Энтони Хопкинс: «На пенсию не хочу, боюсь спиться»

Ему уже 75. И в этом возрасте сэр Энтони Хопкинс абсолютно доволен жизнью и собой.
Аманда Крик Лондон
|
09 Февраля 2013
Фото: ALL OVER PRESS

Ему уже 75. И в этом возрасте сэр Энтони Хопкинс абсолютно доволен жизнью и собой. Он много работает, много рисует и много музицирует. Не любит отдыхать, не любит пустые разговоры и сегодня может себе позволить отзываться насмешливо о Голливуде. Голливуд сам ищет его и предлагает роли. И какие роли! Из последних — великий и ужасный режиссер, мастер саспенса и человек, заставивший публику бояться по-настоящему, в фильме «Хичкок». Это история отношений мастера с «фабрикой грез» в период создания его главного шедевра — триллера «Психо».

И история его отношений с женой. Альфред Хичкок и Альма были вместе более пятидесяти лет. Она была не только супругой гения, но и соратником, другом, и в конечном итоге именно Альма сделала Хичкока Хичкоком.

Сэр Энтони говорит медленно, долго, обстоятельно и не собирается останавливаться, пока не ответит на вопрос совершенно исчерпывающе, взглянув на проблему со всех сторон. Трудно выдерживать его немигающий взгляд. Как у Ганнибала Лектора. Кто-то спросил давным-давно: «Сложно было научиться не моргать для роли в «Молчании ягнят»?» На что Хопкинс прямо ответил: «Не слышал глупее вопроса. Я просто не моргал!»

— Сомнений не было, когда вам предложили роль Хичкока?

— Надо было решаться, пока я не облысел окончательно. Потом было бы уже поздно. Тут все совпало — предложили роль, у меня было время, ну и волосы еще пока есть на голове, в общем, грех было отказываться. Честно говоря, меня иногда посещают мысли, что пора бы уже на пенсию. Временами я чувствую и усталость, и огромное желание все бросить. Но когда говорю об этом жене, она начинает меня переубеждать. Стелла уверена, что работа — это моя жизнь и без нее я точно умру (Стелла Арройяве — третья жена актера. Они поженились в 2003 году и в марте отметят десятилетний юбилей свадьбы. — Прим. ред.). Я соглашаюсь с ней и берусь за новую роль. Знаете, я уверен, что когда мужчина уходит на пенсию, он начинает слишком много пить и в конечном итоге умирает от стрессов и одиночества. А стресс, который я испытываю на площадке, — здоровый стресс. Любая работа не позволяет человеку расслабляться, а такая, как у меня, — тем более.

Актерская профессия заставляет постоянно тренировать память и держать себя в хорошей форме. Я давно сижу на простой диете — никакого хлеба, никакого риса, ни тостов, ни пасты, почти полностью исключил сахар. Очень просто, очень действенно. Семьдесят пять — не шутка, что тут говорить.

— Остались еще какие-то несыгранные роли? Мечты в актерской профессии?

— Даже не представляю. Вообще, я собираюсь сниматься до 105 лет. Так что я уже не так одержим работой, как в молодости. Наверное, потому, что сейчас роли даются мне гораздо легче. Сегодня я предпочитаю жить как мне нравится и в перерывах немного играть. И, пожалуй, не смог бы снова выйти на сцену театра.

С Хелен Миррен в фильме «Хичкок»
С Хелен Миррен в фильме «Хичкок»
Фото: kinopoisk.ru

Это тюрьма, это слишком серьезно. Я как-то увидел спящего на первом ряду зрителя, в то время как я на сцене играл короля Лира. С тех пор у меня пропала охота мечтать о шекспировских ролях.

— Про вас говорят, что вы актер, начисто лишенный эго...

— Знал бы я все, что знаю сейчас, когда был молодым! Когда ты молод, все вокруг кажется важным, все вокруг вызывает бурную реакцию. Сейчас смотришь назад и думаешь: «И из-за этого столько шума?» Для меня гораздо важнее моя жена, наши с ней отношения, и я каждый день себе повторяю, что то, чем я занимаюсь, совершенно незначительно. В мире нет ничего существенного, только сама жизнь, потому что так коротка.

— Ну а как же актерство? Вы посвятили ему всю свою жизнь.

— Да, все верно.

Но считать актерскую игру чем-то основополагающим, значимым — да бросьте! Это весело, интересно, но не важно. Актерская работа не несет в себе ничего такого, о чем можно было бы сказать: да, я сделал в своей жизни очень серьезную вещь! Как только ты начинаешь думать, что участвуешь в чем-то значимом, тут же превращаешься в идиота. А уж когда актеры всерьез считают, что они важные персоны, что их мнение что-то значит, даже начинают по-другому разговаривать с окружающими… Это без меня, я — пас! Я сейчас работаю с прекрасными людьми. В фильме «РЭД 2». Хелен Миррен, Брюс Уиллис, Кэтрин Зета-Джонс! Прекрасные, прекрасные люди! С ними так легко играть, просто чудо!

— В ваших отношениях с женой есть что-то общее с тем, какими были отношения Хичкока с Альмой?

— Я думаю, что у нас с женой сложилась очень действенная, очень мощная вещь — хороший брак, крепкие отношения между мужчиной и женщиной.

Женщина умнее, она всегда ведет мужчину. Уж простят меня мужчины, но это правда. У меня жена из Колумбии, у нее испанская, бразильская родня. Это прекрасно, такая энергия! Когда она встречается со своей родней, это просто ураган! Мужчине остается только замолчать и отойти в сторонку. Мне кажется, так же было и у Хичкока с Альмой. Она точно знала, что ему нужно. Чего он хочет, кто он такой. Эгоцентричный, нарциссичный, гениальный, эгоистичный, иногда хладнокровный, авторитарный с актерами и обычный во многом человек. Но гений. Альма понимала это, она была талантливым редактором, и она точно знала, как обращаться с таким мужем.

«Молчание ягнят»
«Молчание ягнят»
Фото: kinopoisk.ru

Иногда она ревновала его, хотя знала, что поводов особенных нет. Пожалуй, лишь Ким Новак могла внушать ей реальные опасения.

— Говорят, вы один из немногих актеров, кто по двести раз повторяет свои тексты, это правда?

— Для роли Хичкока я прочитал много книг, смотрел документальные фильмы, где Хичкок выступает ведущим, слушал и учился говорить так же, как он, снова и снова. Да, раз двести пятьдесят я повторил: «Добрый вечер, я Альфред Хичкок», чтобы сказать это так, как говорил он. У меня свой метод подготовки к роли. Я очень дисциплинированный актер, каждое утро я был абсолютно готов к работе. Оставалось только загримироваться. В случае с Хичкоком — это накладки, на живот, на лицо, на шею.

Грим занимал немного: час — час пятнадцать, так что я смирно сидел в кресле и ждал, пока гримеры и костюмеры закончат свою работу, они художники, их труд надо уважать. Не могу прийти на площадку в кедах и джинсах и через пять минут играть Хичкока. Я должен быть в костюме и в гриме, только так я буду готов к роли. Вот мой метод. Я преподаю студентам в актерской школе. Мы играем Чехова, Теннеси Уильямса, Шекспира. Но я сразу предупредил, что не допущу никаких джинсов, кроссовок, маек, ничего такого. Как можно играть Шекспира в кедах? Не могу в это поверить. И никаких опозданий. Опоздавшие в аудиторию не пускались. Это жестко, да. Но если ты хочешь быть в этом деле, ты должен следовать правилам. Нет — дверь всегда открыта. Так работает индустрия. Если ты опоздаешь на площадку, тебя уволят. Ты не должен заставлять людей ждать.

Многим кажется, что актерство — это как раз такая недисциплинированная работа. Но мне платят большие деньги, и самое малое, что я могу сделать, — это, по крайней мере, не заставлять себя ждать всю съемочную группу. С какими актерами я сейчас работал! Никто из них не опаздывал! Уверен, именно поэтому они стали знаменитыми. Джон Малкович, Брюс Уиллис, Крис Хемсворт, Натали Портман! Никаких опозданий! Только уважение к труду коллег! Съемки начинаются в десять утра? Значит, в десять утра звучит команда «Мотор!». И все на местах.

— Что вас еще выводит из себя? Не считая опоздания на съемки.

— Да, что-то есть. Дайте подумать. Ну точно не неизвестность, это скорее интересно. Совершенно точно не смерть, нет.

— Женщины?

— О нет, я люблю женщин!

«Женщина умнее, она всегда ведет мужчину»
«Женщина умнее, она всегда ведет мужчину»
Фото: Splash News/All Over Press

Ах, вот что. Когда люди, наделенные какой-либо властью, давят на тех, у кого нет никакой власти на площадке. Дай мне то, принеси это! Этого достаточно. Я выхожу из себя, потому что не люблю, когда с людьми так обращаются. Ну и дураков не люблю. Но кто ж их любит. Вот еще, когда говорят: пообещай мне. Нет, не стану ничего обещать. И не люблю, когда мне дают обещания. Голливуд весь так устроен. Сегодня тебе говорят: ах, как замечательно ты сыграл, какой великий фильм получился, обещают позвонить, предложить роль, а завтра не звонят, и это ладно, но на улице проходят мимо и не замечают. Поэтому я рад, что сегодня уже могу не участвовать во всех этих играх.

— Не жалеете сегодня, что уехали из Англии?

— Нет, я очень люблю Америку, эта страна была щедра ко мне, у меня здесь замечательный дом, огромный сад, ощущение полного уединения, в Англии это невозможно. Помню, что, когда уезжал из Лондона в 60?х, над Ватерлоо-роуд висел плотный серый туман, хотя был полдень.

— Не могу не спросить: между вашим Ганнибалом Лектором и знаменитым хичкоковским саспенсом есть что-то общее?

— Когда я 23 года назад прочитал впервые сценарий «Молчания ягнят», я точно знал, как мне надо играть Лектора. Это вопрос баланса, умения правильно соединить в одном человеке набор странных, неприятных качеств в нужной пропорции. Первые пятнадцать минут фильма вы следите за Джоди Фостер, от нее узнаете о том, что он монстр, и что происходит, когда вы видите его впервые?

«Доброе утро», — говорит он. И у вас душа в пятки уходит. То же самое с Хичкоком. Он ведь пугал зрителей, и пугал неизвестностью, он, как и многие, был заинтригован и боялся этой неизвестности. Хичкок был знаком с этим страхом. Уж не знаю как, но знаю, что точно был знаком. Он вырос в восточном Лондоне и всегда боялся полиции, властей. Он работал в немецком кино и умел воплотить этот германский мистицизм, а потом просто соединил в своих фильмах одно и другое. Хичкок умел пугать людей, но я не думаю, как многие, что он сам был тем человеком, который мог бы напугать. Он был очень образованным, знал несколько языков, мог легко обсудить труды Фрейда, Ницше, Декарта, поговорить о философии и психологии.

Я уверен, что он знал многое о человеческой душе, о ее устройстве, о примитивных человеческих инстинктах и умел ими управлять.

— Похоже, что вы научились получать удовольствие от сегодняшнего дня?

— Столько моих друзей ушло в последнее время, и все они были одержимы смертью, прошлым, старением, своим возрастом. А вот помнишь, как я в шестьдесят каком-то году сделал то-то и то-то... Да, сегодня в зеркале я вижу морщины, но они не пугают меня. Не знаю почему. Жизнь дала мне гораздо больше того, на что я мог рассчитывать. Наверное, бессмертие — неплохая вещь. Но у нас нет власти над этим. А то, что все мы смертны, добавляет жизни риска и делает ее более интересной. Да, жизнь полна горечи, печали, но она так же полна радости и счастья.

Здравствуй, любовь,— прощай, любовь. Мы приходим сюда на короткий момент и уходим.

Энтони задумывается и вдруг, словно продолжая свой монолог, начинает читать рубаи Омара Хайяма:

Кто в тайны вечности проник? Не мы, друзья,
Осталась темной нам загадка бытия,
За пологом про «я» и «ты» порою шепчут,
Но полог упадет — где мы, и ты, и я?

Лондон




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая