Михаил Ромм
режиссер
Михаил Ромм
Фото:
Михаил Ромм
режиссер
Полное имя: Михаил Ильич Ромм
Дата рождения: 08.02.1901 (123 года)
Место рождения: г. Иркутск (Россия)
Знак зодиака: Водолей
Новости со звездой: 6

Биография

Родился в Иркутске в семье Ильи Максимовича и Марии Исааковны Ромм. Отца, который был врачом-бактериологом, сослали на пять лет в Сибирь как социал-демократа. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она интересовалась искусством, любила театр и передала эту любовь детям - Александру, Михаилу и Иде.
Раннее детство провел в Забайкалье. В 1904 году переехал с семьей в Вильно, родной город отца. Через год отец отправился в Москву, а через два года мать с детьми присоединилась к нему.
В 1910 году поступил в гимназию, а по ее окончании - в Свободные государственные художественные мастерские (прежнее название - Училище живописи, ваяния и зодчества). Занимался в скульптурной мастерской Анны Голубкиной.
Когда началась революция, в составе продовольственной экспедиции выехал в Тульскую и Орловскую губернии, где работал продагентом: реквизировал излишки хлеба у крестьян.
В 1920 году служил в Красной армии связистом в телефонно-телеграфном дивизионе. Затем был инспектором Особой комиссии по вопросам численности Красной армии и флота при полевом штабе Реввоенсовета.
В 1921 году демобилизовался и поступил на факультет скульптуры в Высший художественный технический институт.
Во время учебы познакомился с Владимиром Маяковским. Посещал репетиции театра Всеволода Мейерхольда. Начал писать прозу, а также драматические произведения – трагедии и комедии.
В 1922 году организовал совместно с братом и сестрой любительский театр, в котором был режиссером, актером и художником-декоратором и в котором каждый месяц шли новые постановки. При этом продолжал заниматься скульптурой. Для сельскохозяйственной выставки создал статуи рабочего и крестьянина.
Окончил институт в 1925 году. В это время серьезно увлекся литературой, занимался переводами Флобера, Золя, Мопассана, писал романы и пьесы.
В 1929 году решил заниматься кинематографией. Начал работать внештатным научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы, где проводил исследования психологических реакций на фильмы у детей.
Написал свой первый сценарий - «Конвейер идиотов», который не был принят ни одной киностудией. В последующие годы написал еще несколько сценариев, которые также не были приняты. Чтобы заработать на жизнь, рисовал плакаты, продолжал переводить с французского. Наконец получил работу сценариста на картинах «Реванш» и «Конвейер смерти».
Поступил на киностудию «Союзфильм» ассистентом режиссера. В 1933 году начал работать над своим первым фильмом - «Пышка». Картина, в которой свою первую роль сыграла Фаина Раневская, вышла в 1934 году.
В 1937 году пытался поставить «Пиковую даму», однако попытка не удалась. Из-за конфликта с руководством студии уехал работать в Киев, но вскоре вернулся в Москву и в сжатые сроки снял дилогию: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
В 1938 году начал преподавать во ВГИКе на операторском и сценарном факультетах (в 1948 году стал руководителем актерско-режиссерской мастерской). Работал во ВГИКе долгие годы. Среди учеников мастера такие режиссеры, как Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Александр Митта, Сергей Соловьев, Никита Михалков и др.
В 1940 назначен художественным руководителем Государственного управления по производству фильмов.
В 1942 году стал режиссером Театра-студии киноактера и работал в этом качестве пять лет.
Снял художественные и документальные фильмы: «Пышка» (1933), «Тринадцать» (1937), «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939), «Мечта» (1941), «Человек № 217» (1945), «Русский вопрос» (1947), «Владимир Ильич Ленин» (1949), «Секретная миссия» (1951), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1955), «Убийство на улице Данте» (1956), «Урок истории» (1957), «Живой Ленин» (1969), «Девять дней одного года» (1961), «Обыкновенный фашизм» (1965), «И все-таки я верю…» (1972).
Написал сценарии к фильмам: «Рядом с нами» (1931), «Конвейер смерти» (1933), «Пышка» (1934), «Тринадцать» (1937), «Мечта» (1941), «Человек № 217» (1944), «Русский вопрос» (1947), «Обыкновенный человек» (1956), «Убийство на улице Данте» (1957), «Девять дней одного года» (1962).
Свою последнюю картину - «Мир сегодня» - завершить не успел. Работая дома, почувствовал недомогание, прилег на диван и через несколько минут умер.
Документальный фильм «Мир сегодня» заканчивали Элем Климов, Герман Лавров, Марлен Хуциев, и в 1976 году он вышел на экраны под названием «И все-таки я верю…».
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Годы жизни: 08(21).02.1901 (по другим данным – 11(24).01) - 01.11.1971

Семья

Супруга – Елена Кузьмина, актриса (были вместе с 1936 года)
Дочь – Наталья Барнет (дочь жены от первого брака – с режиссером Борисом Барнетом)

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
▪ Народный артист СССР (1950)

Награды

▪ Приз Международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Пышка» (1935)
Орден Ленина (1938, 1967)
▪ Сталинская премия I степени за фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1941)
▪ Сталинская премия II степени за фильм «Человек № 217» (1946)
▪ Премия за лучшую режиссуру Международного Канноского кинофестиваля за фильм «Человек № 217» (1946)
▪ Международная премия мира на Международном кинофестивале в городе Марианске Лазне (Чехия) за фильм «Русский вопрос» (1948)
▪ Сталинская премия I степени за фильм «Русский вопрос» (1948)
▪ Сталинская премия I степени за фильм «В. И. Ленин» (1949)
▪ Сталинская премия I степени за фильм «Секретная миссия» (1951)
▪ Почетный диплом Международного кинофестиваля в городе Виши (Франция) за фильм «Адмирал Ушаков» (1954)
▪ Орден Трудового Красного Знамени (1961)
▪ Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах за фильм «Девять дней одного года» (1962)
▪ Почетный диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за фильм «Девять дней одного года» (1962)
▪ Главная премия Международного кинофестиваля трудящихся в ЧССР за фильм «Девять дней одного года» (1962)
▪ Приз критики Польши за лучший зарубежный фильм за фильм «Девять дней одного года» (1962)
▪ Почетный диплом Международного Мельбурнского кинофестиваля за фильм «Девять дней одного года» (1965)
▪ Высший приз и премия кинокритиков на Международном кинофестивале неигрового и анимационного кино в Лейпциге за фильм «Обыкновенный фашизм» (1965)
▪ Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Девять дней одного года» (1966)
▪ Спецприз жюри Всесоюзного кинофестиваля в категории хроникально-документальных фильмов за фильм «Обыкновенный фашизм» (1966)
▪ Орден Октябрьской Революции (1971)

Фотографии