Елена Яковлева: «Я люблю все начинать с чистого листа»

«Мужчина молча приближается. Мне страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты...
Елена Яковлева
Елена Яковлева

«Мужчина молча приближается. Мне страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты чего, меня совсем не узнаешь?» — «Нет». — «Я Юра Бычков. Мы с тобой в выпускном классе учились...» — рассказывает Елена Яковлева.

— Елена, недавно случайно увидела вас на улице. Среди большого потока людей вы шли летящей походкой, в кроссовках, джинсах, с рюкзаком за плечами. Такая молодая, энергичная. Меня поразило, что в вас не было никакого позерства! Вы органично смотрелись в толпе. Эту картинку я запомнила, мне кажется, она вас очень хорошо характеризует.

— Думаю, мне намного сложнее было бы жить, если бы я ходила по улицам в белом платочке, в черных очках, с ярко накрашенным ртом и на каблуках. И какую-то такую тайну несла. Да все бы от меня шарахались! У меня довольно богатая творческая жизнь, много спектаклей, съемок, где можно что-то сыграть. А в жизни играть не хочется, хочется просто быть самой собой. Когда-то давно мне казалось, что самое главное — это чтобы было как можно больше фильмов, как можно больше спектаклей, чтобы каждый день приходить в театр и знать, что у тебя на несколько лет вперед все расписано. Я впадала в депрессию, если целую неделю мне не звонили с новыми предложениями. А сейчас я понимаю, что в общем-то практически и не жила. 

Бесконечно какие-то постановки, какие-то картины — хорошие, плохие, очень хорошие, очень плохие… И все это как ком катится и тебя подминает. Мне вдруг захотелось просто ловить счастливые минуты, отдохнуть, почитать книгу, посмотреть хорошее кино или, может быть, заняться домашними делами. Вот сегодня, допустим, у меня свободный вечер и есть возможность пойти в театр. С одной знакомой мы перерыли все театры, какие есть в Москве, вплоть до подвалов, но ничего интересного не нашли. Поэтому сегодня я займусь чем-нибудь полезным, на что обычно не хватает времени. Глажкой, например. Представляете, какой ужас? (Смеется.) Вот эта профессия наша замечательная, любимая, она же требует какого-то момента успокоения. Если слишком часто играешь, тебе может не хватить свободного времени, чтобы накопить то, что ты понесешь на сцену.

Елена Яковлева
Елена Яковлева
Фото: Филипп Гончаров

— Но, кажется, у всех актеров есть страх, что, если они не будут о себе постоянно напоминать, про них забудут…

— У меня был небольшой такой период: после того, как я ушла из театра «Современник», чувствовала некую опустошенность. Но вот не прошло и нескольких лет, а у меня опять такой же репертуар по количеству спектаклей, и я уже думаю: наверное, это многовато, наверное, от чего-то надо уже отказываться. Старенькое убирать, прежде чем приступать к чему-то новенькому.

— Тем более что вы очень активно приступаете к чему-то новенькому. Не так давно параллельно со спектаклем «Мама» вышел спектакль «Вражда». Плюс вы вернулись в «Современник»…

— Неожиданно я снова королева шотландская в «Играем... Шиллера!».

— Помню, вы так страдали, когда не играли ее. Единственный, мне кажется, спектакль, о котором вы сожалели… И тут Чулпан Хаматова перестала играть в постановке, и вы вернулись по просьбе Галины Борисовны Волчек.

— Вы понимаете, как получается! Если ты действительно о чем-то жалеешь, если это настоящее, оно возвращается. Хотя я ничего для этого не делала, абсолютно!

— Вы, конечно, уникальная актриса, потому что вы в третий раз пришли в «Современник». Известно, что тот, кто уходит оттуда, назад уже не возвращается.

— Я не знаю, не следила за этим. В моем случае звезды сошлись.

— Тут еще и «Современник» после грандиозного ремонта вернулся в свое здание на Чистых прудах.

— Ну да, и это большая радость. Хотя помещение пока еще не очень жилое. Все ходят, спотыкаются, потому что привыкли к старым порожкам. А тут вдруг на тебе! Все такое новенькое. Краской пахнет очень сильно. И еще, мне кажется, сцена стала длиннее и ниже. Или это я выросла? (Смеется.) Странный эффект. Но возможно, это из-за того, что свет и цвет в театре поменялся. В любом случае, я не смогу никогда забыть прежний прекрасный зал, пусть он был и старенький, и не очень оборудованный. Но в нем чувствовалась особая энергетика.

Елена Яковлева с Андреем Ильиным
С Андреем Ильиным в сериале «Склифосовский»
Фото: Кинокомпания «Русское»

— Вы как-то говорили, что встречали духов в старых театрах. Как думаете, в «Современнике» в новом помещении духи есть?

— В Петербурге, в Александринке, на гастролях я видела привидение. А потом мне посчастливилось работать в Театре имени Пушкина, а там, я слышала, бродят духи Александра Таирова и его жены Алисы Коонен, которые были изгнаны из театра, созданного ими. Таиров оказался в психиатрической клинике и вскоре умер, а Коонен прокляла театр. Наверное, при таких обстоятельствах духи могут приходить. Но в отремонтированном «Современнике», скорее всего, никого нет. Энергия накопиться должна, эмоции актеров.

— Елена, а эмоции за годы работы в театре не притупляются? Вот вы волнуетесь накануне о завтрашнем спектакле?

— Как-то я прочитала книгу Эфроса. Он пишет о моей однофамилице — Ольге Яковлевой: мол, после Джульетты она идет в гриме и чуть ли не в сценической одежде домой, и лучше ее в такой момент не трогать, потому что это она заново роль проживает — может быть, даже лучше, чем только что прожила ее на сцене… У меня не бывает такого глубокого погружения. И после прочтения я даже решила, что я очень плохая артистка. На следующий день у меня в репертуаре был «Крутой маршрут», который поставила Галина Борисовна Волчек. И я решила истязать себя голодом, чтобы приблизиться хоть чуть-чуть к состоянию своей героини — заключенной в лагере. И вот я с утра начала это самоистязание. К вечеру так устала, что уже не хотела ни на сцену, ни гримироваться, ничего. Потом подумала, что, наверное, это не для меня. У меня абсолютно здоровая психика. Многие мои знакомые говорят: «Мы к тебе боялись подойти после «Играем... Шиллера!». Зря боялись. Конечно, в спектакле моей героине голову отрубают. Но это не значит, что я с отрубленной головой и с окровавленным воротником еду потом домой. Это было бы просто опасно: я же за рулем, куда я заехала бы без башки? Так что на финальных аплодисментах выходит не королева, а я — Лена Яковлева...

— То есть после спектакля вы спокойно идете домой, ложитесь спать и мирно спите до утра?

— Ну, я вообще-то недолго сплю. Обычно мне хватает четырех часов. Если нужно в восемь встать, я засыпаю в четыре и нормально высыпаюсь. Я бодра и полна сил. Но если сплю больше или меньше — то хуже себя чувствую. Вот такой фокус. Хотя недавно у меня был период — я целыми днями спала. По-моему, чем больше спишь, тем больше хочется. И сны снятся такие интересные, что совсем не тянет просыпаться. Помню, собаки мне снились. Огромное количество разных собак, которых я собираю, собираю, куда-то складываю, отправляю…

Елена Яковлева
«Если ты действительно о чем-то жалеешь, если это настоящее, оно возвращается. Хотя ты можешь ничего для этого не делать»
Фото: Филипп Гончаров

— Недавно на финальном поклоне после спектакля «Мама» в ЦДР (Центре драматургии и режиссуры) вам подарили маленькую собачку, вы были так растроганы и держали ее нежно, как младенца…

— Я боюсь немножко об этом говорить, потому что, думаю, вдруг мне массово понесут собачек. А это же ответственный шаг — взять щенка. Здесь-то был особый случай: я сама сказала, что если бы завела еще одну собаку, то йорика (йоркширский терьер. — Прим. ред.), мальчика. Это услышала моя знакомая зрительница и подарила… Я, конечно, не ожидала… Старшего йорика зовут Юстас, так что, сами понимаете, этого я назвала Алекс. Они пока не очень дружат. Но Алекс нашел себе друга — нашу дворнягу Яруса, который у нас появился с легкой руки Романа Мадянова.

— Откуда у вас такая безумная любовь к собакам?

— У меня всю жизнь, с детства, были какие-то животные. Даже ежи. Папа военный, мы жили в Сибири. С учений в тайге он все время кого-нибудь приносил и на улице находил и спасал. И ежики у нас были, и собачки, и даже попугайчики. Волнистого попугайчика буквально с ветки снял. Наверное, тот откуда-то улетел. Назвали его Петруша. Еще папа собаку Мульку домой притащил. Она просто за ним пошла, так не гнать же ее. Мы всей семьей за животными ухаживали. И теперь у меня полный дом собак. Это радость.

— Еще вы всегда с большим воодушевлением рассказываете, как сажаете в саду цветы...

— Я люблю природу и много чего понавтыкала в саду у себя. Как-то купила растение наподобие акации, но очень похожее на плакучую иву. И вот ее ветки доросли до земли, лежали такими неаккуратными косами. Тогда я решила дерево подстричь. Снаружи это делать неудобно, я залезла внутрь, а ветки такие плотные — шапкой нависают и закрывают все, даже солнечный свет под них не проникает. И вдруг в какой-то момент мне показалось, что дерево меня поблагодарило и обняло. Вроде и ветра не было, я даже испугалась. Подумала: как в фильме ужасов, засасывает меня эта ивушка плакучая.

— Где вы только на все это время и силы берете?

— Устаю я теперь гораздо меньше. Потому что к пятидесяти восьми годам наконец-то решила завести помощницу по дому. И какой же это кайф! Она приходит один раз в неделю, но делает все. Раньше я не могла решиться на это, потому что мне было стыдно. Мол, придет какая-то женщина и скажет: «Господи, у Яковлевой все навалено, не поглажено, тут у нее бардак, там бардак». Я даже первое время перед приходом помощницы сама убирала… А сейчас расслабилась. Прихожу домой, все пахнет чистенько, все поменяно, поглажено, и я как барыня помылась и нырнула в чистую постель. Я за это и гостиницы люблю: мне не нужно там самой ничего делать.

Елена Яковлева
«Я и библиотекарем поработала, и комплектовщицей, и техником?картографом. Это потом только решилась поехать в Москву поступать. И если бы сразу не поступила — не представляю, сколько бы профессий еще освоила» Караоке-бар «Синематограф»
Фото: Филипп Гончаров

— А многих гостиницы утомляют. Просто вы, видимо, привыкли переезжать с места на место. Именно потому, что ваш папа был военный, вы за десять лет сменили одиннадцать школ…

— Да, наверное, поэтому я такой летун и нигде не люблю задерживаться надолго. И после школы я тоже много мест меняла — и библиотекарем поработала, и комплектовщицей, и техником-картографом. Это потом только решилась поехать в Москву поступать. И если бы сразу не поступила — не представляю, сколько бы профессий еще освоила.

— Но ведь вы в десятом классе написали в записке, что хотите стать артисткой!

— Да. Классный руководитель предложила нам написать такие записки, запечатать, а через какое-то время встретиться и прочитать. Но я об этой записке забыла. И вот был 2014 год, я поехала на гастроли в Киев. Как раз Майдан случился, там стрелять учились, мешки стаскивали. А у меня творческий вечер в Доме офицеров, это совсем рядом. И я, и зрители туда лезли через баррикады, иначе не пройти никак. На следующий день были столкновения, но в этот вечер я стояла на сцене, что-то говорила, говорила. И вдруг встает мужчина, без цветов, без ничего. И идет к сцене молча.

— Страшно?

— Конечно, страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты чего, меня совсем не узнаешь?» — «Нет». — «Я Юра Бычков. Мы с тобой в выпускном классе учились». А я окончила школу в Харькове в 1978 году. Как я могу узнать человека, которого знала от силы два года? Я же столько школ поменяла. Ко мне вообще кто угодно может в соцсетях проситься в одноклассники — я всех приму по той простой причине, что никого не помню. А он продолжает: «Ты помнишь, мы писали записки о том, кем хотим стать, о чем мечтаем? Так вот, Лена, у нас была встреча выпускников, и мы распечатали эти записки. Получается, ты единственная, у кого мечта исполнилась». И он дает мне треугольничек пожелтевшей бумаги. Я развернула и прочитала: «Если сбудется моя мечта, то через пять лет я стану знаменитой, знаменитой артисткой. Это моя единственная мечта. Я разобьюсь, но ею буду. Лена Яковлева». То, что эта записка нашла меня, потрясло до глубины души.

Елена Яковлева
«Я вообще кино люблю за возможность на площадке оторваться, похулиганить, похохотать над кем-то, и чтобы надо мной похохотали в ответ»
Фото: Филипп Гончаров

— Знаменитым артисткам приходится играть всякое. Вы уже не один год играете в сериале «Склифо­совский», который для канала «Рос­сия» снимает кинокомпания «Рус­ское». С одной стороны, зрители обожают медицинские сериалы. Но с другой — вас не смущает, что вашу героиню трудно назвать положительной?

— На этих условиях я и соглашалась. Там все герои — хирурги от Бога. А я — необходимая ложка дегтя. Гнилые нитки покупаю, плохо делаю операции… Думала, съемки будут легкими, без массовых сцен — я просто сижу за решеткой, и все. Ну или что меня быстро выгонят. Но меня не выгоняют. Я уже и сердце украла для своего возлюбленного, который нуждался в экстренной трансплантации. Но нет, я все еще остаюсь. Такое кино…

— Это правда, что для достоверности образа вы даже на операциях присутствовали?

— Правда. Мне даже диплом хирурга выдали. Шуточный… Но все вышло случайно, это не было проявление моего профессионального фанатизма. Я сама лежала в больнице… Очень долго лежала. Мне стало скучно, и я говорю: «А можно мне походить на операции?» Они разрешили, но рядом со мной поставили сестру с нашатырем — в на­дежде, что я рухну в обморок при виде скальпеля или крови. Ничего подобного! Я три операции отстояла. Третью — уже на спор. Они решили: покажем ей гнойный живот, и она точно свалится. Но наоборот, меня восхитило, что в животе все кишки разных фантастических цветов и выглядят не страшно, а на самом деле божественно красиво.

— Работа над «Склифосовским» растянулась на годы, наверняка коллектив уже стал настоящей семьей…

— Эта правда. Но «Склиф» в этом смысле не исключение. Любые съемки на какое-то время — это семья, классная компания, банда единомышленников. Я вообще кино люблю за возможность на площадке оторваться, похулиганить, похохотать над кем-то, и чтобы надо мной похохотали в ответ. Вот недавно подхожу к нашему доктору Брагину — Максиму Аверину. А он сидит в гримерке перед зеркалом такой красивый в дико модных штанах. Штаны черные, спортивные, все в сияющих стразах, переливаются. Я говорю: «Ой, какие замечательные! Вот прямо мои!» А Макс тут же их снимает и мне отдает под всеобщий гогот коллег… На площадке каждый развлекается как может. Я, например, в перерывах между сценами на «Склифосовском» научилась прилично стричь. Все началось вроде бы с шутки. Одному парню стрижку поправила. Он дико боялся. Но все получилось прилично. Потом девушке волосы подровняла. И потянулись ко мне желающие, которые не успевают из-за съемок в парикмахерскую сходить… В итоге с шутками и прибаутками стригла людей до конца сезона…

Елена Яковлева
«Я впадала в депрессию, если неделю мне не звонили с новыми предложениями. А сейчас понимаю, что в общем-то практически и не жила»
Фото: Филипп Гончаров

— А после «Склифосовского» какие проекты у вас еще на подходе?

— Буду сниматься в продолжении «Последнего богатыря». В промежутке у меня — репетиции спектакля «Мед­ведь» в ЦДР, его ставит Владимир Пан­ков. Спектакль уже заявлен на Меж­дународном фестивале имени Чехова… Еще неплохо было бы побывать на море. Глоток свежего воздуха мне бы не помешал. Но это случится не раньше осени, я так думаю…

— Еще, говоря о ваших проектах, стоит вспомнить, что недавно на экраны вышел фильм Кирилла Плет­нева «Семь ужинов».

— Мне очень хотелось поработать с актером-режиссером. Думала, это будет что-то особенное. Но, к сожалению, я работала в этой картине только два съемочных дня и ничего так и не поняла. Раньше я уже имела дело с актером-режиссером — снималась у Сергея Юрского в фильме «Чернов. Chernov». Это было незабываемо. Думаю, снимаясь всю жизнь, он чисто по-актерски подсматривал за режиссерами, а потом просто сыграл роль какого-то очень хорошего режиссера, мастера. Гениально перевоплотился! И таким образом снял очень хорошее кино. Юрский сам делал раскадровки, на площадку приходил идеально подготовленным. Не было ни одного раза, чтобы кто-то каким-то вопросом поставил его в тупик...

— Но если вас спросить про любимого кинорежиссера, наверняка это будет Петр Тодоровский

— Конечно. Я обожала за ним наблюдать. У Петра Ефимовича был в кино особый взгляд. Он снимал вроде бы реальные вещи, но при этом все время чуть-чуть приподнимался над жизнью, даже чему-то серенькому и невзрачному добавлял воздушности, прозрачности и яркости. В то время, когда он работал, ту же «Интердевочку» так пошло можно было снять, что мама не горюй. Но только не он! Он находил какой-то особый ракурс, какое-то воздушное платьишко… Мне, конечно, очень недостает в кино такого режиссера, как Тодоровский.

— А в театре вы своего режиссера, как я понимаю, нашли?

— Раньше у меня был период Галины Борисовны Волчек. Сейчас период Владимира Панкова. Наверное, можно устать друг от друга. Но я свою жизнь не придумываю, все в ней идет так, как идет… А если что-то изменится — не страшно. Я люблю начинать все с чистого листа.

Благодарим Караоке-бар «Синематограф» за помощь в организации съемок

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог