Евгений Меньшов: «Ангелина Вовк жаловалась, что из-за меня не вышла за иностранца»

На протяжении 18 лет Евгений Меньшов и Ангелина Вовк были бессменными ведущими «Песни года», в то время едва ли не самой популярной музыкальной передачи на Центральном телевидении.
Варвара Богданова
|
25 Декабря 2013
Евгений Меньшов
Евгений Меньшов
Фото: fotodom.ru

«Я решил уйти, чтобы не мешать Вовк флиртовать с Урмасом Оттом. Но, выходя из квартиры, не удержался и сказал: «Лина, когда гостей приглашаешь, хоть мой халат и тапочки убирай подальше, некрасиво же…» — рассказывает легендарный ведущий «Песни года» Евгений Меньшов.

На протяжении 18 лет Евгений Меньшов и Ангелина Вовк были бессменными ведущими «Песни года», в то время едва ли не самой популярной музыкальной передачи на Центральном телевидении.

Лучшие исполнители и композиторы, тысячи концертов, аншлаги по всему миру...

«Помню, в очередном выпуске «Песни года» участвовал эстонский журналист Урмас Отт, ведущий программы «Телевизионное знакомство», куда он приглашал знаменитых актеров, режиссеров, певцов. Молодой, элегантный, говорит с легким западным акцентом — в общем, красавец. Перед съемкой мы собрались порепетировать у Лины дома, в Староконюшенном переулке. Сидим, пьем чай, обсуждаем предстоящую запись. И тут я замечаю, что Лина на Урмаса, как тогда говорили, запала: глазки строит, кокетничает. И он вроде тоже неравнодушен. Естественно, я сразу засобирался домой, чтоб не быть третьим лишним, а Отту Ангелина предложила остаться.

«Ирина Понаровская постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали»
«Ирина Понаровская постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали»
Фото: ИТАР-ТАСС

Мол, надо еще раз прогнать диалоги. Он отвечает: «Конечно, с удовольствием». Провожают они меня в прихожей, я прощаюсь: «Ну я поехал». И тут не удержался: «Лина, — говорю, — когда в следующий раз будешь приглашать гостей, убирай мой халат и домашние тапки. А то неудобно все-таки». Ну вот бывает, хочется так, по-актерски, похулиганить! Наверное, я был убедителен, потому что эти двое остолбенели. Урмас стушевался, говорит: «Мне, пожалуй, тоже пора». Так и ушел! Но Лина не обиделась, наоборот, рассказывая потом эту историю, смеялась: «Женя меня счастья лишил, кавалера «заграничного» отвадил!»

«Песня года» задумывалась гениально просто: по письмам телезрителей определить лучшие песни в стране.

«Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Вовк шипит, делает мне замечания. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так»
«Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Вовк шипит, делает мне замечания. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так»
Фото: Елена Сухова

После ежемесячных выпусков в «Останкино» приходили мешки писем. И рейтинги популярности у передачи были сумасшедшие. На первом месте стояла программа «Время», на втором — «Песня года». В разные годы ее вели Игорь Кириллов, Светлана Моргунова, Александр Масляков, Светлана Жильцова, Татьяна Веденеева. И вот руководство захотело поменять основную команду и, в частности, найти постоянных ведущих. Ангелину Вовк утвердили сразу и беспрекословно — она была всеобщей любимицей. В пару к ней искали драматического актера. Решили попробовать меня. Незадолго до этого я на радио записал передачу из популярного цикла «Поют актеры театра и кино», и она понравилась — слушатели просили повторить выпуск. Я приехал в «Останкино» на встречу с руководителем программы — Виктором Сергеевичем Черкасовым. Уникальный был человек на нашем ТВ. Талантливый телевизионный режиссер, имеющий стопроцентный музыкальный вкус, Черкасов умел ладить с людьми…

«На банкете Леонов сказал: «Я болею, пить не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил»
«На банкете Леонов сказал: «Я болею, пить не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил»
Фото: РИА «Новости»

Мы поговорили, и я стал думать: нужно ли мне ввязываться во всю эту историю? Все-таки я был востребованным артистом, много играл в театре, в кино снимался. С телевидения тем временем мне никто и не звонил. Месяц прождал и уже рукой махнул, даже вздохнул с облегчением… Звонок: «Женя, поздравляем! Тебя утвердили! Ты рад?!» А я сам не понимаю, рад я или нет. Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Условия совершенно для меня новые: восемь телекамер, в какую когда смотреть, не понимаю. Программу снимают одним дублем. Вовк шипит, делает мне замечания, комментируя мой непрофессионализм. А зажат я ужасно. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так. Не получается необходимого партнерства.

«Коля Караченцов с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень»
«Коля Караченцов с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень»
Фото: photoxpress.ru

И это продолжалось не на одной передаче. Долго я себя чувствовал не в своей тарелке, пытаясь подстроиться под новые обстоятельства, уловить специфику телевидения. И вот, наконец, приезжаю на очередную съемку, а Лина смотрит на меня такими добрыми, даже влюбленными глазами. Думаю: что случилось? Спрашиваю без обиняков: «Лин, в честь чего такие перемены?» — «Моя мама, посмотрев прошлый эфир, сказала: «Ни один из твоих партнеров не смотрел на тебя такими глазами, как смотрит Женя». И после этого работа пошла как надо.

ПОНАРОВСКАЯ СТАВИЛА ЛЮБОВЬ ВЫШЕ КАРЬЕРЫ

Мы с Линой, конечно, здорово подружились за 18 лет, сроднились даже. Мало того что в «Останкино» все время вместе. Так еще гастроли. Объездили с «Песней года» всю страну.

Побывали в Германии, в Израиле, в Америке. Работали на лучших площадках: в Нью-Йорке — в Радио-Сити-Мюзик-холле, в Лос-Анджелесе — в зале, где раньше вручали «Оскар». И всегда все билеты проданы. В одной из таких поездок для меня совершенно с новой стороны открылась Ира Понаровская. Как-то вечером мы вдвоем были на концерте знаменитой американской джазовой певицы. Я слушал ее в полном восторге, а Ира мне все комментировала, потому что здорово разбирается в музыке. Потом мы вместе шли пешком до гостиницы, разговаривали. Ира произвела на меня впечатление очень интересного, глубокого и высоко эрудированного человека. Талантливейшая певица, красивая женщина, при этом постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали. Но Ира как будто не замечала этого, для нее на первом месте всегда оставалась любовь.

«Говорю директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите куда хотите. Но чтобы завтра он был в форме»
«Говорю директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите куда хотите. Но чтобы завтра он был в форме»
Фото: РИА «Новости»

На рубеже 80-х и 90-х приглашение на запись итоговой «Песни года» было хорошо конвертируемой валютой, за которую приобретались любые услуги. Так что в первых рядах концертной студии «Останкино» всегда сидели знаменитые адвокаты, лучшие врачи, директора крупных магазинов. Но раздобыть приглашение «на два лица» было сложно даже нам, ведущим. Правда, Черкасов все-таки придерживал для меня несколько «входных»: «Марчелло (так с первых же дней знакомства он в шутку меня называл), держи, четыре билетика тебе». Я отдавал их в нужные руки. Могу твердо заявить, что только «Песня года» позволила моей семье пережить трудные 90-е годы.

«УВОЗИТЕ ТАЛЬКОВА КУДА ХОТИТЕ!»

Но вспоминаю я свою работу в программе с удовольствием и благодарностью главным образом потому, что сотрудничал и дружил с замечательными людьми — профессионалами высочайшего класса, познакомился с кумирами своей юности.

«Нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой»
«Нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой»
Фото: Елена Сухова

Видел, как рождаются новые звезды. Да что говорить, сам несколько раз использовал свое служебное положение, чтобы помочь молодому артисту. Однажды в очередной новогодней программе должен был участвовать Игорь Тальков со своей песней «Россия». Шел первый день съемок. А Игорь появился, мягко говоря, не в форме. Черкасов был в бешенстве, он не терпел даже слабого запаха алкоголя от артиста: «Все, исключайте его из программы! До свидания!» А я на репетиции слышал эту песню-балладу. Она мне безумно понравилась. Подсаживаюсь к Черкасову: «Виктор Сергеевич, ну песня-то потрясающая. Дайте артисту еще один шанс. Завтра — второй дубль, а сегодня пусть уезжает домой, отоспится».

«Когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого»
«Когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого»
Фото: ИТАР-ТАСС

Он помягчел: «Если отоспится, хорошо...» Я — к директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите, куда хотите. Но чтобы завтра вечером он был в форме. Сразу будем снимать». Так и получилось. Игорь был сосредоточен, собран, великолепно выступил. После того как песня прошла в эфире, о нем заговорила вся страна.

Как-то во время репетиции мы с Линой сидим в зале, ждем, когда нас вызовут для съемки. Вдруг ко мне подсаживается человек. Говорит: «Женя, привет. Помнишь меня?» Это Игорь Крутой! Я познакомился с ним в начале 80-х, когда мы с ним и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области. Игорь был аккомпаниатором у Евгения Павловича. «Понимаешь, я привез классного парня, — продолжает он. — Можешь помочь? Я бы хотел, чтобы он выступил в новогодней программе».

«Когда у Крутого испортились отношения с Первым каналом, «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате, путешествовала по разным телеканалам. В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года». Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева»
«Когда у Крутого испортились отношения с Первым каналом, «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате, путешествовала по разным телеканалам. В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года». Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева»
Фото: ИТАР-ТАСС

Классным парнем оказался мало тогда известный Александр Серов. Они вместе с Крутым несколько лет подрабатывали в ресторане в Николаеве. Я к Черкасову: «Виктор Сергеевич, послушайте парня!» А он мне: «Марчелло, ты уверен, что это того стоит?» Виктор Сергеевич хоть и ворчал, когда я вторгался в чужую епархию, но прислушивался ко мне. А когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, с собственным стилем, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого. Он тут же стал любимцем публики.

КАРАЧЕНЦОВ СКАЗАЛ: «ДАВАЙ ПРОКАЧУ, У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ»

Это странно звучит, но сам я долго относился к телевидению как к чему-то второстепенному.

Хотя снимался в телеспектаклях. Там неплохо платили в отличие от Театра имени Гоголя. Когда я только пришел в труппу после окончания Школы-студии МХАТ, моя зарплата была, как говорится, хорошая, но маленькая: 75 рублей в месяц минус налоги, в том числе на «бездетность», — итого 67 «чистыми». Наверное, прожить на эти деньги можно, микояновские котлеты в «Елисеевском» стоили тогда шесть копеек за штуку. Но мы, актеры, почему-то всегда были без денег. Вот и снимались охотно на ТВ, мечтая при этом о большом кино, о хорошем режиссере, о роли интересной… В одной такой телепостановке я встретился с Колей Караченцовым. В Школе-студии МХАТ мы учились у одного мастера, Виктора Карловича Монюкова, только Коля — на четыре года старше. Мы подружились, гоняли в футбол вместе, приглашали друг друга на свои спектакли. Мне тогда похвастаться было нечем — Лаевский из «Дуэли» Чехова, «Берег» Бондарева были впереди.

А Николай вскоре стал суперзвездой. И всегда приглашал меня на свои спектакли. Благодаря ему я посмотрел и «Тиля», и «Юнону» и «Авось», на которые ломилась вся Москва. Коля по характеру — совершеннейший ураган, но при этом очень воспитанный интеллигентный человек. Его мама Янина Евгеньевна, балетмейстер по профессии, часто и надолго уезжала в творческие командировки, ставила спектакли во многих музыкальных театрах страны и мира. Коля с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании, не начал пить — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень. Хотя, будучи уже взрослым человеком, Караченцов, как ребенок, совсем не умел скрывать своей радости по поводу новой «игрушки». Встречаемся как-то: «Давай, я тебя прокачу.

«С Игорем Крутым я познакомился, когда мы с ним, в качестве аккомпаниатора, и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области»
«С Игорем Крутым я познакомился, когда мы с ним, в качестве аккомпаниатора, и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области»
Фото: Юрий Феклистов

У меня машина новая!» Или: «Поехали, мне квартиру дали, посмотрим». Коле хотелось, чтобы все оценили любое его достижение!

«ЖЕНЯ СВОЕ УЖЕ ОТПИЛ»

Актерская судьба свела меня с еще одним замечательным «ленкомовцем». В 82-м году мне позвонили оттуда: «Женя, Евгений Леонов в свой отпуск едет на гастроли по Тюменской области, от Салехарда до Тюмени. Ищет молодого артиста. Нужно будет вести его творческий вечер, уметь петь и играть на гитаре и подыграть в отрывке из «Иванова». Мы предложили твою кандидатуру». Я встретился с Евгением Павловичем, мы порепетировали. Он сказал: «Ты мне подходишь», и вскоре мы поехали на гастроли. В каждом городе давали по два-три концерта в день. За месяц проехали всю область.

Леонова принимали на самом высоком уровне, и вечером в обязательном порядке накрывались невероятные столы: пельмени шести видов со свининой, медвежатиной, олениной, икра, такая, сякая... Ну и, конечно, выпивка. Но ни я, ни Евгений Павлович к ней не притрагивались. Ведь на следующий день в восемь утра у нас выступление на очередном заводе. Но как объяснишь это организаторам банкета? Представьте, за столом, как куры на насесте, в ряд сидят секретари горкома, обкома, исполкома. Поднимают тосты и, конечно, обижаются, что мы не пьем. Первый секретарь говорит: «Евгений Павлович, ну как так, мы же от всей души!» Он отвечает: «Я болею, не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил». Я даже подпрыгнул. Чего это меня выставляют алкоголиком со стажем? Шепчу тихонько: «Собственно, я и не начинал даже».

А Евгений Павлович словно меня не слышит, продолжает: «За нас будет пить администратор Саша». И вот после каждого такого теплого приема мы бережно доставляли нашего Сашу в гостиницу. Год спустя мы снова встретились с Леоновым — он пригласил меня в поездку на этот раз недалеко, по Московской области. Вот на этих-то гастролях мы с Игорем Крутым и познакомились…

НА КОГО ОБИДЕЛАСЬ ПУГАЧЕВА

Нам казалось, что золотое время никогда не кончится. Что мы с Линой всегда будем вести эти концерты, но постепенно ситуация поменялась. Сначала из программы ушел Виктор Черкасов. Появились новые телевизионные режиссеры. Потом музыкальная редакция Центрального телевидения вообще распалась, и «Песню...» закрыли на целый год.

«Из «Песни года» Пугачева ушла в 87-м году. У нее возник конфликт с оператором. А тот оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче?»
«Из «Песни года» Пугачева ушла в 87-м году. У нее возник конфликт с оператором. А тот оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче?»
Фото: personastars.com

Телевизионные начальники убеждали нас, что передача слишком старомодна. Мы с Линой много ходили по кабинетам и доказывали, что программу надо вернуть. Своего мы добились, но особенно ничего не выиграли: вскоре Игорь Крутой выкупил бренд «Песня года» и стал вкладывать в нее деньги. При этом мы с Линой теперь должны были говорить свои реплики строго по сценарию. Получали его буквально за несколько минут до записи программы. А ведь еще совсем недавно мы импровизировали, общались с залом и музыкантами, и всем нравилось, как мы это делаем! Теперь же требовалось просто проговорить свой текст. Потом у Крутого испортились отношения с руководством Первого канала. «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате. Путешествовала по разным каналам. Так, очередной новогодний выпуск транслировался на НТВ, потом на «России». В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года» в «Олимпийском».

Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева.

В «Песне года» она не участвовала несколько лет. Была обижена. В 1987 году у нее возник конфликт с оператором, когда она стала объяснять, как надо ее снимать. А оператор оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче? Ну, может, не главная, но одна из двух главных — точно! В 80-х годах на нашей эстраде существовали две абсолютные звезды — Алла Пугачева и София Ротару. Все знали об их неровных отношениях, о взаимной неприязни, о том, как они делили славу, доказывая, кто из них первая, кто вторая… Но как бы то ни было, без Пугачевой нам обходиться было трудно. И вот когда я уже вел «Песню года», Черкасов именно меня отправил налаживать с ней отношения.

Я должен был уговорить Аллу прийти на финал хотя бы в качестве гостьи. Приехал в «Олимпийский», где шли «Рождественские встречи» — новый проект Пугачевой. Алла Борисовна, надо отдать ей должное, встретила меня дружелюбно, побеседовала, но вежливо отказалась. Сказала: «Мне это не интересно». То ли обида была так сильна, то ли ее уже целиком поглотил собственный проект... Позже она все-таки участвовала в «Песне года», в том числе и у Игоря Крутого. Но это была уже другая «Песня...». Во время съемок нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Вообще не выходя на сцену! Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой». А ведь для нее, всю жизнь проработавшей на телевидении, такой поступок требовал большого мужества.

Два года назад, когда «Песня года» отмечала юбилей, в числе других бывших ведущих пригласили и нас с Вовк. Но мы отказались. Все логично: новое время выбирает новых композиторов, поэтов, исполнителей. А я хочу помнить свою «Песню...».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог