Друг Александра Абдулова: «Саша не знал, какую цену придется заплатить за роман с американкой»

Друг Александра Абдулова Александр Карнаушкин поделился воспоминаниями о совместной учебе и работе с актером.
Записала Анжелика Пахомова
|
15 Октября 2014
Александр Абдулов
Александр Абдулов
Фото: Игорь Гневашев

«Саша, извини, но на Кубу ты не поедешь, тебя не выпускают…» — сказал Захаров. Ну а чем еще в те годы мог кончиться роман с американкой? Саша же отказался доносить на возлюбленную в органы», — вспоминает друг Абдулова, актер Александр Карнаушкин.

Уже когда мы учились вместе в ГИТИСе, Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым... недисциплинированным. Педагоги не раз говорили ему: «Саша, ты прирожденный артист, тебя обязательно будут снимать, но как ты учишься? Трижды тебя собирались выгнать из комсомола, дважды — из института. Экзамены не пересдал, ведь опять без стипендии останешься!»

Саша Абдулов (крайний справа) с мамой Людмилой Александровной, братьями Володей и Робертом и отцом Гавриилом Даниловичем. 1956 г.
Саша Абдулов (крайний справа) с мамой Людмилой Александровной, братьями Володей и Робертом и отцом Гавриилом Даниловичем. 1956 г.
«Все свободное время Саша проводил с Карэн, даже переехал к ней. Он еще не знал, какую цену ему придется заплатить за этот роман»
«Все свободное время Саша проводил с Карэн, даже переехал к ней. Он еще не знал, какую цену ему придется заплатить за этот роман»

Но именно Саша первым, еще за полгода до окончания четвертого курса, получил предложение работать в настоящем театре — в «Ленкоме». Все началось с того, что один из ассистентов Марка Захарова, отправленных по театральным вузам в поисках молодого актера на роль в спектакле «В списках не значился», пришел на наш институтский спектакль «Бедность не порок». Саша в нем блестяще играл богатого купца Гордея Торцова. Ассистент Захарова обратил внимание на Абдулова и пригласил на прослушивание в «Ленком». Готовился Саша отчаянно! Выучил отрывки из «Мастера и Маргариты» — модного полузапрещенного булгаковского романа, которым мы все были тогда страшно увлечены. Принес и гитару — Саша уже тогда пробовал петь. И вот перед Марком Анатольевичем идет это чтение, исполняются песни, а у режиссера просто каменное лицо…

«Саша должен был находиться в центре внимания постоянно. Физически не мог переносить одиночества, вокруг всегда были люди — многочисленные друзья, женщины...» (Александр Абдулов и Евгения Симонова в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». 1978 г.)
«Саша должен был находиться в центре внимания постоянно. Физически не мог переносить одиночества, вокруг всегда были люди — многочисленные друзья, женщины...» (Александр Абдулов и Евгения Симонова в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». 1978 г.)

Тогда Абдулов еще не знал, что у Захарова такая невозмутимая манера и по лицу невозможно понять — нравится ему или нет. От бессилия на глазах у Абдулова появились слезы. И, как потом оказалось, именно это больше всего и понравилось Захарову. Ведь для спектакля «В списках не значился» ему нужен был как раз эмоциональный актер.

И вот Саша начал репетиции в профессиональном театре. С тех пор мы уже чувствовали в его отношении к студенческим спектаклям что-то новое, снисходительное: мол, это уже что-то вчерашнее, не вполне серьезное. Он приходил и взахлеб рассказывал про Олега Янковского, Веру Орлову, Евгения Леонова…

«Абдулов приходил в институт и взахлеб рассказывал про Олега Янковского, Веру Орлову, Евгения Леонова… А как-то позвонил мне и сказал: «Захаров собирается ставить рок-оперу. Ты ж у себя на курсе лучший танцор. Сейчас или никогда! Приходи, я договорюсь...» (Александр Абдулов с Ириной Алферовой, Александром Карнаушкиным и Анатолием Абрамовым в фойе «Ленкома». 1979 г.)
«Абдулов приходил в институт и взахлеб рассказывал про Олега Янковского, Веру Орлову, Евгения Леонова… А как-то позвонил мне и сказал: «Захаров собирается ставить рок-оперу. Ты ж у себя на курсе лучший танцор. Сейчас или никогда! Приходи, я договорюсь...» (Александр Абдулов с Ириной Алферовой, Александром Карнаушкиным и Анатолием Абрамовым в фойе «Ленкома». 1979 г.)
Фото: FACEBOOK*.COM

А какое-то время спустя в «Ленкоме» благодаря Абдулову оказался и я. Узнав, что меня, москвича, распределили в другой город, Саша тут же позвонил: «Ну ты, балда, Захаров собирается ставить рок-оперу. Ты ж у себя на курсе лучший танцор. Сейчас или никогда! Приходи, я договорюсь...»

Надо сказать, что в 1975 году о «Ленкоме» уже начали говорить — в связи с недавним приходом туда Захарова. Театр стремительно набирал обороты, уже вышел ставший потом легендарным «Тиль» с Караченцовым и Чуриковой. Но цена этого успеха была высока. Приняв театр, Захаров сразу же начал «закручивать гайки». Первым делом избавился от пьющих, давно не играющих и пожилых актеров. Он действовал жестко, установил железную дисциплину в театре.

«Эпизод с инженером Щукиным снимали в настоящем подъезде. А Саше надо бегать голому, намыленному. «Я не пойду! Делайте со мной, что хотите!» — засмущался было Саша, но Марк Анатольевич подошел к нему, положил руку на плечо и спокойно сказал: «Саша, надо идти. Работа такая» (Александр Абдулов в роли инженера Щукина с Андреем Мироновым в фильме «12 стульев». 1976 г.)
«Эпизод с инженером Щукиным снимали в настоящем подъезде. А Саше надо бегать голому, намыленному. «Я не пойду! Делайте со мной, что хотите!» — засмущался было Саша, но Марк Анатольевич подошел к нему, положил руку на плечо и спокойно сказал: «Саша, надо идти. Работа такая» (Александр Абдулов в роли инженера Щукина с Андреем Мироновым в фильме «12 стульев». 1976 г.)
Фото: Валерий Плотников

Опоздания, к примеру, были недопустимы. Ну а Саша же без этого не мог! И однажды, точно так же, как в институте, сильно запоздал на репетицию. Пока он шел по коридорам театра, бывалые люди ему советовали: «Скажи, что тебя машина сбила...», «Скажи, что у тебя умерла бабушка…» Но Сашка без нужды врать не любил и, когда вошел в зал и встретился с вопросительным взглядом Захарова, выпалил: «Проспал!» У Марка Анатольевича от удивления расширились глаза. На первый раз Саше это сошло с рук. Но когда спустя несколько лет он снова позволил себе опоздать на репетицию, Захаров повел себя совсем по-другому. Мы тогда все приехали на гастроли в Горький со спектаклем «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а Саша с Ирой Алферовой задержались в Москве из-за съемок и добирались сами, на самолете.

Семейное фото: с Ириной Алферовой и дочерью Ксенией
Семейное фото: с Ириной Алферовой и дочерью Ксенией
Фото: Валерий Плотников

И вот начинается репетиция — а их нет! И когда они появились, Марк Анатольевич собрал нас и крепко высказался. Ире он сказал: «Знаете, вы хорошая актриса, вас снимают в кино, лучше идите работать в Театр киноактера». Потом добавил: «Я не могу того же самого сказать Александру Гавриловичу... Он ведь уже многое успел сделать на нашей сцене. Но я сейчас буду думать по поводу распределения ролей в новом спектакле и учту сегодняшнее происшествие…» И действительно, в следующей постановке — «Мудрец» — Саша роли не получил…

Абдулов не сразу понял, кто его девушка

И все-таки Марк Анатольевич к Саше относился по-особому.

На съемках фильма «Капкан» рядом с «именным» трейлером с фильмографией актера. 2007 г.
На съемках фильма «Капкан» рядом с «именным» трейлером с фильмографией актера. 2007 г.
Фото: EAST NEWS

Видел его «сумасшедшинку» и понимал, что с чем-то придется мириться. Ведь Саша иной раз демонстрировал свою любовь к розыгрышам даже на сцене. Вот играем спектакль, доходит до его реплики, а Абдулов молчит, наблюдая, как партнер белеет и краснеет. А однажды во время спектакля пожилая актриса оговорилась, произнеся фразу из конца спектакля, и бах — Саша подхватил ровно с этого места, выкидывая таким образом целый акт. В результате спектакль закончился почти на час раньше, а позже выяснилось, что Саша просто опаздывал на самолет! Но обычно, ради того чтобы репетировать новую роль, Абдулов готов был пахать сутками, спать в одежде, на раскладушке, не мыться, не есть… Кроме того, в силу своей фонтанирующей энергетики Саша не мог и не хотел быть просто актером.

«Ради того чтобы репетировать новую роль, Абдулов готов был пахать сутками, спать в одежде, на раскладушке, не мыться, не есть…» (Александр Збруев, Александр Абдулов, режиссер Николай Гуляев, драматург Дмитрий Липскеров, Николай Караченцов, Олег Янковский,  художник Олег Шейнцис с худруком театра Марком Захаровым)
«Ради того чтобы репетировать новую роль, Абдулов готов был пахать сутками, спать в одежде, на раскладушке, не мыться, не есть…» (Александр Збруев, Александр Абдулов, режиссер Николай Гуляев, драматург Дмитрий Липскеров, Николай Караченцов, Олег Янковский, художник Олег Шейнцис с худруком театра Марком Захаровым)
Фото: Валерий Плотников

Он должен был быть соавтором всегда и во всем. Вот сидим на репетиции с Марком Анатольевичем, возникает какая-то ситуация, где нужно решение, Захаров задумывается… А Саша прямо подпрыгивает на стуле: «Марк Анатольевич, а вот если так? А давайте попробуем это!» У него, как всегда, полно предложений, из которых, может, девять нереальных, но одно — стоящее. И Захаров всегда прислушивался к Абдулову. Как-то раз, когда не складывалась мизансцена, даже сказал: «Был бы сейчас тут Абдулов — набросал бы десяток вариантов».

Саша должен был находиться в центре внимания постоянно. Физически не мог переносить одиночества, вокруг всегда были люди — многочисленные друзья, женщины...

Как-то раз, еще до Иры Алферовой, Абдулов говорит: «Слушай, я тут с такой девушкой познакомился, ну просто что-то невероятное! Только зовут ее странно — Карэн. Я не понял, может, она из Прибалтики... Ну, я ее все равно Катей зову». А вскоре у Саши был день рождения, мы отмечали в общаге, пришла и Карэн. Девушка оказалась и правда сногсшибательная, похожа немного на Одри Хепберн. Под вечер она пригласила всех нас переместиться к ней. По нынешним меркам у нее была просто добротная двухкомнатная квартира в центре. Но она произвела на нас неизгладимое впечатление. В гостиной был постелен ковер с толстым ворсом, на котором по-демократичному могли разместиться гости. К столу подавались коктейли, водка, тоник, курить предлагалось не привычную нам «Яву», а «Мальборо», танцевали под Стиви Уандера и Боба Дилана.

Дело в том, что Карэн была американкой… Она приехала в СССР как представитель какого-то финансового ведомства. Саша был ею очень увлечен. Все свободное время проводил с Карэн, даже переехал к ней — мы его только на репетициях стали видеть. Вот только Саша не знал, какой ценой ему придется платить за этот роман.

В один прекрасный день Абдулова «пригласили» на беседу в органы. Объяснили, что девушка является конечно же шпионкой и роман следует продолжать, но обо всем докладывать — буквально о каждой мелочи. Тогда шпионами объявляли всех иностранцев... Саша доносить отказался категорически, наотрез! В результате девушку из СССР выслали, не дав им даже попрощаться. Конечно, он страдал, переживал из-за ее отъезда.

С Олегом Янковским и Евгением Леоновым в спектакле «Диктатура совести». 1987 г.
С Олегом Янковским и Евгением Леоновым в спектакле «Диктатура совести». 1987 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

В это время театр готовился ехать на Кубу с рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Саши в списках на выезд не оказалось. Его не выпустили из страны как неблагонадежного.

К счастью, через несколько лет запрет был снят. И Саша поехал с театром на гастроли в Париж — со спектаклем «Юнона» и «Авось». Там нас, актеров, разбили на пятерки, чтобы мы не болтались по Парижу поодиночке. Дали четкий инструктаж: ни в коем случае нельзя общаться с иностранцами, ни в коем случае нельзя принимать подарки… Конечно же к нам был приставлен и особый человек. Но Абдулов не был бы Абдуловым, если б и здесь не поиграл с огнем. Однажды, когда мы выходили из гостиницы, он с самым невинным видом спросил у переводчика: «Скажите, а как будет по-французски: «Я прошу политического убежища»?»

Приставленный к нам кагэбэшник помрачнел и процедил сквозь зубы: «Я тебе дома переведу».

На 85 рублей Абдулов умудрялся жить как барин

Была в Сашке какая-то свобода и склонность к шику. В Москве до женитьбы он жил один — его родители оставались в Узбекистане. Марк Захаров распорядился выделить жилплощадь в театральном общежитии на Бауманской (эту комнату раньше занимал Олег Янковский). Поселившись там, Саша немедленно принялся за обстановку, чтобы унылые серые стены превратить в «интерьер». Идею нам подал Толя Солоницын, который занимался росписью и выжиганием по дереву.

Мы пошли, купили деревянную разделочную кухонную доску, нашли в журнале «Америка» фото Боба Дилана и выжгли его профиль на фоне американского флага. Получилось оригинальное настенное украшение. Потом Сашка, видимо, побывал на экскурсии в каком-то дворце и загорелся обить стены тканью. Правда, во дворце стены декорировались шелками и бархатом, а у Абдулова хватило денег только на какой-то ужасный ситец грязно-синего цвета с листьями… Но он все равно был очень доволен. Ведь когда студентом он жил в общаге, стены его комнаты были обклеены афишами, сорванными на улице, и «декорированы» оторванными таксофонными трубками, которые Саня тогда коллекционировал.

«Саша любил азартные игры — это у него в крови было. Когда мы стали выезжать за границу и он познакомился с казино — это было все! Абдулов иногда там оставлял гигантские суммы, но никогда в этом не признавался, всегда говорил: «Я выиграл!»
«Саша любил азартные игры — это у него в крови было. Когда мы стали выезжать за границу и он познакомился с казино — это было все! Абдулов иногда там оставлял гигантские суммы, но никогда в этом не признавался, всегда говорил: «Я выиграл!»
Фото: PERSONASTARS.COM

Для передвижений по городу Абдулов часто пользовался такси. И нередко обедал в ресторанах. Он умел так сделать заказ, чтобы и поесть хорошо, и потратить не больше полутора рублей: брал, например, шурпу, плов и бутылку минеральной воды. Негусто — но зато в ресторане! Ну и еще у него каким-то образом денег хватало на то, чтобы прилично одеваться. Конечно, купить настоящие джинсы, как у любимых Сашиных Битлов, было тогда нереально. Но можно было достать ткань «техас» и сшить в ателье очень модные джинсы клеш, да еще и молния по краю, зубчиками. Стоило это счастье 15 рублей.

Зарплата у нас, молодых артистов театра, была небольшая, от 85 рублей. Но, сколько помню Сашу, он всегда стремился где-то подработать.

Например, в массовке на «Мосфильме». Правда, в кино Саша был готов сниматься даже бесплатно. Постоянно ездил на студию, просился везде, где можно. Первая его настоящая роль со словами — в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Я как сейчас помню: Сашка потащил чуть ли не весь курс в кинотеатр на окраину города, чтобы показать свою работу в этом эпизоде. Да, пусть он играет всего лишь одного из солдат, но он же на экране, там же видно, что это он! И даже разговаривает немного, хоть и не своим голосом… Когда мы уже работали в театре, Захаров взял Абдулова в свой фильм «12 стульев» на маленькую роль инженера Щукина, который голым оказался на лестничной площадке. Съемка натурная — значит, нельзя избавиться от нескольких десятков местных бабушек, домохозяек и детей, желающих поглазеть, как снимают кино.

А Саше надо бегать голому, намыленному. «Я не пойду! Делайте со мной, что хотите!» — засмущался было Саша, но Марк Анатольевич подошел к нему, положил руку на плечо и спокойно сказал: «Саша, надо идти. Работа такая».

1 января 1979 года на экраны вышло «Обыкновенное чудо», и слава в одночасье свалилась на Абдулова. Мы все наблюдали, как толпы девиц караулили его на служебном входе, как ему ящиками носили письма… И Саша, честно говоря, первое время от всего этого здорово обалдел. К тому же он первым среди молодых актеров стал зарабатывать существенные деньги, начались концерты, заграничные поездки… Чем больше славы становилось у Абдулова, тем больше ширился круг его друзей.

«Несмотря на свое фантастическое везение, он ушел одним из первых в нашем поколении гитисовцев. И теперь, когда мы собираемся все вместе, нам остается только вспоминать, каким был Саша Абдулов — самым успешным из всех нас»
«Несмотря на свое фантастическое везение, он ушел одним из первых в нашем поколении гитисовцев. И теперь, когда мы собираемся все вместе, нам остается только вспоминать, каким был Саша Абдулов — самым успешным из всех нас»
Фото: Марк Штейнбок

Ему, как и прежде, все вокруг было интересно. Надо сказать, что Абдулов всегда был очень азартным человеком — это у него в крови было. Когда мы стали выезжать за границу и он познакомился с казино — это было все! Саша иногда там оставлял гигантские суммы, но никогда в этом не признавался, всегда говорил: «Я выиграл!» Для друзей Абдулов тоже денег не жалел. Помню, как мы собрались на десятилетие курса в Доме кино и Сашка широким жестом оплатил половину роскошного стола — на вторую половину сбросились все остальные. Он был очень щедр. Но мошенникам было не так-то просто выманить у него хоть рубль — тут Саша был кремень! Как и всякой знаменитости, ему время от времени приходили письма с просьбами о материальной помощи. Он на них не откликался. Но если возникала идея, например, построить домик для рыбаков в Астраханской области или отреставрировать церковь — на такие вещи он всегда давал.

Судьба его хранила

Сашка много раз ходил по краю.

У него в жизни было очень много ситуаций, когда он мог погибнуть. Чего стоит одна история с самолетом, когда он уже сидел в «Ту-154» в ожидании взлета, а к нему подошла стюардесса и, зная, что он опаздывает на съемки, сказала: «Есть самолет, который вылетает на 15 минут раньше». Абдулов пересел, а тот самолет, из которого он вышел, разбился… Саша потом держал свой билет в рамочке — как напоминание, что все под Богом ходим. В другой раз какой-то сумасшедший из толпы бросил в него топорик, пролетевший буквально в нескольких сантиметрах от головы…

Не говоря уже о том, что, пока Абдулов водил машину сам, много раз чудом избегал аварии. Все дело в том, что Саша все время не высыпался. И то и дело клевал носом за рулем. Однажды, помню, заходит в театр на слабых ногах, весь белый: «Я сейчас чуть не разбился!» Оказалось, снова задремал и проснулся, уже когда машину мотало из стороны в сторону, а навстречу мчался грузовик. Тогда Саша, наконец, принял решение взять водителя.

И все-таки, несмотря на свое фантастическое везение, он ушел одним из первых в нашем поколении гитисовцев. И теперь, когда мы собираемся все вместе, нам остается только вспоминать, каким был Саша Абдулов — самым успешным из всех нас.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог