Полная версия сайта

Профиль звезды

Олег Даль

Олег Даль

актер театра и кино

Полное имя: Олег Иванович Даль

Дата рождения: 25.05.1941

Дата смерти: 03.03.1981 г. (39 лет)

Место рождения:

Знак зодиака: Близнецы

Новости со звездой: 31

Фотогалерея звезды >
Биография

Олег Даль родился 25 мая 1941 года в подмосковном городе Люблино (ныне районе Москвы). Отец — Иван Зиновьевич, был железнодорожным инженером. Мать — Павла Петровна, работала учительницей. Старшая сестра — Ираида.

Пережив войну в эвакуации, семья будущего актера вернулась в Люблино, где у Олега было детство обычного советского мальчишки: он мечтал стать летчиком, однако из-за тяжелой ангины, перенесенной в младенчестве и неправильных тренировок на баскетболе он «сорвал» сердце и должен был беречь свое здоровье.

Будучи подростком, будущий артист перечитал всю русскую классику. Он обожал Пушкина и Лермонтова, примерял на себя роли Онегина и Печорина. Олег также писал стихи и прозу, увлекался живописью.

После школы в 1959 году школу Олег решил поступать в театральный вуз. Родители не были согласны с его выбором профессии — из-за неустроенности жизни актеров, а более всего из-за его детского дефекта — картавости, что делало его профнепригодным для актерства. Однако 18-летний Олег сумел в короткий срок преодолеть недостатки речи.

После прослушивания в ВТУ им. Щепкина, Даль был зачислен на первый курс, которым руководил Народный артист СССР Николай Александрович Анненков. Этот выпуск «Щепки» был одним из звездных курсов, вместе с Далем ремеслу учились Виталий Соломин, Михаил Кокшенов, Виктор Павлов и др.

Уже на последнем курсе училища Даль был отобран в самую знаменитую в СССР молодую труппу театра «Современник». Он участвовал в спектаклях: «Голый король» Е. Шварца (1963), «Старшая сестра» по А. Володину (1963),«Вечно живые» В. Розова (1963), «Сирано де Бержерак» (1964), «Обыкновенная история» по роману И.А. Гончарова (1966), «На дне» М. Горького (1968) и др.

В начале 1960-х годов в кино были востребованы реалистические сюжеты и герои-современники, и, соответственно, требовались очень молодые актеры на роли своих сверстников. Многим будущим звездам 1970-х было позволено сниматься в кино, будучи студентами. Так, в 1962 году молодые Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев появились на экранах в культовой картине «Мой младший брат», поставленной по популярной повести В.Аксенова «Звездный билет», Олег сыграл в нем одну из главных ролей юного московского «интеллигента» Алика Крамера.

В 1963 году Даль сыграл одну из главных ролей в психологическом детективе «Человек, который сомневается», а также снялся в мелодраме из жизни заводской молодежи «Первый троллейбус».

Первой «звездной» работой Даля стала роль арбатского интеллигента Жени Колышкина в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «Катюша» (1967). Однако эта трагикомедия вызвала резко отрицательное отношение военного и партийного начальства. Хотя прокат ее был ограничен, она сразу стала одной из самых любимых картин о Великой отечественной войне. Очень популярной стала и роль стрелка-радиста Жени Соболевского в военной драме Н. Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967).

В 1968 году режиссер Надежда Кошеверова сняла одно из первых отечественных фэнтези «Старая, старая сказка». Своим многолетним успехом картина во многом обязана сыгранными Далем главными ролями Солдата/Сказочника. Потом Олег также снялся в ее знаменитых сказках «Тень» (1971) и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977).

Именно Кошеверова посоветовала режиссеру Григорию Козинцеву обратить внимание на 28-летнего актера. Так Даль был утвержден на роль Шута в экранизации шекспировского «Короля Лира» (1970). Двухсерийный художественный фильм стал одной из лучших экранизаций Шекспира в истории отечественного киноискусства. В этой картине Олег Даль сыграл одну из лучших ролей, его Шут потряс и зрителей и критиков, и коллег актера.

В конце 1960-х актер разочаровался в своих ролях и ушел из труппы «Современника», скандально покинув театр накануне премьеры чеховскойпьесы «Вишневый сад».

В 1971—1972 годах Олег работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола, где он начал пробовать себя в режиссуре (впоследствии учился на Высших режиссерских курсах ВГИКа в мастерской И. Хейфица).

В 1973 году Даль вернулся в труппу «Современника», однако уже через несколько лет снова покинул его, обвинял театр в отступлении от принципов высокого искусства. Некоторое время он играл в спектаклях «Месяц в деревне» и «Веранда в лесу» на сцене Московского драматического театра на Малой Бронной.

В 1980—1981 годах Даль был педагогом ВГИКа, активно готовился к карьере режиссера и много писал.

Олег Даль был трижды женат. Первой супругой артиста в 1963 году стала его коллега по «Современнику» актриса Нина Дорошина. В том же году супруги развелись. В 1965 году Даль женился на актерисе Татьяне Лавровой. Уже через полгода супруги развелись. В 1969 году Олег связал себя узами брака с монтажером фильма «Король Лир» Елизаветой Апраксиной.

Артист сыграл более 40 ролей в фильмах, среди которых: «Земля Санникова» (1973), Вариант «Омега» (1975), «Не может быть!» (1975), «Звезда пленительного счастья» (1975), «В четверг и больше никогда» (1977), «Золотая мина» (1977), «Расписание на послезавтра» (1978), «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980). Самой главной работой в своей карьере Олег Даль считал роль Виктора Зилова в драме В. Мельникова «Отпуск в сентябре» (1979).

Олег Даль умер утром 3 марта 1981 года на 40-м году жизни в результате остановки сердца в гостиничном номере города Киева, где он был на съемках.

Награды

▪ Премия ХII Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (Минск) в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Виктора Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» (посмертно, 1987)

Семья

Первая супруга — Нина Дорошина, актриса (краткий брак в 1963)
Вторая супруга — Татьяна Лаврова, актриса (1965—1966)
Третья супруга — Елизавета Даль (Апраксина), монтажер (брак с 1969)

Материалы

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или