Елена Лядова: «Еще вчера я шла по каннской дорожке, а сегодня уже сижу в собачьей будке»

Откровенное интервью знаменитой актрисы.
Наталья Николайчик
|
16 Сентября 2015
Елена Лядова
Елена Лядова
Фото: Филипп Гончаров. На Елене платье VIK IMAGINATION

«Первая «человеческая» роль у меня была в сказке, где я играла принцессу. Вылезала из сценического люка. Сидела под сценой в одиночестве, ждала, прислушивалась, когда дойдет до меня очередь изображать принцессу. А потом выпрыгивала вся в бантах, красивая… Такая наша работа — вовремя выскочить из люка… И на красную дорожку», — рассказывает Елена Лядова.

— Елена, почти все ваши последние работы удостоены наград. Недавно за роль в картине «Орлеан» вы получили приз ММКФ, теперь критики единодушно предвещают этому фильму выдвижение на «Оскар». Вам очень идет красная дорожка. В Канне вы смотрелись потрясающе!

— Я вырвалась в Канн на несколько дней из Крыма, где снимали фильм «Орлеан». После того как мы с Андреем Звягинцевым торжественно прошествовали по каннской дорожке на премьеру «Левиафана», мне пришлось вернуться на съемки к Прошкину и залезть в собачью будку — в фильме есть такая сцена. Я сама над собой смеялась: вчера ты шла по Каннской лестнице на каблуках, в прекрасном платье, улыбалась, щелкали затворы фотокамер, а сегодня сидишь на четвереньках в грязной конуре. Это и есть актерская работа… Как качели: сегодня блещешь, а завтра под брандспойтом стоишь и мерзнешь на крыше. Но нормально, я выбрала эту профессию. И я не жалуюсь.

— Каким был ваш путь в профессии?

— Мой путь — козья тропа. (Сме­ется.) Кто-то на фуникулере может красиво прокатиться на вершину, а мне не сразу и роли давали, и в училище не сразу приняли. И много куда я хотела прыгнуть и не допрыгнула… Когда-то мне очень хотелось играть в сериале «Моя прекрасная няня».

Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Алексей Серебряков
Елена на каннской красной дорожке с партнерами по фильму «Левиафан» Владимиром Вдовиченковым и Алексеем Серебряковым
Фото: Dominique Charriau/Le Film Fra/Getty images russia

— Кого?

— Кого… Героиню Анастасии За­воротнюк! Я была из числа тех, кто пробовался на эту роль, стояла в длинной серой очереди. Меня не утвердили. Знаете, я расстроилась страшно и даже подумала, что, возможно, упустила свой единственный шанс прорваться в кинематограф…

— Вы поступали в театральные вузы с очень смелым для 17-летней­ девочки репертуаром. У вас был монолог проститутки из «Ямы» Александра Куприна, отчаянно веселая песенка «Мама, я летчика люб­лю»…

— Я занималась с репетитором, педагогом из Школы-студии МХАТ, он подобрал мне репертуар. Я была не знакома с театром, не имела представления, где и на кого учат, и поступала во все театральные институты. Щепкинское училище было единственным, куда меня приняли. И поступила я благодаря судьбоносной встрече в фойе училища с моим будущим педагогом Борисом Клюевым. Я слетела с конкурса и пришла забирать документы.

А Клюев, который, к счастью, запомнил меня, остановил вопросом: «Зачем ты здесь?» Я рассказала. И он отправил к ректору: «Иди, пока не поздно! В нашем училище есть возможность учиться платно». А я ведь об этом даже спрашивала, но мне сказали: «Здесь учатся только талантливые люди, а платникам тут не место». До такой степени я не понравилась приемной комиссии, что мне не хотели ни единого шанса оставить. Если бы не Клюев, я бы не училась в Щепкинском училище. А если бы не Римма Гавриловна Солнцева впоследствии, я бы, наверное, не приобрела профессию. Кстати, в конце первого курса меня все-таки перевели на бюджетное обучение.

Елена Лядова
«После того как мы с Андреем Звягинцевым торжественно прошествовали по каннской дорожке, мне пришлось вернуться на съемки «Орлеана» к Прошкину и залезть в собачью будку»
Фото: Пресс-служба ТНТ
Елена Лядова
«Когда меня не утвердили на роль в «Моей прекрасной няне», я расстроилась страшно и даже подумала, что, возможно, упустила свой единственный шанс прорваться в кинематограф…»
Фото: Филипп Гончаров. На Елене куртка Max&Co

— О Солнцевой ходят легенды как о суровом педагоге…

— «Ты должна харкать кровью», «нужно с себя кожу содрать» — ее любимые фразы. Для нее главное, чтобы студент не был хладнокровным. Мне даже как-то приснился сон, что я иду по улице и на мне нет кожи. Из-за ее воспитательной тактики мне пришлось поселиться в общежитии, хотя наша семья жила в Одинцово. Дело в том, что расписание электричек было составлено таким образом, что я на несколько минут опаздывала на первое занятие. А Солнцева не пускала никого в течение недели на свое мастерство, если ты опоздал хотя бы на минуту. И первый месяц я с тетрадкой проторчала под дверью, заглядывая в щель и пытаясь понять, каким таким искусством они там занимаются. Общежитие было решением этой проблемы…

Но были и другие сложности. Поначалу у меня все плохо получалось. В первый мой этюд однокурсники меня взяли просто потому, что им понадобилась девочка, которая зайдет и завяжет галстук. Они спросили меня: «Лядова, умеешь галстуки вязать?» Я говорю: «Умею». А где мне уметь-то? После школы я, откуда у меня такой опыт? Папа военный, у него галстук на резиночке… Но я пошла к ребятам на якутский курс, был в «Щепке» такой специальный набор. Они были франты, щеголяли в костюмах и котелках. Я говорю им: «Учите вязать». И на рулоне туалетной бумаги всю ночь я тренировалась вязать галстуки. Отрывала — вязала, отрывала — вязала. Не подвела однокурсников, зашла в этюд, завязала галстук и вышла. И знаете что? Похвалили только меня. Солнцева даже сказала: «Этюд давайте на доработку, может, он к экзамену пройдет». И… парни меня больше не взяли, следующий вариант был без меня.

Елена Лядова с братом Никитой и мамой Ириной Васильевной
«Родители далеки от мира искусства. Но они очень любили меня и поэтому поддержали желание дочери стать актрисой»
Фото: photoxpress.ru

— Дружите с однокурсниками?

— Мы не часто общаемся, но поддерживаем связь. Встречаемся и в день рождения Риммы Гавриловны — обычно собираются все ее ученики, со всех выпусков. И Дмитрий Харатьян, и Егор Бероев, и многие другие. Все стараются в этот день сказать нашему учителю спасибо. Я, например, очень благодарна Римме Гавриловне, что она нашла такой материал для моего дипломного спектакля — Гитель в пьесе «Двое на качелях», — в котором я могла оголить свои нервы. До этого я играла в основном острохарактерных и комедийных персонажей. Этой ролью я приобрела больше, чем за всю учебу в институте. С отрывком из «Двое на качелях» после окончания института я ходила показываться во все театры Москвы. А потом мы всем курсом даже в Петербург решили махнуть. Взяли билеты на поезд, собрали реквизит, костюмы — и в путь. Нужно же было как-то в жизни устраиваться… Это была сплошная фантасмагория. Я ехала туда со своим кринолином из другого дипломного спектакля «Женитьба Бальзаминова». Кринолин из железных прутьев, не очень удобный и совсем не сгибается. И вот с этими огромными кругами, обтянутыми кружевными тряпками, я таскалась по метро…

От показа к показу, от театра к театру костюмы становились все грязнее. Ночью курс разбредался по знакомым, а утром собирался, и продолжалось хождение. Прошло несколько суток, однокурсники уехали, а я осталась одна. В БДТ, куда я тоже заходила со своим грязным кринолином, мне предложили роль в «Аркадии» — на тот момент ведущем спектакле в репертуаре. Мы встречались с режиссером, читали пьесу, осталось только подумать и принять решение… Но дело в том, что до поездки в Петербург я показывалась в Московском ТЮЗе и втайне лелеяла надежду, что Генриетта Яновская и Кама Гинкас заметят меня и пригласят в свой театр. Я была до этого на их спектаклях и очень хотела работать у этих людей. Меня не остановило даже то, что, когда мы показывались в ТЮЗе, нашему курсу было объявлено, что нужны только мужчины.

Алексей Серебряков и Елена Лядова в фильме «Левиафан»
«Только нам в кадре нужно поцеловаться, как Алексею звонит любимая жена. Невероятно трогательно…»
Фото: Пресс-служба «Нон-Стоп Продакшн»/ТАСС

Некоторые однокурсницы, услышав это, развернулись и ушли. А я осталась подыгрывать моему партнеру по спектаклю «Двое на качелях» в надежде, что, может быть, на меня обратят внимание. Так и вышло. Об этом я узнала, уже вернувшись из Петербурга. Тут раздумывать было нечего. От БДТ отказалась, пошла в ТЮЗ. Была счастлива, прямо в эйфории от того, что меня взяли… И знаете, какую фразу я услышала первой от Генриетты Наумовны: «Ума не приложу, что с тобой делать, у меня нет для тебя ролей». Трагикомедия — это прямо мое! Жанр всей моей жизни…

— Но роли все же нашлись?

— Ну как бы да… Я играла Курицу, Мышку и Березку в детском спектакле «Два клена». Для меня это был премьерный спектакль, но для театра — 1200?й, ему в этот день исполнялось 48 лет. Так что везде по жизни разбросаны такие интересные моментики, когда ты думаешь, что ты на вершине, а все не так… Когда же мне спустя время наконец-то досталась первая не вводная роль, у всех персонажи назывались по-человечески — Жених, Ребенок, Шлимазл. У моей партнерши, например, роль называлась Царица, Невеста, Суббота. А мою роль обозначили в программке «Не Царица, Не Невеста, Не Суббота»… Никто…

Вообще, театр для меня начался с люка в каком-то смысле. Первая «человеческая» роль у меня была в сказке «Оловянные кольца», там я играла принцессу Алели. Вылезала из сценического люка. Сидишь там под сценой в одиночестве, ждешь, прислушиваешься, когда дойдет до тебя очередь изображать принцессу. А потом выпрыгиваешь, выскакиваешь вся в бантах, красивая… Такая наша работа — вовремя выскочить из люка. И на красную дорожку. (Смеется.)

Ирина Пегова, Евгений Миронов, Евгений Цыганов и Елена Лядова
«Мы с Ирой Пеговой играем родных сестер, поэтому Ире пришлось худеть, а мне поправляться на 12 килограммов. Это было важно для драматургии»

— В спектакле Гинкаса «Роберто Зукко» вы играли девочку, влюбленную в серийного убийцу и насильника. Иногда артисты после таких тяжелых ролей не могут прийти в себя, мучаются бессонницей…

— А я спала. Я не из тех, кто «держит зал» еще 18 часов после своего выступления. Все уже давно дома, помылись, смотрят какую-то телепередачу, а я все кого-то, типа, «держу». Это не про меня. Конечно, спектакль заканчивается в одиннадцатом часу, и у тебя всплеск адреналина, ты взбудоражен. Но ты помнишь, что утром нужно идти на детский спектакль, и быстро себя успокаиваешь. Я ходила домой пешком, проветривала голову, остывала. Жила я тогда в комнате в коммуналке возле Патриарших, где было такое небольшое общежитие от Театра юного зрителя. Мылась, ужинала и ложилась спать. Старалась ни о чем не думать и отдыхать, как нормальный человек.

— Ради роли в фильме «Космос как предчувствие» Алексея Учителя вы в срочном порядке поправились на 12 килограммов. Почему режиссер решил, что вы должны быть именно такой пышечкой?

— Потому что мы с Ирой Пеговой играем родных сестер… Которых, по прекрасному сценарию Александра Миндадзе, главные герои в некоторые моменты путают. Это важно для драматургии было.

— Но режиссер мог бы предложить Ире похудеть.

— Ира тоже худела, она стремилась ко мне, я стремилась к ней, мы нашли золотую середину. Актерам часто приходится чем-то жертвовать ради хорошей роли. Главное тут понять, что эта роль того стоит. Я и худела, и поправлялась, и снималась с температурой сорок в 25-градусный мороз. Ведь для чего художник создает свое произведение? Чтобы оно было совершенным, чтобы оно понравилось, завоевало сердца. Так и артисты хотят завоевать сердца.

Кирилл Кяро и Елена Лядова
«Все герои нашей истории хотят одного — любить и быть любимыми»
Фото: Пресс-служба ТНТ

— С кем из близких вы в первую очередь делите радость ваших побед?

— С семьей. Ведь если бы не родители, у меня вряд ли что-нибудь получилось. Они далеки от мира искусства. Папа — военный, мама — инженер. Возможно, хотели для дочери более земную и понятную профессию, но очень любили меня и поэтому поддержали мое желание стать актрисой. У нас так принято: мы разделяем общие победы, я — их, они — мои. У меня есть младший брат Никита, мы радуемся и его победам, в следующем году он заканчивает школу и уже посматривает в сторону актерства. Мы его поддержим в любом случае.

— Особенно много про вас стали писать после роли у Звягинцева, в «Левиафане». Кстати, ради этого фильма вам пришлось делать что-нибудь специальное?

— Я училась автомобиль водить, чтобы ездить в кадре без дублера. 17 уроков с инструктором отзанималась. Он меня даже хвалил, советовал сдавать на права... В первый же день, когда я в кадре должна была вести автомобиль, я села за руль, но забыла переключить передачу и въехала в бок припаркованной рядом машины. Ее хозяина буквально минут за двадцать до этого попросили поставить автомобиль в кадр — потому что он был мытый, красивый. И вот я въехала в него, причем в багажнике у меня сидел звукорежиссер, его тоже шандарахнуло по ушам. В общем, я до сих пор не получила права — не мое это.

— Экспедиция была длительная, про Алексея Серебрякова, который играл вашего мужа, писали, что он уехал на Баренцево море на два месяца и отключил все средства связи, чтобы прочувствовать роль…

— И я, и другие артисты в этой экспедиции прожили столько же, сколько Алексей Серебряков. Условия были немного дикими. Несколько дней мы провели без света, возникли проблемы на местной электростанции. Но никто не остался без связи. Сейчас ХХI век, у всех телефоны и компьютеры, мы все общались с близкими. Алексей, например, не может без своей супруги Марии, которая ему часто звонила. У нас с Серебряковым вообще смешно было. Только нам в кадре нужно поцеловаться, как у него на телефоне звучит мелодия из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Звонит любимая жена. Алексей не отключает телефон на площадке. И несколько раз так было. Невероятно трогательно… Мне повезло, что я работала на этом фильме, мне вообще очень везет по жизни с партнерами, с режиссерами.

Елена Лядова с режиссером «Измен» Вадимом Перельманом
Елена Лядова с режиссером «Измен» Вадимом Перельманом
Фото: Пресс-служба ТНТ

— Это правда, мало у кого из ваших ровесников есть такое количество номинаций и наград. Из последних призов у вас «Ника» за лучшую женскую роль в «Левиафане», приз ММКФ за лучшую женскую роль в фильме «Орлеан». Недавно вы снялись у известного голливудского режиссера Вадима Перельмана в сериале «Измены» для канала ТНТ…

— Да, это вторая наша встреча с Вадимом, до этого мы работали над телефильмом «Пепел». И я с большим удовольствием согласилась на его предложение поработать совсем в другом жанре — сняться в киносериале для канала ТНТ. Было даже удивительно, что он не зациклился в каком-то однобоком представлении обо мне как об артистке, а захотел использовать меня в другой эпохе, с другим характером. Мне очень нравится этот материал про молодых современных людей. Это не придуманная история, она актуальная, во все времена люди ищут свою вторую половину, кто-то находит, кто-то нет. Вот и наши герои такие же.

— В «Изменах» у вашей героини Аси бурная личная жизнь — муж и три любовника… Зачем ей столько?

— Это поиск себя, своего человека, любви. Все герои нашей истории хотят одного — любить и быть любимыми. Быть с теми, кого выбрали. Например, персонаж Михаила Трухина готов был даже выкрасть свою избранницу. Его герой настолько возмущен отказом от предложения руки и сердца, что обливает любимую краской. Вот такие страсти у нас там кипели.

— Вы считаете, что позволено все, если человек ищет любовь?

— Нет, нельзя все. Нельзя убивать, нельзя насиловать, нельзя совершать низкие поступки. Но любовь — это такой дар небесный, который не учитывает человеческих законов. И не принять этот дар, отказаться от любви — большой грех.

Елена Лядова
«Любовь — это такой дар небесный, который не учитывает человеческих законов. И не принять этот дар, отказаться от любви — большой грех»
Фото: Филипп Гончаров. На Елене свитер Sportmax

— На этой неделе в прокат выходит «черная» комедия с вашим участием — «Орлеан» Андрея Прош­кина…

— На съемках мы хулиганили на всю катушку. В сценарии у Юрия Арабова моя парикмахерша Лидка описана как «звезда местного разлива». Эта чудесная ремарка и стала решающей для придумывания образа. Прошкин хотел подстричь меня для этой роли. Но я предложила Андрею пойти на компромисс, придумать парик. В процессе примерки мы с ним поняли, что париков должно быть много, ведь Лидка может себе позволить быть разной. Она очень яркая. При этом узнаваемая… Действие фильма происходит в провинциальном российском городке, где все погрязли в грехе. И когда туда приезжает Экзекутор, становится ясно — за все свои грехи придется отвечать. Экзекутора играет прекрасный Виктор Сухоруков, большой мастер.

— Виктор с восхищением рассказывал, как вы его спасли. Когда нужно было снимать сцену, в которой он постоянно забывал слова, вы написали текст на груди фломастером и во время съемок расстегнули кофточку. После чего он без запинки произнес свой монолог…

— Ну, положим, текст фломастером я писала не на груди, а на бумажке, которую спрятала под кофточкой. И ничего героического в этом нет. Артисты часто помогают своим партнерам. Мы не чужие друг другу люди, мы взаимодействуем, обмениваемся энергиями. Я не буду играть лучше, если моему партнеру сложно. Я вообще люблю своих партнеров, люблю артистов, люблю режиссеров… Хочется, чтобы кино получилось классным. Мне очень нравится жанр картины «Орлеан», который его создатели сформулировали как «фантасмагорию греха». Я и жизнь так воспринимаю: фантасмагория греха с элементами радости…

Благодарим отель The Ritz-Carlton, Moscow и ресторан O2 Lounge за помощь в организации съемки

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог