Екатерина Васильева
актриса
Екатерина Васильева
Фото:
Екатерина Васильева
актриса
Полное имя: Екатерина Сергеевна Васильева
Дата рождения: 15.08.1945 (78 лет)
Место рождения: г. Москва (Россия)
Знак зодиака: Лев
Новости со звездой: 30

Биография

Родилась 15 августа 1945 года в творческой семье. Отец - поэт Сергей Васильев, входил в десятку читаемых и издаваемых поэтов-песенников в советское время (родом из Кургана, из богатой купеческой семьи). Дед (по отцовской линии) был церковным старостой в Кургане. Мать - Олимпиада Витальевна Макаренко, племянница Антона Семеновича Макаренко, известного советского педагога и писателя, основателя колоний для беспризорников. Ее родной отец - Виталий Семенович (дед Екатерины Васильевой) служил белогвардейским офицером. В семье считали, что он погиб в гражданскую войну. Но в 60-е он подал весточку из Франции, куда в свое время эмигрировал. На родину он так и не смог вернуться. У Антона Семеновича Макаренко своих детей не было, время было тяжелое и он взял на воспитание племянницу Олимпиаду, которая жила и воспитывалась у Макаренко до самой его кончины. У Екатерины Васильевой есть младший брат – Антон Васильев, писатель, режиссер-документалист, публицист и эколог.
Родители Екатерины Сергеевны познакомились в конце войны и с 1945 года жили вместе, официально оформили отношения, когда дочь пошла в школу. Когда Екатерине исполнилось 12 лет, отец и мать развелись. После развода родителей, Катя много помогала матери. Днем подрабатывала на почте, а вечерами занималась в театральной студии при Доме ученых, на сцене которого, начиная с 15-летнего возраста, переиграла много ролей. В общеобразовательной школе училась неважно, для получения аттестата окончила школу рабочей молодежи.
В 1962 году поступила на актерский факультет во ВГИК (мастерская В.В. Белокурова), который окончила в 1967 году. После окончания института поступила в труппу Театра имени Ермоловой, где играла в спектаклях «Стеклянный зверинец», «Месяц в деревне» и других.
С 1970 по 1973 год была актрисой театра «Современник», где была задействована в постановках «Валентин и Валентина», «Как брат брату» и других.
С 1973 года работала во МХАТе (с 1987 года – в МХТ имени Чехова), где в течение 20 лет была одной из ведущих актрис, которой подвластны любые роли – от комических до трагических. Она играет ведущие роли в постановках как самого Олега Ефремова, так и у приглашенных режиссеров - у Анатолия Эфроса, Камы Гинкаса, Льва Додина, Кшиштофа Занусси... Сыграла в спектаклях «Эшелон», «Иванов», «Мы, нижеподписавшиеся», «Чайка», «Дядюшкин сон», «Вагончик», «Обвал», «Господа Головлевы», «Игры женщин» и многих других.
Также была задействована в постановках других театров - «Письма к незнакомке» (Московский театр «Сфера»), «Отчего застрелился Константин?» (Театр-студия на Красной Пресне), «Электра» (Театр на Таганке), «Орестея» (Театр Российской армии, эксклюзивный проект Международной конфедерации театральных союзов).
Дебютировала в кино в 1965 году, будучи студенткой ВГИКа, сыграв небольшую роль в фильме Федора Филиппова «На завтрашней улице». Вскоре после окончания института сыграла свои первые главные роли в фильмах «Солдат и царица» (реж. В. Титов, 1968) и «Адам и Хева» (реж. А. Коренев, 1969). Известность пришла в 1971 году после роли атаманши Софьи Тульчинской в фильме «Бумбараш».
1970-е и 1980-е годы – время ее наивысшего успеха в кинематографе. Несмотря на то, что ей часто доводилась играть не главные роли, актриса сумела создать яркие и запоминающиеся образы. Среди особенно полюбившихся зрителям работ – роли в фильмах «Вас вызывает Таймыр» (реж. А. Коренев, 1970), «Соломенная шляпка» (реж. Л. Квинихидзе, роль – Анаис Бопертюи, 1974), «Не болит голова у дятла» (реж. Д. Асанова, роль – учительница Татьяна Петровна, 1974), «Ключ без права передачи» (реж. Д. Асанова, роль – Клавдия Петровна Баюшкина, 1976), «Обыкновенное чудо» (реж. М. Захаров, роль – Эмилия, 1978), «Экипаж» (реж. А. Митта, роль – Анюта, 1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (реж. С. Говорухин, роль – тетя Полли, 1981), «Чародеи» (реж. К. Бромберг, роль – Кира Шемаханская, 1982), «Преферанс по пятницам» (реж. И. Шешуков, гл. роль – Тамара Ивановна, 1984), «Визит дамы» (реж. М. Козаков, гл. роль – Клара Цаханассьян, 1989) и мн. других.
В конце 1980-х годов актриса обратилась к Богу, в связи с чем в начале 1990-х годов
стала реже играть на сцене и сниматься в кино. В какой-то момент она вообще отошла от мирской жизни, полностью уйдя в жизнь духовную, в церковь. Она принимает решение завершить актерскую деятельность, и в 1993 году актриса подает заявление об уходе из Художественного театра.
Но в 1996 году снова возвращается к съемкам, сыграв роли в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Подход актрисы к выбору ролей стал более избирательным. По ее собственным словам, она выбирает роли и фильмы, которые не противоречат христианским ценностям. До настоящего времени остается очень востребованной актрисой, чье мастерство ценят и режиссеры, и зрители.
Всего сыграла около 120 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (реж. Г. Кроманов, 1975), «Двадцать дней без войны» (реж. А. Герман,
1976), «С любимыми не расставайтесь» (реж. П. Арсенов, 1979), «Спасатель» (реж. С. Соловьев, 1980), «Проданный смех» (реж. Л. Нечаев, 1981), «Год теленка» (реж. В. Попков, 1986), «Ка-ка-ду» (реж. С. Гурзо-мл, гл. роль, 1992), «Эта женщина в окне» (реж. Л. Эйдлин, 1993), «Приходи на меня посмотреть» (реж. М. Агранович, О. Янковский, гл. роль, 2000), «Главные роли» (реж. Вс. Плоткин, 2002), «Радости и печали маленького лорда» (реж. И. Попов, 2003), «Участок» (реж. А. Баранов, 2003), «Банкирши» (реж. А. Бенкендорф, гл. роль, 2005), «Важнее, чем любовь» (реж. В. Островский, гл. роль, 2006), «Счастье по рецепту» (реж. Д. Брусникин, гл. роль, 2006), «Отец» (реж. И. Соловов, 2007), «Анна Каренина» (реж. С. Соловьев, 2009), «Однажды будет любовь» (2009), «Черная молния» (2009), «Индус» (реж. А. Касаткин, гл. роль, 2010), «Лекарство для бабушки» (реж. С. Алешечкин, гл. роль, 2011), «Анна Герман» (реж. В. Кшистек, А. Тименко, гл. роль, 2012) и мн. др.
В конце 1990-х годов вернулась на театральную сцену, изредка играя в антрепризных постановках, где речь также идет о христианских ценностях — какой должна быть жизнь, любовь, какой должна быть женщина, семья…
Это спектакли - «Горе от ума», «Не отрекаются любя», «Я была счастлива!..» (по пьесе, написанной специально для актрисы режиссером Владимиром Салюком на основе дневников Анны Григорьевны, жены Достоевского), «Все мои сыновья» по пьесе Артура Миллера (реж. Кшиштоф Занусси) и др.
Начиная с 2005 года, несколько лет была членом жюри Международного кинофестиваля православного кино «Золотой витязь». Была казначеем в Храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, теперь - казначей храма священномученика Антипы, настоятелем которого является ее сын протоиерей Димитрий.
В настоящее время снимается в нескольких картинах – в сериалах «Жить дальше» (реж. Нурбек Эген, роль – Марина Ивановна, 2014), «Цветок папоротника» (реж. С. Лялин, роль − баба Глаша, 2014) и в лирической комедии «Тетушки» (реж. А. Кананович, гл. роль – тетушка Вера, 2014).

Семья

Первый супруг – Сергей Соловьев, режиссер, сценарист и продюсер (познакомились в середине 1960-х годов, когда оба учились во ВГИКе, брак просуществовал около пяти лет, снялась в дебютном фильме мужа «Семейное счастье», а затем в картине «Егор Булычов и другие», уже после развода играла в его фильмах «Спасатель» и «Анна Каренина»)
Второй супруг – Михаил Рощин, драматург (познакомились в 1971 году и вскоре поженились, развелись после рождения сына в 1973 году)
Третий супруг – Андрей Ларионов, художник (познакомились в 1976 году во время съемок фильма «Ключ без права передачи», расстались)
Сын от второго брака - протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма священномученика Антипы (1973 года рождения; в 1995 году окончил ВГИК, учился на курсе у Сергея Соловьева, после окончания института решил стать священником. Женат на дочке скульптора Клыкова, в семье семеро детей)
Невестка – матушка Люба
Старшие внуки: Прасковья, Федор, Агаша, Серафим

Звания

▪ Народная артистка РСФСР (1987)

Награды

▪ Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Клитемнестры в спектакле Театра Российской армии «Орестея» (эксклюзивный проект Международной конфедерации театральных союзов) в постановке Петера Штайна (1994)
▪ Приз на кинофестивале «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за роль в телесериале «Королева Марго» (1997)
▪ Приз на кинофестивале «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль» за роль в фильме «Приходи на меня посмотреть» (2001)
▪ Приз на Фестивале кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске в номинации «За лучшую роль второго плана» за роль в спектакле «Не отрекаются любя» (2005)
▪ Приз на Фестивале кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске в номинации «За лучшую женскую роль» за роль в спектакле «Я была счастлива!..» (2008)
▪ Приз на III Международном кинофестивале «Русское зарубежье» в Москве в номинации «Лучшая актриса года» за роль в фильме «Кромовъ» (2009)
▪ Орден Почета за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (08.09.2010)

Фотографии