Фаину Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

«В детстве я изумлялась, как мои изысканные бабушки могли терпеть такую трудную в общении и...
Павел Соседов
|
19 Октября 2017
Фаина Раневская
Фаина Раневская в фильме «Весна». 1947 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«В детстве я изумлялась, как мои изысканные бабушки могли терпеть такую трудную в общении и чрезмерно экстравагантную даму, как Раневская. Громоздкая, всегда немного нелепая, Фаина Георгиевна разгуливала по нашему участку в комбинации. У нас так было не принято, Любовь Орлова даже к завтраку никогда не спускалась без прически или в халате...» — рассказывает внучатая племянница Любови Орловой Нонна Голикова.

Моя бабушка, Нонна Петровна, была родной сестрой Любови Орловой. И когда Любовь Петровна стала строить себе дачу во Внуково, она и для сестры выхлопотала участок по соседству. Орлова и Александров жили очень замкнуто и не любили принимать гостей у себя в доме, так что застолья устраивались в основном у бабушки. Нонна Петровна хоть и не была актрисой, но в этом блестящем кругу не терялась: изящная зеленоглазая красавица, очень гостеприимная, она всегда накрывала щедрые столы. Все ее салаты украшали настурции — съедобные цветы с нежным привкусом редиса. Друзья Любови Петровны быстро становились друзьями и бабушки тоже и часто оставались на ее даче погостить. По вечерам у Нонны Петровны на веранде, увитой виноградом, пропахшей клубникой и цветами, играли в преферанс многие тогдашние знаменитости. Большим успехом при этом пользовалась бабушкина настойка на смородиновых почках, — изумрудного цвета и удивительно ароматная. Рюмку этой настойки могла позволить себе даже Люба, хотя она всю жизнь сидела на жесточайшей диете, но не потому, что худела, а потому, что у нее были проблемы с поджелудочной железой.

Бабушка умела не только организовывать праздники, у нее получалось все, за что бы она ни бралась. Она была искусным садоводом и выращивала у себя на участке множество редких растений — Люба из своих бесчисленных поездок привозила ей саженцы. С Сахалина, например, привезла сахалинскую гречиху, имевшую способность быстро образовывать непроходимые заросли. И бабушка нашла ей применение, замаскировав этими зарослями туалет. Интересно, что на своем участке Орлова цветоводством не занималась, у нее там рос настоящий березовый лес. Однажды Люба привезла откуда-то хосту — низкорастущее декоративное растение с сизыми листьями. Помню, как эту хосту бабушка сажала вдвоем с Раневской вдоль дорожек.

Фаина Раневская
Фаина Раневская. Киножурнал «Фитиль». 1964 г.

Фаина Георгиевна иногда гостила у нас, бабушка ее селила в отдельно стоявшем маленьком беленьком домике. Там была единственная комната с печкой и веранда. Душ на дворе, из бочки. Но Раневскую быт не волновал. «Я здесь нюхаю розы!» — объясняла она свою любовь к нашей даче. И при этом картинно срывала цветок и подносила к лицу.

Когда у нас гостила Раневская, всегда заходила и соседка по даче акт­риса Театра сатиры Ева Яковлевна Милютина — никогда не забуду ее блистательный чарльстон в спектакле «Клоп» спиной к зрителям, в платье с огромным бантом ниже талии. Как-то они с бабушкой, Раневской, Любовью Петровной и моим отцом сидели на веранде, и хохот у них стоял такой, что меня разобрало любопытство: что там происходит? Я прибежала посмотреть, но на меня лишь замахали руками: «Машенька (это мое домашнее имя), уходи-уходи!» Можно себе представить, что они там себе позволяли!

Фаина Раневская с Сергеем Филипповым
С Сергеем Филипповым в фильме «Золушка». 1947 г.

Надо сказать, что в детстве я изумлялась, как мои изысканные бабушки могли терпеть такую трудную в общении, чрезмерно экстравагантную даму, как Раневская (только с возрастом я стала понимать, что за талант можно многое простить). Громоздкая, всегда немного нелепая, Фаина Георгиевна разгуливала по нашему участку в комбинации. У нас так было не принято, в нашей семье женщины всегда были «застегнуты». Орлова даже к завтраку никогда не спускалась без прически или в халате. И вот я, не привыкшая видеть ничего подобного, бегала жаловаться бабушке. Бабушка же только смеялась. 

Кстати, Раневская все-таки не была настолько экстравагантна, как ее теперь пытаются представить в популярных сборниках якобы ее цитат. Да, она могла употребить ненормативную лексику, и очень лихо, но совершенно четко знала, когда это можно, а когда нельзя. Во всяком случае, при Любе, не терпевшей подобных выражений, Фаина вела себя с какой-то подчеркнутой деликатностью. Орлова была ростом чуть ли не по пояс Раневской, но та побаивалась ее строгости. Характер у Фаины был очень сложный, многообразный и неожиданный. И насколько я знаю, когда она устраивала какие-либо эскапады в театре, всегда на выручку звали Орлову. И как бы ни бушевала Фаина, стоило только появиться Любочке, она мгновенно утихала. 

Фаина Раневская с Любовью Орловой
«Как бы ни бушевала Фаина, стоило только появиться Любочке, она мгновенно утихала» С Любовью Орловой и ее дублершей в фильме «Весна». 1947 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Знаю одну историю, случившуюся на гастролях в каком-то сибирском городе. Раньше гастроли столичного театра были событием государственной важности. И на первом спектакле всегда собиралось все начальство города: управление культурой, обком, горком, райком. И вот скоро должен начаться первый спектакль, в нем занята Раневская. А она почему-то невзлюбила какого-то мальчика — театрального администратора. И решила, что сейчас как раз подходящий случай отыграться. За несколько часов до спектакля Раневская заявила, что у нее болит живот и пока ей этот молодой человек не сделает клизму, она на сцену не выйдет. Все знали, что раз она сказала, значит, так и будет. Администратор тоже уперся: мол, он лучше удавится на своем галстуке. 

Весь театр «встал на уши», так как ситуация сложилась практически безвыходная. Тогда пошли за помощью к Любе. Орлова вошла в номер, где бушевала Фаина, и сказала: «Фуфочка, хотите, я сама вам поставлю клизму?» Раневская, как всегда, сразу успокоилась и поехала в театр. Дело в том, что Фаина Георгиевна бесконечно ценила Любовь Петровну за ее талант и доброту, именно Раневской принадлежит фраза: «Сказать, что Любочка добра, — это все равно что сказать про Льва Толстого, что он писатель не без способностей!»

Фаина Раневская
«Золушка». 1947 г.

К счастью, мне никогда не доводилось испытывать «прелести» характера Раневской на себе. К нам, детям, она прекрасно относилась, и мы часто с Алешей Щегловым — сыном Ирины Анисимовой-Вульф, которая была режиссером Театра имени Моссовета, где и служили Раневская с Орловой, — просили ее изобразить знаменитую сцену из кинофильма «Весна», где она, после того как скатывается с лестницы, очень смешно вращает глазами, изображая помешательство. Так вот мы просили ее: «Фуфочка, сделай нам глазками!» И она проделывала этот трюк раз за разом.

Фуфочкой мы звали ее за то, что она много курила. Кстати, именно Леша Щеглов придумал это прозвище. А Раневская называла его «эрзац-внук» и любила как родного. Дело в том, что Фаина Георгиевна очень дружила с его бабушкой, Павлой Леонтьевной Вульф. Это была провинциальная звезда, ученица Комиссаржевской, королева чеховского репертуара. Живя в Таганроге, Раневская еще в детстве увидела ее на сцене и заболела театром. А позднее пошла к Вульф просить совета, как стать актрисой. И именно Павла Леонтьевна в некрасивой, рыжей, нескладной девочке разглядела будущую гениальную актрису. 

Фаина Раневская
«Осторожно, бабушка!». 1960 г.
Фото: FOTODOM.RU

Когда семья Раневской в революцию бежала за границу, Фаина отказалась ехать и осталась совсем одна. И тогда ее взяла к себе в семью Павла Леонтьевна. Фаина ее боготворила. Пожалуй, между ней и родной дочкой Вульф Ириной даже была некоторая ревность и соперничество за внимание Павлы Леонтьевны. Я помню Вульф изящной, легкой, но уже очень немолодой женщиной, всегда в облаке пудры, всегда в черном. Она наивно решила учить меня и своего внука хорошим манерам, а мы, негодяи, нарочно чавкали и толкались локтями за столом. Я бы сейчас многое отдала, чтобы получить урок хороших манер от такого человека, как Павла Вульф.

В Раневской всегда, до самой старости, оставалось что-то от малого ребенка. Как-то мы вдвоем шли с ней от бабушки к Любови Петровне. И вдруг я вижу: на дороге корова. Я была маленькая и очень боялась коров. Но со мной была Фаина Георгиевна, я думала, она меня защитит, ведь она подруга моих бабушек, а во взрослых я привыкла видеть защитников. Но тут Фуфа встает на четвереньки и быстро-быстро ползет к обочине в кусты. Оказывается, она тоже боялась коров. В результате я испугалась даже больше, чем если бы была одна. Я бросилась в кусты вслед за Раневской. Мы обнялись и дрожали, пока корова не прошла мимо и «опасность» не миновала.

Фаина Раневская с Михаилом Жаровым
С Михаилом Жаровым в фильме «Девушка с гитарой». 1958 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Ни одна наша встреча не обходилась без какого-нибудь перла с ее стороны. Однажды, когда Любы уже не было и Александров остался вдовцом (бабушки моей не стало еще раньше), мы с Фаиной Георгиевной поехали во Внуково навестить Григория Васильевича. Александрова мы застали за обедом, среди тарелок перед ним стояло чудо — портативный маленький телевизор для автомобилей, невероятная новинка. 

Надо сказать, Григорий Васильевич очень любил новинки бытовой техники и всегда был первым, кто все это приобретал, благо возможности такие у него имелись. И вот по крошечному телевизору он смотрел новости. Фуфа спрашивает: «Гриша, что это?» — «Ну вот — портативный телевизор, называется «Юность». — «Да? И сколько стоит «Юность»?» — «Двести рублей». — «Я бы за юность дала дороже!» Потом, когда мы возвращались от Григория Васильевича в Москву, Раневская выдала еще один афоризм. На проселочной дороге машину тряхануло, и, обращаясь к водителю, Фаина Георгиевна сказала: «Осторожно, голубчик, все-таки вы везете «даму с каме… ньями». Вот так — вместо камелий камни в почках.

Фаина Раневская
«В Раневской всегда, до самой старости, оставалось что-то от малого ребенка» «Подкидыш». 1939 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Иногда мы с Фуфой виделись и в Москве. Сначала Раневская жила в Старопименовском переулке, потом в высотке на Котельнической набережной, там я никогда не бывала. Зато не раз посещала ее по последнему адресу в Южинском переулке. Это была двухкомнатная очень скромная квартира, в которой мне запомнился гарнитур из карельской березы и стены, увешанные фотографиями. Иногда я водила ее гулять — в последние годы Раневской уже тяжело было выходить на улицу одной. Вспоминается такой случай: как-то я пришла проведать Раневскую и застала у нее дома одного актера, фамилию называть не буду. 

Она себя очень плохо чувствовала в тот день, лежала, укрывшись пледом. А тому господину очень нужно было прочитать ей какую-то пьесу. Раневской же было совершенно не до этого. Сразу вспоминается короткометражный фильм по чеховскому рассказу «Драма», где Раневская блестяще сыграла навязчивую литераторшу Мурашкину. Только в жизни все вышло наоборот. Фаина Георгиевна крепко сжала мою руку и долго не отпускала, повторяя сквозь зубы, почти не слышно: «Не уходи!» — в то время как артист стоял около меня с шубой, недвусмысленно намекая, что мне пора. Я оказалась в совершенно неловкой ситуации, но все-таки пришлось уйти.

В последние годы Фаина Георгиевна была очень одинока. И всю свою любовь отдавала собачке по кличке Мальчик — это был беспородный пес, которого она подобрала на улице. Сама она с ним не справлялась — Раневская и о себе-то с трудом могла позаботиться. И Мальчик всегда имел нянек, которые периодически менялись. На мой взгляд, это была отвратительная собака. И дело даже не в том, что она ужасно выглядела. Просто у Мальчика был дурной характер. Пока ты молчишь — и он молчит, но стоит тебе заговорить, как пес начинает истерически лаять. Как-то раз, когда я уже работала на радио и у меня была собственная ежемесячная программа, мне надо было сделать с Фаиной интервью — по поводу Любови Орловой, к юбилею. 

Фаина Раневская с Мариной Полбенцевой
С Мариной Полбенцевой в фильме «Сегодня — новый аттракцион». 1966 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Мы приехали к Раневской с аппаратурой — а тут собака не дает даже рта открыть. Я спросила: «Что же делать? Как быть?» На что Фуфа задумчиво произнесла: «О-о-о, моя собака живет как Сара Бернар, это я живу как сенбернар». Кое-как в итоге Мальчика заткнули. Была еще одна знаменитая история на записи того интервью. Фаина, рассказывая о таланте Орловой, который она ценила весьма высоко, произнесла слово феномен с ударением на последнем слоге. И я поправила ее: «Фуфочка, по недавно утвержденной норме правильно делать ударение на «О». Надо перезаписать». Я была с оператором, который записывал все на огромный магнитофон, в те годы диктофонов еще не было. «Включай, деточка, — сказала ему Фаина и произнесла: — ФеномЕн, феномЕн и еще раз феномЕн, а кому нужен фенОмен — пусть идет в жопу!» Эту запись я принесла в редакцию, в кулуарах она имела огромный успех: все хохотали, слушали и переслушивали.

Я уже упоминала, что у Фаины Георгиевны стены были увешаны фотографиями. Там покупные открытки с умильными собачками перемежались с фотопортретами знаменитейших современников. На всех — дарственные надписи: Ахматовой, Качалова, Шостаковича, Твардовского... На первый взгляд выглядело как странная мешанина. Но если присмотреться, то можно было уловить некоторое сходство между людьми и соседствующими с ними собаками. 

В этом была очень тонкая ирония, характерная для Раневской. Помню, меня еще потрясло, что среди портретов признанных корифеев встречались и фотографии молодых артистов, например Владимира Высоцкого. А ведь Раневской шел уже девятый десяток. Спрашиваю: «Фуфочка, откуда у вас тут Высоцкий?» Она объяснила: «Мальчик приходил ко мне обедать. Пришел в три часа дня, а ушел в три часа ночи». И я подумала, что действительно талантливый человек воспринимает чужой талант по другим законам. Им было о чем поговорить!

Интересна и история знакомства Раневской с Еленой Камбуровой. Фаина Георгиевна однажды услышала по радио молодую певицу, и ей так понравились голос и манера исполнения, что она написала благодарственное письмо в редакцию. Это, конечно, поразительно: такое умение ценить чужой талант! При всей экстравагантности и задиристости характера Раневская была удивительно добрым и благородным человеком. Недаром мои бабушки ее так любили, а Орлова шутя называла «мой Фей».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог