Евгений Евстигнеев
актер театра и кино, театральный педагог
Евгений Евстигнеев
Фото:
Евгений Евстигнеев
актер театра и кино, театральный педагог
Советский и российский актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР.
Полное имя: Евгений Александрович Евстигнеев
Дата рождения: 09.10.1926
Место рождения: г. Нижний Новгород (Россия)
Дата смерти: 04.03.1992 (65 лет)
Знак зодиака: Весы
Новости со звездой: 51

Биография

Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Отец – Александр Михайлович, трудился на заводе металлистом. Мама – Мария Ивановна  была фрезеровщицей. Отец умер, когда Жене было 6 лет, мама снова вышла замуж, но отчим умер, когда Евгению едва исполнилось 17.

Семья жила трудно и Женя после семилетки в неполные 15 лет стал работать электромонтером, год учился в дизелестроительном техникуме и затем 4 года был слесарем на заводе автодеталей «Красная Этна». Старший сводный брат Жени (сын отца от первого брака) был актером-комиком, вел богемную жизнь и рано умер, поэтому родители очень боялись «творческих» профессий.

Однако трудно было не заметить одаренность сына – он был активистом самодеятельности, талантливым музыкантом-самоучкой, играл на любом инструменте, который попадал ему в руки, а вскоре стал звездой джаз-банда, где блестяще играл на ударных. В 1946 году директор Горьковского театрального училища Виталий Александрович Лебский увидел одно из выступлений Евстигнеева и был поражен артистизмом парня. Он предложил ему прослушивание в училище, и Евгений был зачислен студентом, даже не имея среднего образования.

В 1951 году Евстигнеев окончил учебу лучшим на курсе, однако он не попал ни в знаменитый Горьковский театр драмы, ни в престижную труппу Горьковского ТЮЗа, куда распределяли многих его сокурсников – он был и выглядел значительно старше остальных. Но, Владимирский областной академический театр драмы взял молодого актера: за три сезона, что Евстигнеев провел в «провинциальном» Владимире (с 1952 по 1955), он переиграл десятки ролей классического и современного репертуара, в числе которых – Шпекин в «Ревизоре» Н. В. Гоголя , Притыкин в «Варварах» М. Горького, Тони Лумкинс в «Ночи ошибок» О. Голдсмита, Меркуцио в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Энтони Эпсолют в «Соперниках»  Р. Б. Шеридана, Иван Терешкин в «Порт-Артуре» И. Ф. Попова-А. Н. Степанова и мн.др. Именно здесь актер утвердился в ремесле, стал универсальным театральным актером, впоследствии он говорил: «…как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актеру давать играть все, что он ни пожелает, но уметь он обязан».

Евстигнееву хотелось достигнуть большего в карьере и в 1954 году 28-летний актер проходит собеседование в столичной Школе-студии МХАТ и его зачисляют на 2-й курс к выдающемуся педагогу, Народному артисту СССР Павлу Владимировичу Массальскому. Театральное сообщество сер. 1950-х, в начале «оттепели» очень хотело обновления и актуального театра, молодые актеры и режиссеры Школы-студии (Галина Волчек, Олег Ефремов, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Олег Табаков и др.) сначала организовали «Студию молодых артистов», а через год, окончив учебу, сумели организовать новый столичный театр – «Современник».

С 1956 по 1970 гг. Евгений Евстигнеев был одним из ведущих актером «звездной» труппы «Современника», он играл в сезон иногда более 10 совершенно разных ролей (в основном – характерные), театр вел крайне насыщенную гастрольную деятельность. Среди популярных спектаклей с его участием - «Вечно живые» В.С. Розова (Чернов, 1956), «Матросская тишина» А.А. Галича (Абрам Шварц, спектакль был запрещен, 1958), «Пять вечеров» А.М. Володина (инженер, 1959), «Голый король» Е.Л. Шварца (Король, 1960), «Четвертый» К.М. Симонова (Тэдди Франк, 1961), «Старшая сестра» А.М. Володина (Мединский, 1962), «Без креста» В.Ф. Тендрякова (отец Дмитрий, 1963), «В день свадьбы» В.С. Розова (Алексей Салов, 1964), «Обыкновенная история» И.А. Гончарова (Граф, 1966), «Декабристы» Л.Г. Зорина (Чернышев, 1967), «Народовольцы» А.П. Свободина (Александр II, 1967), «Большевики» М.Ф. Шатрова (Луначарский, 1967), «На дне» М. Горького (Сатин, 1968), «Чайка» А.П. Чехова (Дорн, 1970) и мн.др.

В 1971 году, вслед за Олегом Ефремовым, Евстигнеев перешёл в труппу МХАТа. Здесь он играл значительные роли современного репертуара - Володя в драме «Валентин и Валентина» М.М. Рощина(1971), Федор Карлыч в его же драме «Эшелон» (1975), Девятов в актуальной производственной драме А.Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся…» (1979), Выборнов в «предперестроечной» драме «Серебряная свадьба» А.Н. Мишарина (1985) и др. В 1974 году его роль Петра Хромова в актуальной драме «Сталевары» Г. Бокарева была удостоена Государственной премии СССР.
Но особенно трепетно актер относился к мхатовской классике, он сыграл потрясающие роли в чеховских пьесах - Чебутыкин («Три сестры», 1976), Шабельский («Иванов», 1976), Евгений Сергеевич Дорн («Чайка», 1982), Александр Владимирович Серебряков («Дядя Ваня», 1985), Чубуков («Чеховские страницы», 1990). Огромный успех имела и его роль Фирса в «Вишневом саде», спектакле частного столичного Театра Антона Чехова (1990). В известной постановке С. Юрского «Игроки-XXI» он сыграл Глова (антреприза АРТель АРТистов Сергея Юрского, 1992).

С середины 1980-х Евгений Александрович преподавал актерское мастерство и ставил спектакли со студентами Школы-студии МХАТ, его ученики и молодые артисты с которыми он работал вспоминают его как удивительного педагога, деликатного наставника, интеллигентнейшего человека, всегда готового помочь и в профессии и в жизни. Евстигнеева вспоминают обаятельнейшим собеседником и мастером актерской байки.

Евгений Евстигнеев – один из самых любимых отечественных киноактеров. Его первым фильмом в 1957 стала экранизация повести А. Куприна «Поединок» (роль Петерсона), а последний фильм с его участием вышел на экраны в 1996 году – киноэпопея «Ермак» (реж. В. Краснопольский, В. Усков, роль Ивана Грозного). За без малого 40 (!) лет работы в кино актер сыграл 125 киноролей: от трагических до остро комических. Актер иногда говорил: «Я - характерный актер, потому и роли играл разные, преимущественно не главные». И верно, с нач. 1960-х он завоевал всесоюзную известность, играя десятки эпизодических и т.н. «второстепенных» киноперсонажей. Его называли «королем эпизода», режиссеры наперебой приглашали Евстигнеева на съемки, так как его появление гарантировало успех фильму.
Из более 30 ролей Евстигнеева в 1960-х в памяти зрителей остались физик Николай Иванович из знаменитой драмы М. Ромма «Девять дней одного года» (1961), директор Алексин из производственной драмы «Никогда» (1962), генеральный конструктор Шаров из героической киноповести «Им покоряется ннбо» (реж. Т. Лиознова, 1963), белогвардеец Марков в военной драме «Сотрудник ЧК» (реж. Б. Волчек, 1963), начальник пионерлагеря Дынин из популярной комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (реж. Э. Климов, 1964), инженер Гарин из приключенческой ленты «Гиперболоид инженера Гарина» (1965), начальник участка Синайский из производственной драмы «Строится мост» (1965), режиссер самодеятельного театра из всенародно любимой комедии «Берегись автомобиля» (реж. Э. Рязанов, 1966), генерал Пралинский из эксцентрической комедии «Скверный анекдот» по Ф.М.Достоевскому (реж. А. Алов, В. Наумов, 1966), ученый Данилов из драмы «Они живут рядом» (реж. Г. Рошаль, 1967), Александр Иванович Корейко из комедии «Золотой теленок» (реж. М. Швейцер, 1968), участковый Спиридонов из актуальной криминальной драмы «Обвиняются в убийстве» (1969).

Среди «звездных» ролей актера в 1970-х – богатей Корзухин из классической экранизации драмы М. Булгакова «Бег» (реж.А. Алов, В. Наумов, 1970), инженер Воробьев из популярной комедии Э.Рязанова «Старики-разбойники» (1971), Сатин из экранизации спектакля театра «Современник», «На дне» (1972), Хромой из комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), Навроцкий из мини-сериала «Последнее лето детства» по роману А. Рыбакова (реж. В. Рубинчик, 1974), майор КГБ Симаков из шпионского телесериала «Вариант «Омега» (1975), сторож интерната из социальной драмы «Подранки» (реж. Н. Губенко, 1976), Звездочет из сказки-мюзикла «Про Красную Шапочку» (1977), художник Николай из драмы «По семейным обстоятельствам» (1977), пан Дульский из комедии «Мораль пани Дульской» (1978), вор Ручечник из сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979) и мн. др.

Самой же знаменитой ролью Евстигнеева этого периода стала роль профессора Вернера Плейшнера в культовом шпионском сериале «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, 1973).
В 1980-х Евгений Александрович сыграл большие роли в исторических фильмах – Никита Демидов из саги Я. Лапшина «Демидовы» (1983); вице-канцлер Бестужев из популярного приключенческого сериала «Гардемарины, вперед!» (реж. С. Дружинина, 1987) и его продолжений «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины 3» (1992); адмирал фон Эссен из военной драмы «Моонзунд» (1987); «всесоюзный староста» М. И. Калинин из драмы Ю. Кары «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989), профессор Исай Львович из драмы «Десять лет без права переписки» (реж. В. Наумов, 1990), придворный садовник Буш из драмы «Сны о России» (1992, Россия-Япония), царь Иван Грозный из саги «Ермак» (вышел в 1996). Он создал прекрасные образы в музыкальных фильмах К. Шахназарова – любитель джаза, вор в законе «Папа» в комедии «Мы из джаза» (К. Шахназаров, 1983), замечательный мастер чечетки Алексей Иванович Беглов из мелодрамы «Зимний вечер в Гаграх» (1985). В знаменитой перестроечной драме Шахназарова «Город Зеро» (1989) Евстигнеев сыграл роль директора музея, он также – один из актеров известного фильма Л. Филатова «Сукины дети» (гл. роль Нанайцева, 1990). Замечательные образы актер создал в лирической комедии «Любимая женщина механика Гаврилова» (реж. П. Тодоровский, дядя Риты, 1981), в драме «Еще люблю, еще надеюсь» (гл. роль Василия Васильевича, 1984).
Вершиной же кинокарьеры Евгения Евстигнеева стала роль профессора Преображенского из культового фильма эпохи перестройки, экранизации романа М. Булгакова «Собачье сердце» (реж. В. Бортко, 1988).

В марте 1992 года Евгений Александрович с супругой поехали в Лондон, где в одной из клиник ему должны были сделать операцию на сердце. Он был готов к операции и хорошо себя чувствовал, но после того, как врач «откровенно» рассказал 66-летнему актеру, что шансов на благополучный исход у него почти нет, его сердце остановилось. И хотя операция прошла успешно, «завести» сердце Евстигнеева снова так и не удалось… Актер похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

О жизни и творчестве актера сняты десятки передач и документальных фильмов – «Встречи с Евгением Евстигнеевым» (реж.Ион Унгуряну, 1977), «Евгений Евстигнеев. Посторонним вход воспрещен» (телеканал «Россия», 2006), «Евгений Евстигнеев. Последние 24 часа» (2006), «Евгений Евстигнеев. Судьба» (реж. Л. Медов, 2006), «Разбитое сердце. Евгений Евстигнеев» (реж.А. Грачев, 2008), «Острова. Евгений Евстигнеев» (телеканал «Культура», 2012), «Любимые актеры. Евгений Евстигнеев» (реж. А. Зенин, 2012), «Обыкновенная история Евгения Евстигнеева» (2013) и др.

Об артисте вышли книги «Евгений Евстигнеев» О. Ульяновой (1988), «Евгений Евстигнеев - народный артист» И. Цывиной и Я. Гройсмана (1998). Нижегородское театральное училище носит имя Е. А. Евстигнеева (с 2003), в родном городе актера в 2006 году установлен его памятник.

Годы жизни: 09.10.1926 – 04.03.1992
Место смерти: Лондон, Великобритания

Семья

Первая супруга – Галина Борисовна Волчек, актриса и театральный режиссер, Народная артистка СССР (познакомились, будучи студентами Школы-студии МХАТ; брак с конца 1950-х до п. пол.1960-х, продлился 9 лет)
Вторая супруга – Лилия Дмитриевна Евстигнеева (Журкина), актриса тетра и кино (брак с 1966 по 1986 гг., до смерти Лилии Дмитриевны)
Третья супруга – Ирина Цывина, актриса театра и кино (Евстигнеев был педагогом Цывиной в Школе-студии МХАТ; брак с 1986 по 1992 гг.)

Сын – Денис Евстигнеев, оператор, кинорежиссер, продюсер (1961), от первого брака
Дочь – Мария Селянская (Евстигнеева), актриса театра и кино (1968), от второго брака

Звания

▪ Заслуженный артист РСФСР (1968)
▪ Народный артист РСФСР (1974)
▪ Народный артист СССР (1983)

Награды

▪ Государственная премия СССР за роль Петра Хромова в спектакле «Сталевары» (МХАТ, 1974)
▪ Орден Трудового Красного Знамени «За заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны» (1982)
▪ Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль Преображенского в фильме «Собачье сердце» (1990)
▪ Первая театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (1992)
▪ Нижегородское театральное училище носит имя Е. А. Евстигнеева (с 2003)
▪ Памятник Е. А. Евстигнееву установлен в Нижнем Новгороде (2006)

Фотографии