Дмитрий Крылов: «Я сказал Янковскому: «Олег, а ведь я тебя переиграл»

«Когда я узнал, что на «Мосфильме» запускается фильм «Цареубийца», связанный с историей Николая II,...
Павел Соседов
|
27 Августа 2023
Дмитрий Крылов. Фото
Дмитрий Крылов
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова
Дмитрий Крылов
«Одна из страничек биографии, быстро перевернутая: я снимался в качестве фотомодели и выступал на подиуме манекенщиком». 1981 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

«Когда я узнал, что на «Мосфильме» запускается фильм «Цареубийца», связанный с историей Николая II, не задумываясь и не сомневаясь в своих шансах, отправился на киностудию в группу к Шахназарову и сказал: «Вот он я!» — «Очень приятно, но Карен Георгиевич сейчас занят на съемках, мы проведем пробы без него». Я ответил, как Инна Чурикова в фильме «Начало»: «Зачем пробы? Я и так согласен», — рассказывает телеведущий, автор программы «Непутевые заметки», которой в прошлом году исполнилось 30 лет.

— Дмитрий, как вы попали на телевидение?

— Благодаря Мише Задорнову. Эстрадный режиссер по образованию, я много лет проработал помощником режиссера, а потом и режиссером в ГЦКЗ «Россия». На нашей сцене иногда в каких-то программах участвовал студенческий театр МАИ, который возглавлял Задорнов. Спустя годы работы в «России» у меня случился конфликт с директором зала, замечательным режиссером Александром Аскольдовым. Повод был ближе к политическому, по партийной линии — меня даже таскали в КГБ. Когда я уволился в 1983-м, год просуществовал в достаточно тяжелом положении, получая 50 рублей как преподаватель ГИТИСа на полставки и при этом 45 рублей отдавая за комнату в коммуналке на Тишинке. Однажды на улице Горького, ныне Тверской, я встретил Мишу. Узнав о моем плачевном положении, он сказал, что у него есть какие-то завязки на телевидении, и обещал все разузнать... И обе­щание сдержал. Я прошел трехмесячную проверку, и, несмотря на все мои партийные прегрешения, как ни странно, меня взяли в этот закрытый «почтовый ящик», как тогда именовали Центральное телевидение.

Помню, когда пришел оформляться на работу, перед встречей с главным редактором его заместитель меня спросил: «Дмитрий Дмитриевич, вы были когда-нибудь в публичном доме?» — «Нет, как-то не доводилось. А почему вы спрашиваете?» — «Потому что тут, как в публичном доме, надо сразу оговаривать все условия. Вы сейчас идете к главреду и сразу оговорите все, потому что потом у вас уже не будет возможности ничего исправить». И представляете, я сразу получил должность редактора в отделе классики и развлекательных программ Литературно-драматической редакции с окладом 190 рублей — это после моих-то пятидесяти!

— С классикой понятно, а вот чем вы должны были развлекать советского зрителя?

— Главной развлекательной программы — «Кабачок «13 стульев» — к тому моменту уже не существовало. Ее закрыли еще в 1980-м, после обострения ситуации в Польше. И редакции было поручено подготовить передачу, которая, как планировало руководство, смогла бы при удачном стечении обстоятельств, заменить «Кабачок...». Для этого меня и взяли на работу в Литдраму — поручили разрабатывать концепцию этой программы. Название я придумал — «Золотая рыбка». Но дальше дело что-то не шло, концепция никак не вырисовывалась. Пока в нашей команде не появился Марк Розовский, который написал сценарий и срежиссировал первый выпуск. Но несмотря на участие таких артистов, как Олег Табаков, Александр Филиппенко, Валентин Гафт и Любовь Полищук, на следующий день после выхода программы в «Известиях» по­явилась большая разгромная статья под названием «Золотая рыбка второй свежести», за подписью никому не известного корреспондента «Вологодского комсомольца» Леонида Парфенова. Вот так мы тогда заочно и познакомились с Леонидом.

Естественно, после такой неудачи встал вопрос о том, что я профнепригоден и мне надо уходить с телевидения. Но случилось очередное чудо! Кому-то из начальства пришло в голову: «А почему мы никогда не анонсировали и не продвигали свои собственные передачи на ЦТ? Давайте будем делать такую программу». И поскольку ни одна редакция за это не хотела браться, начальник Гостелерадио Сергей Лапин распорядился: «Значит, будете делать по очереди!» Первой в списке была Литературно-драматическая редакция, где крайним оказался я, как человек, с которым все уже было практически решено… А я возьми, да и сделай хорошую программу, потому что вдруг почувствовал, что вот это мое — сейчас или никогда. Начальству понравилось: «Вот пускай теперь этот бородатый и делает ее постоянно». Ведущей программы, которую назвали «Спутник телезрителя», стала Светлана Жильцова. Однажды она не смогла приехать на запись, и я вошел в кадр сам. И опять начальство оценило: «В принципе неплохо, пускай он и ведет передачу». 

Дмитрий Крылов
«Мы подружились с коалихой Инди. Чувства были взаимные, теперь переписываемся».Австралия, 2007 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

Таким образом я стал автором, режиссером и драматургом своей собственной передачи. Уже потом, когда мне стало не интересно делать только анонсы, я переименовал программу в «Телескоп» и начал привлекать критиков, включать элементы аналитики, статистику, рейтинги и прочее. Тогда у программы появился и продюсер Андрей Разбаш. А у него возникла очень красивая идея, привлечь к ведению «Телескопа» Игоря Кириллова и Валентину Леонтьеву. Как раз в это время звезды дикторского отдела оказались вне эфира. Случилась наша буржуазная революция 1991 года, и телевидение реформировалось вместе со страной. Появились новые люди, а прежние профессионалы оказались невостребованы.

— Вы лично с Лапиным были знакомы? В отличие от вашей, в карьере многих творческих деятелей той эпохи его роль была отрицательной.

— Когда я пришел на телевидение — это был монстр, гроза. Ходило выражение «лапинщина», «лапинское телевидение». Он был очень образованным человеком, собрал одну из лучших библиотек в Москве, а может быть, и во всем Союзе. Но эта образованность уживалась в нем с диким партийным рвением, приправленным антисемитизмом. Правда, некоторых евреев он все-таки допускал до экрана. Например, Лапин любил и уважал Эфроса. У него работал Михаил Козаков. Но если уж кто-то был ему не по душе… Я помню, когда началась перестройка, на одной партконференции Лапина начали захлопывать и засвистывать. И это мне тогда очень не понравилось. «Шариковы» от телевидения как гиены почувствовали возможность укусить льва и задрать его. Прошло несколько лет, я тогда еще делал «Телескоп», и у меня появилась рубрика под названием «Бывшие». Я ее придумал, чтобы делать интервью с яркими телевизионными деятелями прошлого. И первым, кому я позвонил, был Сергей Георгиевич Лапин. Мне ответил какой-то молодой голос: «Подождите немного, я сейчас узнаю». Прошло какое-то время, и тот же голос снова раздался в трубке: «Вы знаете, а Сергей Георгиевич только что скончался»... В итоге я делал сюжет о его похоронах.

Прошло какое-то время, и я позвонил еще одному бывшему телевизионному руководителю. Произошла практически та же история. Я почувствовал себя какой-то злой птицей, которая несет гибель своим избранникам. И попросил своего редактора Марину Денисевич: «Звони теперь ты». Мы пригласили в эту рубрику бывшего председателя Гостелерадио Николая Николаевича Месяцева, который возглавлял телевидение до Лапина. Во время войны он служил в Смерше — организации с противоречивой репутацией, много сделавшей и зла, и добра. А после руководства Гостелерадио был послом в Австралии. Я записал интервью с Николаем Николаевичем, а в конце разговора сказал: «У нас в «Телескопе» появилась рубрика «Раскаяние», не хотели бы и вы покаяться в каком-то своем поступке? Ведь это дает облегчение и служит гуманным уроком всем остальным». Николай Николаевич задумался очень надолго. После паузы ответил: «Нет, я еще пока не готов. Нет, не готов». И этот честный, такой тяжелый ответ, был мне очень дорог, я это оставил в передаче.

Была у меня идея снять в рубрике «Бывшие» заместительницу Лапина Стеллу Ивановну Жданову. Я ее еще застал на телевидении, она была жутким цензором. Очень жесткая дама, ее все боялись. Мои первые передачи тоже подвергались ее цензуре. Мне понравился ответ Ждановой на мое предложение: «У меня были тогда иные жизненные, политические и идеологические представления, а сейчас я изменилась. Однако не хочу выглядеть в глазах зрителей «перевертышем».

— И все-таки ваша визитная карточка — «Непутевые заметки», программа, отметившая 30-летие в прошлом году...

— В 1991-м я совершенно случайно оказался в Британии. Меня как узнаваемое лицо нового российского ТВ пригласили на ежегодный фестиваль искусств в Эдинбург. Я вылетел в Лондон 20 августа, как раз когда в Москве все «вспучило». В Лондоне у меня был день, и я зашел в наше посольство — попросил у какого-то сотрудника дать на время видеокамеру. Я был уверен, что коммунисты одержат верх и никогда в жизни мне за границей больше не побывать — хотелось зафиксировать все происходящее на память. На эту любительскую видеокамеру я снимал все, что меня окружало в Эдинбурге. Когда вернулся в Лондон, выяснилось, что организаторы поездки — мои новые друзья Джо Дёрден-Смит, писатель, сценарист, режиссер, и его русская жена Лена — договорились, что я могу пожить в Лондоне целый месяц бесплатно. Итак, у меня было жилье, но не было денег даже на еду. 

Дмитрий Крылов с Сергеем Столяровым
В студии «Останкино» с режиссером программы «Телескоп» Сергеем Столяровым. 1996 г.
Фото: Виктор Борисов/ТАСС

Я занял у своих друзей какую-то сумму и потратил все... на полупрофессиональную видеокамеру. Надо сказать, что до этой поездки я никогда в жизни камеру в руках не держал, поэтому снимал все исключительно для себя, получилось около 10 часов записи. Когда вернулся в Москву, подумал: а может быть, что-то из этого материала сделать? Получилось смонтировать четыре получасовых фильма — передачи, которые я назвал «Непутевые заметки, или Из Лондона с любовью». Этот мой «непутевый дебют» в феврале 1992 года вышел в эфир и неожиданно получил хорошие зрительские отзывы. Может быть, от того, что впервые на экране появился не идеологически правильный политобозреватель, а нормальный человек, который интересуется тем же, что и зрители. Практически сразу же после успеха лондонских «Заметок...» я отправился в свой первый круиз по Средиземному морю, потом поехал в Берлин.

— А свою программу «Телескоп», что же, забросили?

— Первые «Непутевые заметки» вышли в 1992 году, я продолжал вести «Телескоп», но стал регулярно выезжать на съемки за границу. Вместо меня «Телескоп» начали вести мои коллеги — молодые корреспонденты, редакторы. Я постепенно стал отделяться от своего детища. В конечном итоге в 1996 году программа умерла. Уже не было Центрального телевидения, и у каждого канала появилась потребность в своих анонсах. И я без особых сожалений вплотную стал заниматься «Непутевыми заметками». С начала 1996 года они выходили на Первом канале регулярно каждое воскресенье. Это был очень тяжелый для меня физически и психологически период, потому что я работал один, надо было ездить раз или два в месяц в путешествия, снимать материал, успевать его обрабатывать, писать сценарий, монтировать, давать в эфир и снова ехать. Такая работа на износ продолжалась несколько лет, но я был по-своему счастлив. Позже ко мне в качестве редактора, а потом и корреспондента присоединилась моя жена Татьяна, она стала помогать мне и с текстами, и со съемками сюжетов. Потом подключился ее сын Дмитрий — он стал оператором. Спустя какое-то количество лет по­явился еще один оператор и так далее.

— Вы же еще и в кино снимались. Как получилось, что вашим дебютом сразу стала главная роль в картине «Загадка Эндхауза»? Вы были другом режиссера?

— Нет-нет. До этого я действительно не снимался. Но почему-то Вадиму Дербеневу показалось, что я могу сыграть роль английского капитана Гастингса — помощника Эркюля Пуаро. Режиссер сам вышел на меня и предложил эту роль. А мне по молодости лет показалось это любопытным. Я с удовольствием согласился, тем более что съемки должны были продолжаться два месяца, а я к тому времени уже много лет не был в отпуске. Пуаро играл замечательный Анатолий Равикович, а я, как его помощник, торчал рядом с ним в каждом кадре от начала и до конца фильма. Конечно, актер я никакой. И как всякий дилетант, который в подобной ситуации хватается за соломинку, я ухватился за трубку, которую мой герой постоянно курил. И это непрерывное дымление стало для меня одним из самых утомительных процессов на съемках…

— Как партнерствовал с вами Анатолий Равикович — не ворчал на непрофессионала?

— Нет, мы с ним были в замечательных отношениях. Я ездил вместе с ним со съемок в Ленинград — смотрел его спектакли. Познакомился с его замечательной супругой Ирой Мазуркевич.

Дмитрий Крылов с Виргинией Кельмелите и Анатолием Равиковичем
«Пуаро играл замечательный Анатолий Равикович, а я, как его помощник, торчал рядом с ним в каждом кадре от начала и до конца фильма. Конечно, актер я никакой. И как всякий дилетант, который в подобной ситуации хватается за соломинку, я ухватился за трубку, которую мой герой постоянно курил» С Виргинией Кельмелите и Анатолием Равиковичем на съемках картины «Загадка Эндхауза». 1988 г.
Фото: Legion-Media

— Где снимали «Загадку Эндхауза»?

— В Литве, поскольку западную натуру у нас всегда изображала Прибалтика. А местные артисты играли англичан. Интерьеры снимали на «Мосфильме». Так я попал в актерскую картотеку «Мосфильма», и меня стали приглашать в кино. Соглашался я, скорее, ради любопытства и денег. Главных ролей у меня больше не было. В картине «Московские красавицы» я играл ведущего конкурса красоты, фактически камео — в 90-е я немало подрабатывал ведущим подобных конкурсов.

— Пусть и эпизоды, но вы сыграли в картинах выдающихся режиссеров: в «Цареубийце» Карена Шахназарова и «Как живете, караси?» Михаила Швейцера.

— У Швейцера играю фактически себя — меня пригласили на роль телевизионного корреспондента. Я сказал режиссеру: «Михаил Абрамович, вы для меня классик, я вас так люблю, что готов у вас хоть стойку для микрофона сыграть». Что, собственно, и сыграл.

А съемки у Карена Шахназарова особая история — сплошной курьез. Еще в 80-е годы, работая на телевидении, я нередко в коридорах «Останкино» сталкивался с Сергеем Колосовым — классиком отечественного телевизионного кино. И он мне всегда говорил: «Ой, Дима, если я когда-нибудь буду снимать фильм про Николая II, я обязательно приглашу тебя на эту роль!» И вот когда я узнал, что на «Мосфильме» запускается фильм «Цареубийца», связанный с историей Николая II, не задумываясь отправился на киностудию в группу к Шахназарову и сказал: «Вот он я!» — «Очень приятно, но Карен Георгиевич сейчас занят на съемках, мы проведем пробы без него». Я ответил, как Инна Чурикова в фильме «Начало»: «Зачем пробы? Я и так согласен». Когда мне протянули костюм генерала, я удивился: «Подождите, но ведь Николай Александрович, по-моему, был полковником?!» Мне ответили: «Какой Николай Александрович? У нас императора играет Олег Янковский, а вас пробуем на роль генерала Рузского, который будет уговаривать Николая II отречься от престола». Деваться было некуда, и я, подавив смущение и стыд, продолжил пробы. И меня утвердили. Пошили генеральские сапоги, и мы с Олегом Ивановичем где-то под Питером сыграли сцену— я хожу с ним по платформе. Наш диалог не писали, так как камера снимала из вагона. Пользуясь этим, Янковский все время пытался меня расколоть, чтобы я рассмеялся в кадре, а мне надо было держать лицо — разговор-то у нас серьезный...

На премьере в Доме кино меня пригласили на сцену: «Идемте, будете со съемочной группой представлять фильм». Я отказался: «Нет. Что вы?! С такой крошечной ролькой и на сцену…» Остался в зале. Потом ко мне присоединился Янковский, и я ему в шутку сказал: «Олег, мне кажется, что я тебя переиграл». И оказался «прав» — сцену-то нашу общую вырезали! Настоящей же причиной купюры стало то, что мы с Янковским в гриме в одном кадре оказались так похожи, будто по платформе ходили два Николая — один в полковничьих погонах, а второй в генеральских. Факт нашего сходства с Янковским является для меня комплиментарным, поэтому я простил Шахназарову его вероломство.

— Вы упомянули о конкурсах красоты, которые вели в 90-е. Они стали одной из примет того времени. Наивные, и не очень, девушки приезжали в столицу показать себя…

Дмитрий Крылов с женой
С женой и редактором программы «Непутевые заметки» Татьяной Бариновой на Корсике. 1999 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

— Да, это было любопытно и азартно. Эта работа меня подкармливала. Собственно говоря, в молодости я и сам снимался в качестве фотомодели и выступал на подиуме манекенщиком. Одна из страничек био­графии, быстро перевернутая, но достаточно яркая, отразившаяся в фотографиях, в журналах и в памяти.

А один из конкурсов красоты мне в общем-то даже помог… Для того чтобы девушки успевали переодеваться, в перерывах выступали наши поп-звезды. Одним из артистов был набирающий популярность Филипп Киркоров. Я представлял его на сцене, и ему так понравился мой конферанс, что он пригласил меня в круиз по Средиземному морю. Это было второе мое заграничное путешествие после Лондона.

В той поездке со мной случился казус. Прибыли мы в Неаполь. Я был так увлечен неаполитанской экзотикой, узкими улочками с развешанным бельем, полубандитским обликом местных жителей, мотоциклами, пассажиры и водители которых смотрели на меня с каким-то тогда еще непонятным мне вожделением. Но вскоре я осознал, что становлюсь предметом охоты, вернее не я, а моя камера. И вот когда, каким-то случайным образом, я выбрался из этих закоулков на центральную улицу и, казалось бы, опасность миновала, на меня налетел один из преследователей и попытался вырвать камеру из рук. Я в этот момент снимал карабинеров, которые мне приветливо махали, стоя на противоположном тротуаре. 

Оказалось, камеру я держал так крепко, что у налетчика соскочила рука и он оторвал только видоискатель, камера осталась при мне. И всю дальнейшую поездку (Марсель, Барселона, Рим, Мальта) я снимал без видоискателя! То есть не видя изображение, просто направлял камеру на объект, интуитивно выставлял план и включал запись. Тем не менее, даже с таким материалом в Москве я все-таки смонтировал передачу и назвал ее «Непутевые заметки, или Ограбление по-неаполитански». Но некоторая обида и неприязнь в душе по отношению к этому городу у меня сохранились по сей день.

— Со знаменитым советским «телепутешественником» Юрием Сенкевичем вы были знакомы?

— Да. Не знаю, как Юрий Александрович относился к тому, что я делал на «поле», которое ему было привычно, но не думаю, что он рассматривал меня как конкурента — все-таки Сенкевич был классиком познавательно-просветительского направления. А у меня — развлекательно-познавательный формат. С его стороны я всегда чувствовал симпатию. В какой-то момент руководство канала предложило Сенкевичу включить в его программу «Клуб путешественников» в качестве рубрики мои «Непутевки». Юрий Александрович категорически отказался, посчитав, что это разрушит передачу. И был прав. А вскоре его не стало. На память у меня осталась его книга с очень добрыми пожеланиями и словами в мой адрес. Наше общение было недолгим, но очень памятным и добрым.

— А с еще одним классиком советского ТВ — Николаем Дроздовым — приятельствуете?

Дмитрий Крылов
«После ночевки в шотландском замке знакомство с совой, что влетела ко мне в окно. И я ее понимаю — провести ночь с таким красавцем». Шотландия, 2010 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

— Наша первая встреча с Николаем Николаевичем произошла, когда мы вместе летали на Северный полюс. Эту поездку организовал мой приятель Михаил Муравьев, который прежде занимался в основном Африкой и всегда приглашал меня в свои поездки. На Северный полюс мы полетели группой и сдружились с Николаем Николаевичем — стали с ним на «ты» и по имени. Он очень выносливый, жилистый такой. Недаром принимал участие в программе «Последний герой» — я бы точно не выдержал.

— Кстати, на Северном полюсе были и ваша супруга, и сын. Как они отважились?

— На самом деле мы находились в очень комфортных условиях. На Северном полюсе жили в великолепно отапливаемых палатках. Экстрим заключался лишь в том, что летели на три дня, а пришлось задержаться на неделю — была нелетная погода. Но зато как звучит: мы были на Северном полюсе!

В таких же комфортных условиях я оказался и во время круиза к берегам Антарктиды. У нас была температура 0—2, и мы жили в шестизвездочной плавучей гостинице. А практически одновременно с нами в той же Антарктиде, но в ее центральной части, мой коллега Валдис Пельш со съемочной группой преодолел почти 4000 тысячи километров в экстремальных условиях, покоряя сердце Южного полюса. Температура там от минус 40 до минус 80. Как говорится, «почувствуйте разницу». Они герои. И фильм сделали прекрасный.

— Вы упомянули Африку. Путешествия на этот континент до сих пор считаются небезопасными — экзотические болезни, криминал, военные конфликты. В какие экстремальные ситуации попадали?

— Я никогда не считал себя путешественником или исследователем, для этого все-таки нужны особые качества. Могу себя определить как «профессионального туриста», поэтому за редким исключением я всегда жил в достаточно удобных и комфортных условиях. Но нештатные ситуации, конечно, бывали. В Африке на очередном сафари нас однажды атаковал слон, а у нас машина заглохла. И это было не самое приятное ощущение. Когда на тебя надвигается эта разъяренная трубящая громада. Уже потом на роликах в интернете я видел, как слоны нападают на автомобили горе-туристов, буквально расплющивают их, садясь своей огромной задницей. Так что в ярости слоны могут быть очень жестокими. По счастью, нас подобная участь миновала, но острые эмоции испытать довелось.

В другой раз на сафари в Намибии, в заповеднике, я снимал ягуара, что само по себе большое везение — потому что это животное очень осторожное, быстрое и не контактирует с человеком. Но этот отчасти был прикорм­ленным. Наш водила встал на капот и привязал к ветке дерева кусок мяса. Свистнул, и на этот сигнал появился ягуар, очень красивый, просто необыкновенный экземпляр. Посмотрел на нас, запрыгнул на ветку и начал есть мясо. Мы снизу снимаем из машины. А потом он спустился… Мои попутчики кинулись вперед, раскачали машину, камера дрожала, и я спустил на землю ноги штатива и свою собственную, чтобы снять устойчивые кадры. Ягуару это не по­нравилось, он решил, что я вступил на его территорию. Дело в том, что пока ты сидишь в машине, почти в ста процентах случаев животные тебя не воспринимают ни как угрозу, ни как завтрак — ты для них инопланетянин. Но как только выходишь из машины, становишься объектом для охоты. И ягуар стремительно кинулся на меня. Выручил водитель, который успел бросить кусок мяса, и в нарушение всех законов физики, ягуар уже в полете вдруг изменил траекторию и схватил мясо, а я затянул ногу в машину. Но все равно Африку я люблю всем сердцем и мечтаю туда вернуться.

Дмитрий Крылов
Соловки, 2012 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

— Знаю, что вы работаете над книгой «Ваш Д. К.», что это будет за жанр? У вас ведь есть уже две книги: детективный роман «Бумерангъ» и художественно-познавательная «Я пингвин».

— На очередной свой юбилей, по-моему, это было 60-летие, я попросил у туристического агентства «Путевые советы», которое продает каналу нашу передачу, сделать мне подарок — отправить на Тибет, где я никогда до этого не был. Планировал двухнедельный трек вокруг святой горы Кайлаш… В своей жизни я сделал много непоправимых и неоправданных глупостей. Вот и на тот момент затеял очередную голодовку. Раньше я их периодически практиковал — до 20 дней доходило, но обычно 10. Голодовка меня уже подводила: когда я в Африке поднимался на Килиманджаро, не дошел 200 или 300 метров до вершины. Вот и на этот раз поездка в Тибет была испорчена голодовкой… Накануне в Москве я лишился сна. Сперва мы с сыном прилетели в Катманду, провели там ночь, потом перелетели в Лхасу… 

В общем, на шестой день я сломался — потому что все эти дни не спал ни минуты. Это было абсолютное помрачение сознания. И наше путешествие вокруг горы отменилось. Ну да, я привез материал — выручил мой сын, который поснимал Катманду и Лхасу. Но передача получилась о том, как мне «отомстил Кайлаш». К чему я это? На обратном пути, когда мы сидели в аэро­порту Дохи, мучаясь от бессонницы и наблюдая за соседями, я начал набрасывать какие-то заметки в блокнот. Позже возникла мысль — а почему бы не написать книгу о том, что мне довелось повидать, и о своей жизни, хотя бы для сына. Но раньше было очень много поездок, и я не имел возможности все это дело завершить. Рабочее название «Ваш Д. К.» — этим «автографом» я всегда завершаю свои программы.

— Человек с возрастом обычно теряет любопытство. Как правило, ему кажется, что он все уже видел, все познал… Впереди у вас красивая дата 77 лет!

— Да, конечно, есть некий элемент усталости, в том числе и возрастной, это естественно. Приходится с ней бороться, но это не отчаянная борьба за спасение, не барахтанье лапками. В 1988 году я делал программу «Вечер телекомпании TBS на советском телевидении», и мне повезло брать интервью у знаменитого Ларри Кинга. Когда я его спросил, каким главным качеством должен обладать телеведущий, он ответил: «Не терять любопытства. Сохранять в себе детский, открытый, любопытствующий взгляд». А это очень сложно, мне не всегда удается, но иногда получается.

— Может быть, еще остался какой-то город или страна, куда бы вы хотели съездить? Даже без камеры, а просто отдохнуть, пожить?

— Нет, «отдохнуть и пожить» — я никогда этого не делал. Не могу представить себе, чтобы поехать куда-то просто отдыхать, в то время когда большинство сограждан не может себе этого позволить. Назовем это социальной ответственностью. Помните реплику Жванецкого: «Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!»? Я считаю, что моя работа — показывать мир людям. Сегодня я бы с удовольствием проехал по тем местам, в которые влюбился за 30 с лишним лет моих путешествий. Еще раз побывал бы на Бали, поехал бы в Африку для охоты и съемок, в любимую Шотландию, с которой все началось, в Каталонию, во Францию — в Прованс. Вообще любимых мест много. Единственное, куда меня не тянет, это Индия и Латинская Америка. Но тут, как и с людьми, просто чувствуешь, что это не твое. Да, они замечательные, кому-то по сердцу и по душе, но не тебе...

Дмитрий Крылов
«Африканцы считают масаев пришельцами, инопланетянами. Мои исследования и жизнь в их племенах это подтверждают».Танзания, 2008 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Крылова

В начале 70-х годов я увидел документальный фильм о подмосковном интернате, в котором занимаются со слепоглухими от рождения детьми. Для меня знаковой стала сцена, которая определила во многом и мое мировоззрение. Детям с помощью тактильного общения дают понять, что такое мир, что такое цвета, небо, солнце, мама. И прошедшую курс обучения в этой школе девочку спросили: «Что ты сейчас чувствуешь?» Она ответила: «Я испытываю счастье». — «Как? Почему?» — «Потому что могу общаться». Вот эта возможность общения с другими людьми — очень дорогая возможность. И однажды я задумался: в чем причина привлекательности «Непутевых заметок»? Я начинал телевизионную деятельность как автор в «Спутнике телезрителя», и все, что мной двигало тогда, — не тщеславие, не желание показать себя любимого на экране. Я хотел, чтобы зрители не пропустили те замечательные передачи, с которыми я уже ознакомился, разделили со мной радость и восхищение от этих работ. Вот и в «Непутевых заметках» мной всегда двигало то же желание — поделиться радостью и восхищением от того, что мне посчастливилось увидеть и узнать о новых странах и городах.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая