Анатолий Эфрос
режиссер
Анатолий Эфрос
Фото:
Анатолий Эфрос
режиссер
Полное имя: Натан Исаевич (Анатолий Васильевич) Эфрос
Дата рождения: 03.07.1925 (98 лет)
Место рождения: г. Харьков (Украина)
Знак зодиака: Рак
Новости со звездой: 11

Родился в Харькове в семье работников авиационного завода. Отец был инженером, мать – переводчиком научно-технической литературы. С детства увлекся театром, в юности запоем читал книги о театре, о Станиславском. Во время войны был в эвакуации в Пермь, где работал слесарем на авиационном заводе.
По окончании школы поехал в Москву и в 1943 году поступил в студию при Театре имени Моссовета к Юрию Завадскому. Спустя два года перешел сразу на второй курс в ГИТИС имени Луначарского. Учился на режиссерском факультете (курс Марии Кнебель и Николая Петрова). В студенческие годы его стали называть Анатолием Васильевичем в честь Луначарского.
В 1950 году успешно окончил институт. В качестве дипломной работы поставил в Центральном доме культуры железнодорожников спектакль по дневникам Юлиуса Фучика «Прага остается моей».
После института попытался остаться в аспирантуре, но получил отказ. Уехал в Рязань, начал работать режиссером в Рязанском областном театре драмы, где поставил спектакли: «Любовь Яровая», «Любовь на рассвете», «Собака на сене», «Горячее сердце», «Девицы-красавицы», «Камни в печени», «Когда ломаются копья», «Мачеха».
Через четыре года получил приглашение стать режиссером-постановщиком Центрального детского театра и переехал в Москву. Сотрудничал с такими актерами, как Олег Ефремов, Лев Дуров, Олег Табаков. Ставил пьесы Виктора Розова.
В ЦДТ поставил спектакли: «Чужая роль», «В добрый час!», «Мы втроем поехали на целину», «Сказка о сказках», «Борис Годунов», «В поисках радости», «Вольные мастера», «Друг мой, Колька!», «Бывшие мальчики», «Неравный бой», «Перед ужином», «Цветик-семицветик», «Женитьба», «Они и мы».
При Анатолии Эфросе ЦДТ пережил бурный расцвет. После того, как режиссер сумел сделать популярным детский театр, его назначили главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола, который тогда переживал нелегкие времена.
В 1963 году пришел в театр, где начал работать с такими актерами, как Михаил Державин, Александр Збруев, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Ольга Яковлева и др.
Поставил спектакли: «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Чайка», «Судебная хроника», «Каждому свое», «Мольер». Поставить пьесу Чехова «Три сестры» он уже не успел, так как после премьеры «Мольера» был снят с должности главного режиссера с формулировкой «за несоответствие репертуара задачам театра».
В 1967 году был переведен в Московский драматический театр на Малой Бронной. Стал очередным режиссером. Вместе с ним ушли несколько актеров-единомышленников.
В Театре на Малой Бронной поставил спектакли: «Три сестры», «Обольститель Колобашкин», «Платон Кречет», «Счастливые дни несчастливого человека», «Ромео и Джульетта», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Брат Алеша», «Ситуация», «Дон Жуан», «Женитьба», «Снятый и Назначенный», «Отелло», «Месяц в деревне», «Веранда в лесу», «Продолжение Дон Жуана», «Дорога» по «Мертвым душам», «Лето и дым», «Воспоминание», «Наполеон Первый» и др.
Со временем в Театре на Малой Бронной наступил кризис. После постановки спектакля «Директор театра» режиссер в разгар сезона ушел из театра.
В 1984 году возглавил Московский театр драмы и комедии на Таганке, главный режиссер которого Юрий Любимов не вернулся из-за границы. Коллектив театра не принял нового худрука, несколько ведущих актеров покинули театр, остальные объявили бойкот. Последние постановки были осуществлены через жестокое сопротивление труппы.
В Театре на Таганке поставил спектакли: «Вишневый сад», «На дне», «У войны - не женское лицо», «Прекрасное воскресенье для пикника», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп».
Ставил спектакли в других театрах: «Никто» («Современник», 1958), «Сны Симоны Машар» (Театр имени Ермоловой, 1959), «В гостях и дома» (Театр имени Ермоловой, 1960), «Дальше - тишина» (Театр имени Моссовета, 1969), «Турбаза» (Театр имени Моссовета, 1974), «Эшелон» (МХАТ, 1975), «Гедда Габлер» (Театр-студия киноактера, 1975), «Женитьба» («Театр Гатри», Миннеаполис, США, 1978), «Вишневый сад» («Театр Тоэн», Токио, Япония, 1981), «Тартюф» (МХАТ, 1981), «Живой труп» (МХАТ, 1982), «Наташа» («Театр Тоэн», Токио, Япония, 1982) и др.
Работал в кино. Снял фильмы: «Шумный день» (1961), «Високосный год» (1962), «Двое в степи» (1963), «Таня» (1974), «В четверг и больше никогда» (1979).
На телевидении поставил 13 телефильмов и телеспектаклей, среди которых: «Борис Годунов», «Фантазия», «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», «Марат, Лика и Леонидик», «Страницы журнала Печорина», «Острова в океане», «Ромео и Джульетта» и др.
Выпустил несколько книг, в том числе: «Репетиция - любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального романа» и др.
В 1985 году изменилась ситуация в стране. Актеры Театра на Таганке написали письмо в поддержку возвращения Юрия Любимова. Кризис в театре углублялся. В 1986 году состоялись неудачные гастроли в Польше. Все вместе это привело к тому, что в результате очередного сердечного приступа, который случился 13 января, режиссер скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Годы жизни: 03.07.1925 - 13.01.1987

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)

Награды

▪ Приз Белградского международного театрального фестиваля за постановку спектакля «Дон Жуан» на сцене Белградского драматического театра (1975)
▪ Гран-при Международного телевизионного фестиваля «Злата Прага» за фильм «Фантазия» (1975)
▪ Орден Трудового Красного Знамени (1985)
▪ Орден Дружбы народов
▪ Премия профессионального фонда «Русский театр» (1993, посмертно)

Семья

Супруга – Наталья Крымова, театровед (поженились в 1953 году)
Сын – Дмитрий Крымов, театральный художник, режиссер (10.10.1954)

Фотографии