любимую картошку. Люся могла ее съесть даже ночью, она вообще на диетах не сидела.

— Получается, вся ваша жизнь в эти девятнадцать лет строилась вокруг нужд Люси?

— Почему же, я работал в московской эстраде, у меня был свой коллектив. Выступали вместе с Майей Кристалинской, Роксаной Бабаян, я аккомпанировал даже самому Утесову. Но, конечно, если Люсе требовалось, все бросал и ехал. У нас было много поездок. Мы с ней исколесили весь Казахстан, всю Киргизию. Зарабатывали на новенькие «Жигули». Помню такое место, Дунгановка. Вот нас привезла машина… Клуб стоит, а вокруг на много километров никого нет, откуда пришли люди, непонятно. Но снега на валенках у зрителей было так много, что за все время концерта он не успевал полностью растаять. Помню, Люсе пришлось петь чуть ли не в трамвайный микрофончик, который скрипел и щелкал. И ничего, люди три концерта подряд готовы были слушать! Еще помню, какой Люсе там подарили цветочек — пластмассовый, побрызганный духами. Меня поражало, что даже в таких клубах Люся работала точно так же, как в киноконцертном зале «Россия» или как на гастролях в Америке...

Людмила Гурченко
«Когда мы собрались в ресторан, Люся взяла кусок простого сатина в магазине, попросила иголку у тети Софы и за несколько часов сшила себе платье»
Фото: Мосфильм-инфо

— А где вы жили, когда забирались в такую глушь?

— Как правило, нам предоставляли правительственные охотничьи домики. И это было лучше, чем в каком-нибудь городе в гостинице, где мы не имели права жить в одном номере, потому что не расписаны. Но Люся просто брала для нас два номера, а жили мы в одном.

— Константин, а сколько лет у вас с Людмилой Марковной все было хорошо?

— Первые лет пятнадцать. Нам все вокруг говорили: «Вы прекрасная пара! Вы идеальная пара!» Потому что везде вместе, всегда в полном согласии. Но это ведь строилось на том, что у меня было «мы», «мы с Люсей», а никакого «я» не было. Я не рассуждал. Я знал, что она думает, и уже начал думать как она. Когда на съемках «Мамы» Олег Попов сломал ей ногу коньком, Люся много месяцев ходила в гипсе и на костылях. С костылями же она поехала сниматься в Бухарест, и я с ней. И вот актриса Гурченко стоит в кадре, а я незаметно за ее спиной за талию ее держу, чтобы Люся не упала. Я полгода боялся лишний раз выйти из дома, потому что она не могла без моей помощи передвигаться.

— Она была благодарна?

— Да. Но при этом у нее постоянно случались заскоки, ревность, и меня это беспокоило. Однажды, в самом начале наших отношений, мы были у ее друга, Паши Леонидова. И его дочь, такая красивая еврейка, сказала мне: «Пойдем покурим». Я вышел, мы с ней покурили, поговорили про Израиль. Когда я вернулся, обнаружил, что Люся взяла такси и уехала. Я поймал машину и гнался за ней до дома… В другой раз, уже в самом конце наших отношений, я случайно встретил свою первую любовь в аэропорту, и Люся увидела, что я тепло разговариваю с какой-то женщиной. Мы объяснили, что учились вместе… Но это не помогло. Мы сидели в ВИП-зале аэропорта. И вдруг Гурченко сняла кольцо с сапфиром, которое я ей подарил, раз — и выбросила! Мне пришлось его искать, все пассажиры с удивлением на нас смотрели… Ревность Люси, ее подозрительность осложняли нам жизнь. К тому же после таких историй она могла несколько дней со мной не разговаривать. Голос она вообще никогда не повышала…

Людмила Гурченко с внуками Марком и Еленой
«Конечно, Люся испытывала волнение, она даже плакала, когда внука на руки взяла. Но, по большому счету, она с внуками развлекалась. Красиво их одеть, сфотографировать…» С внуками Марком и Еленой. 1987 г.
Фото: Игорь Гневашев

— А вы Людмилу Марковну не ревновали?

— Меня пытались заставить ее ревновать, звонили… Вообще, Люся никогда сама трубку не брала. Сначала я или Леля узнавали, кто звонит. Беру трубку, а мне говорят что-то вроде: «Ваша жена сейчас спит с моим мужем! Примите меры!» Я на такое вообще не реагировал, даже если Люся на гастролях и я не знаю, с кем она сейчас и где. Мне и не надо было, чтоб она все время думала только обо мне, я ей верил. И совершенно спокойно относился к тому, что Люся дружила преимущественно с мужчинами. Например, с Никулиным. Я помню, как долго не мог сдать на права, и сказал об этом Юрию Владимировичу. Мы тогда в его «Волге» ехали по шоссе. Он говорит: «Где сдаешь? Поехали!» Мы приезжаем в это ГАИ. Никулин говорит: «Непорядок, ребята!» Он еще даже не успел закончить эту фразу, как мне выдали права. Потому что народная любовь к нему была неописуемой.

Еще помню, как мы с Люсей постоянно ездили на дачу к Михалковым. Там играли в футбол. Как-то мне Никита Сергеевич дает кирзовые сапоги, я их надеваю и чувствую, что из подошвы торчит гвоздь. Но я даже не решился ничего сказать. Так и бегал с гвоздем по футбольному полю. Пожалуй, Михалков был одним из немногих, кого Гурченко по-настоящему уважала. Еще одному другу, Эльдару Рязанову, долго не могла простить, что в «Иронии судьбы...» он снял не ее. Это действительно была тяжелая ситуация. Люся прошла пробы вместе с Андреем Мироновым. Они собирались у нас дома, репетировали, фантазировали. И вдруг они узнают, что уже идут съемки с Брыльской и Мягковым. Люся рыдала: «Ну ты взял другую актрису, так ты хоть позвони, скажи! Никогда не прощу Рязанову». Но когда он пригласил ее в «Вокзал для двоих», Люся прочитала сценарий и говорит: «Ну как можно отказаться?» По-моему, Рязанов был чуть ли не единственным, с кем Люся никогда не спорила на съемочной площадке. А обычно это были такие баталии! Она все хотела делать по-своему. Во время съемок «Любимой женщины механика Гаврилова» она так сильно разругалась с режиссером Петром Тодоровским, что они совсем перестали друг с другом разговаривать. И в таких условиях картина продолжала сниматься. Гурченко всегда знала лучше звуковиков, лучше осветителей, ассистентов, как что сделать. Но ведь у нее и правда был огромный опыт. Зайдет в съемочный павильон: «Так, вот этот бэбик убрать. Вниз розовую ткань. Так, а здесь что у вас стоит, какой, 28-й? Нет, поставьте 30-й. Здесь свет прямой, тут верхний, нижний уберите». Зайдет к звукорежиссеру: «Что за микрофон, «АКГ»? Нет, мне только «Синхайзер», вот это уберите, компрессор поставьте на шесть». Они на нее смотрят вот такими глазами, а потом выходит, что все ее замечания и советы — дельные.

Людмила Гурченко  с Никитой Михалковым
«Помню, как мы с Люсей постоянно ездили на дачу к Михалковым. Там играли в футбол. Пожалуй, Михалков был одним из немногих, кого Гурченко по-настоящему уважала» С Никитой Михалковым на съемках фильма «Пять вечеров». 1978 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Знаю, Людмила Марковна никогда не гнушалась общаться с простым народом.

— Вот поэтому-то гримеры да костюмеры ее и обожали, знали все ее привычки, приносили ей пирожки. Еще в наш дом приезжала «Валя из Шуи», так мы ее называли дома. Валя тяжело работала на ткацком комбинате, у нее руки были как у Валуева. Она привозила десять сумок солений-варений и еще рулоны тканей. И Люся почему-то пускала ее домой… Еще был Сережа. Он сидел в тюрьме, и как только вышел — сразу отправился на Люсин концерт. Он куда только не проникал, был на всех ее выступлениях, даже в закрытых городах физиков, куда мы сами въезжали по пропускам. В Североморске, чтобы попасть на концерт, он спрятался в хлебном фургоне. Этот Сережа один раз помогал мне перегнать машину. Мы ее купили в Нижнем Тагиле и трое суток ехали на ней до Москвы. Нас начал преследовать «КамАЗ». Они видят: машина без номеров, хотели у нас ее отобрать. Тогда Сережа купил топор в поселковом магазине и спал с ним в обнимку, когда мы останавливались на ночь. Он вообще готов был за Люсины интересы убить. Сережа стал вожаком всех Люсиных поклонников. При этом в ее присутствии становился мягким, шелковым. Как и многие…

— А вы когда-нибудь пробовали спорить с Людмилой Марковной?

— Конечно, я даже раз ее любимый телефон разбил. Это когда мы должны были ехать в Тольятти. Я обо всем договорился, были запланированы концерты, билеты все проданы… Все переговоры вел я, я был ее продюсером. Но, принимая решение, всегда с ней советовался. Но в этот раз я что-то упустил, чем вызвал обратную реакцию: «Ты договаривался, ты и выступай. А я посижу дома». И когда она стала настаивать, что не поедет, я, разговаривая по телефону, вдруг бросил его на пол. Тут Люся так с интересом на меня посмотрела и говорит: «Это что, восстание рабов?» Я говорю: «Да, теперь мое имя Спартак». И Люся поехала. В общем, я постепенно начал «просыпаться» и проявлять себя как личность, что Люсе категорически не нравилось. Складывались ситуации, когда я брал инициативу на себя — как мужчина, как кормилец и как Люсин продюсер. Но Людмила Марковна рушила все договоренности с партнерами, только чтобы я не был главным. Она этого боялась… Хотя если нужно было пойти к министру и попросить квартиру или машину, то делать это приходилось мне. Люся за всю жизнь ни разу не зашла в кабинет чиновника, ничего не попросила… В общем, постепенно наши взгляды все больше расходились, и в какой-то момент я ушел от нее. Но через пару месяцев она настоятельно предложила мне вернуться, а точнее, приехала за мной. И мы даже повенчались…

Людмила Гурченко
«У Люси было шесть браков — это говорит о ее честности. Если она не хотела больше с кем-то жить, расходилась. Но пока у нее был муж, она оставалась ему верна» В фильме «Вокзал для двоих»
Фото: Мосфильм-инфо

— Как это могло произойти?

— Сам удивляюсь и сейчас понимаю, что это был большой грех. Вчера только чуть не убили друг друга, а тут вдруг: «Давай повенчаемся!» Я ответил: «Давай», не понимая всей важности этого таинства. Я ведь даже не был крещен, и Люся, по-моему, не крещеная… А все дело в том, что в 70-х наш медовый месяц прошел в Севастополе. Как я теперь понимаю, Люсе захотелось прочувствовать этот обряд, как актрисе. Мы поехали в Форос, зашли в храм. Батюшка, кроме всего прочего, сообщил нам, что идет пост и венчаться нельзя. Но Люсе все было можно. Он нас обвенчал. А потом мы вернулись в Москву и скоро разошлись уже навсегда, так и не сумев преодолеть сложностей в отношениях. Что ж, теперь я не таю никаких обид, стараюсь не вспоминать плохое и благодарен этой талантливой актрисе и женщине за годы, проведенные вместе. И вот я думаю… То, что у Люси было шесть браков, — это говорит о ее честности. Если она не хотела больше с кем-то жить, расходилась. Я не знаю, что там было вне брака, но пока у нее был муж, она оставалась ему верна.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог