Константин Райкин: «Дочь нужна мне не менее, чем я ей»

Эксклюзивное интервью знаменитого режиссера для 7days.ru
05 Апреля 2019
Константин Райкин
Константин Райкин
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Актер и режиссер Константин Райкин выпустил на сцену «Сатирикона» свое новое детище — спектакль «Всем кого касается» по пьесе молодого российского драматурга Даны Сидерос. Постановку, главные роли в которой исполнило новое поколение актов театра, а также дочь народного артиста — актриса Полина Райкина, можно будет увидеть 5 и 27 апреля. Накануне премьеры мы встретились с Константином Райкиным и поговорили с ним о толерантности, студентах-миллениалах и отношениях с дочерью. 

— Константин Аркадьевич, перед нашим интервью вы сказали, что спектакль «Всем кого касается» посвящен очень важной теме — способности понимать и принимать другого, иного. Считаете, что мы до сих пор этому не научились? По-моему нам со всех сторон твердят о толерантности, о принятии…

— Лично я в последнее время не слышал, чтобы нам твердили о толерантности. Сегодня, к моему большому сожалению, всё чаще всплывают разговоры про врагов, про оскорбление патриотических и религиозных чувств, а о толерантности все забыли. Да, возможно, это иногда декларируется, но крайне редко соблюдается. А ведь это очень важный вопрос.

По сюжету пьесы речь идет о не совсем о полноценных людях. Один из них не разговаривает, другой до поры до времени был слепым. Я же этот текст воспринимаю как метафору — в «иных» людях вижу чрезвычайно талантливых личностей, которые в силу своей одаренности по-другому воспринимают мир, по-другому высказываются и проявляются. Подобно тому, как в классе не принимают новых мальчиков Костю и Мишу, потому что они отличаются от остальных, в нашем обществе часто не принимают наиболее талантливых художников, поэтов, писателей. Самые лучшие творческие единицы  подвергаются гонению: их проклинают, изгоняют, требуют их наказать, пишут на них жалобы… Эти бесконечные разговоры малограмотных и малообразованных людей или высокообразованных негодяев… 

Поэтому, когда я прочитал пьесу Даны Сидерос, мне сразу захотелось поставить по ней спектакль. Его смысл рифмуется с идеей о защите традиционных ценностей, первая и главная из которых заключается в том, что к человеку нужно относиться по-человечески. Это свод высоких человеческих и божественных законов, к которому нас призывает творчество великих писателей золотого века нашей культуры. 

Ведь, если подытожить и попробовать выкристаллизовать из этого выводы, то получится, что выше человека, ценности его жизни, его личности и свободы ничего нет. В этом принципе и лежит смысл национальной идеи.

Илья Рогов, Даниил Пугаёв и Полина Райкина
Илья Рогов, Даниил Пугаёв и Полина Райкина
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

— Думаете, еще не поздно научить людей ценить и уважать самих себя во времена, когда превыше человеческих отношений мы ставим деньги, связи и карьерные достижения?

— Как говорится, никогда не поздно, но проблема в том, что сделать это гораздо труднее, чем, например, поднять уровень техники. Поменять что-то внутри человека, изменить его психологию — это регулярный, последовательный и очень медленный процесс. Но именно для этого и существует просвещение. Наука, культура и образование — единый фронт. Вместе с тем надо отметить, что наука сегодня создает нам невероятные технические возможности, к которым мы оказались не готовы внутренне, идеологически и духовно. Из-за этого любое входящее в нашу жизнь великое техническое изобретение сразу поворачивается нам боком и чаще служит дьяволу, нежели Богу, потому что духовно мы еще не созрели к владению такими совершенными механизмами.

Даниил Пугаёв
Даниил Пугаёв
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Илья Рогов
Илья Рогов
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Задумайтесь только: меняются ритмы, меняются одежды, мир становится цифровым, а мы, люди, по сути, остаемся такими же. Именно поэтому классика и остается актуальной — она всегда попадает в самые сутевые вещи и самые острые современные проблемы

— Тем не менее, ставя спектакли, вы чаще обращаетесь к современной драматургии, нежели к классике.

— Нет, я берусь за классику не реже, чем за произведения современных авторов. Я работаю с Островским, Шекспиром, Мольером, потому что по-прежнему не знаю современных авторов такого уровня. Пожалуй, только Макдонаха сегодня можно сравнить с Достоевским по уровню постижения человеческих глубин — как страшной людской сути, так и прекрасной.

Классику ставить намного труднее, потому что режиссер сразу становится одним из многих, кто ее трактует. На этом поле ты превращаешься в невольного участника некого соревнования. Когда берешься за пьесу, которая написана буквально в этом или в прошлом году, ты, напротив, лишен соперников, поэтому зрители оценивают спектакль по сути, не превращаясь в дегустаторов. Они просто пьют это вино, а не сравнивают его с урожаем такого-то года, у них не возникает комплекс сомелье. Для меня важно, чтобы зрители смотрели непосредственно, заглядывали вглубь, а не становились искушенными ценителями. Есть какая-то прелесть в том, чтобы быть театральным профаном.

— Значит, нет ничего зазорного в том, что зритель порой не может разобрать постановку по косточкам, как это делают искушенные театралы?

— Иногда надо быть пьяницей, надо балдеть от вина, а не только пробовать его на язык, что довольно скучно. Я люблю ходить в театр именно для «пьянства». Конечно, потом я могу разложить все по полочкам, но сначала мне надо загипнотизироваться постановкой. Предпочитаю кайфовать от театра, а не упражняться в анализе.

Илья Рогов и Даниил Пугаёв
Илья Рогов и Даниил Пугаёв
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

— Профессиональное становление вашей дочери Полины пришлось на времена, когда актеры, которые проявляют активность в соцсетях, гораздо популярнее тех, кто ими пренебрегает. Тем не менее, я не нашла в том же инстаграме* ее аккаунта. Не идти на поводу у времени — ваш совет?

— Я советов не давал — у нас другие отношения. Они очень хорошие, возможно потому, что я с каких-то пор почти не вмешиваюсь в ее жизнь, очень доверяю ее человеческим качествам. Я давно их оценил и продолжаю ценить по сей день. Дочь нужна мне не менее, чем я ей, потому что я ее слушаю, потому что она умная, знает многое из того, что я уже не успеваю узнать. Конечно, во многом это происходит благодаря тому, что она всё же из поколения, близкого мне. Чего не могу сказать о моих нынешних студентах, которые учатся у меня на втором курсе. Это резко другое, отделенное пропастью поколение. Их как ножом отрезало. Эти ребята — жертвы кратких содержаний, почти лишенные воображения и фантазии. Да, они очень талантливые, потому что неталантливых я не беру, но совершенно иные. 

Константин Новичков
Константин Новичков
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Полина Райкина
Полина Райкина
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Я думаю, что мы стоим перед страшным катаклизмом, который произойдет с человечеством. Эта техника уже рождает совершенно иную, непостижимую для меня людскую психологию. Люди становятся рабами этой штучки (показывает на смартфон): они не привыкли утруждаться, у них сильно занижены волевые качества, нет воображения, потребности быть лидерами, нет фантазии, потому что они ничего не читают. Так, листают поверхностно, чаще всего краткие содержания, чтобы не вникать вглубь, а просто быть в курсе. Миллениалы, как их сегодня называют, абсолютно ведомы, полностью зависят от тех, в чьих они руках. Они сырая глина, которая может принять любую форму, они почти как жидкость, которая принимает форму сосуда, поэтому у меня тревожное ощущение, связанное с их будущим. Хотя я к ним хорошо отношусь. 

Все эти мысли я им уже высказывал много раз. Они от этого сильно страдают, но я иначе не могу. У меня есть свои установки, которые мне передали мои учителя, и часть из которых я хочу передать им. Быть артистом в театре — это служение, а не служба, это что-то особое, образ жизни. Они очень искренне мне кивают, когда я им говорю, что есть вещи более ценные, чем деньги. И в этот момент они правда в это верят, пока не придет продюсер какого-то сериала и не шепнет им в ухо сумму… Пока что эти дети вызывают у меня сплошные вопросы. Они другие до опускания моих рук. Порой я просто не знаю, как на них воздействовать. 

— Думаю, что многое идет еще и из семьи. Имея перед глазами блестящий пример ваших собственных родителей, вы почти интуитивно нащупали правильный путь в жизни. В большинстве среднестатистических семей все обстоит далеко не так… 

Илья Рогов и Даниил Пугаёв
Илья Рогов и Даниил Пугаёв
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

— Я вижу, как разговаривают родители со своими детьми в Москве. Думаю, что за ее пределами всё еще хуже. Это чудовищные, агрессивные, досадливые и раздраженные интонации. Столько ненависти, оскорблений, такая нетерпимость не только к окружающим, но и к собственным детям. Ужасно… Вообще сейчас очень много ненависти. Если так и будет продолжаться, то мы не дождемся астероидов, землетрясений глобального масштаба, а просто поубиваем друг друга. Самое опасное существо и обстоятельство для человека — это сам человек, подпитывающий собственные агрессивные и ненавистнические настроения. Если на Землю прилетит астероид, он уже никого не застанет. 

Конечно, бывают и другие отношения в семьях. Но у меня ощущение, что разрыв между родителями и детьми все же увеличивается. Я иногда фантазирую, что с детьми и подростками интернетного поколения скоро начнут происходить мутации. Например, вместо четырех пальцев образуется такая лопаточка, на которой будет комфортно помещаться айфон, а большой палец трансформируется в тоненький хоботок, которым они будут выделывать на экране всякие фортели.

Константин Райкин
Константин Райкин
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

— Кстати, очень интересный сюжет для кино или спектакля.

А меня эта мысль порой вгоняет в оторопь…

— Вы очень тщательно и трепетно отбираете для себя студентов. Вас обижает, когда ребята, на которых вы сделали ставку, всему научили и впоследствии пригласили работать в свой театр, по каким-либо причинам его покидают? 

— Нет. Слово «обижаться» ко мне не очень-то применимо. Я не обижаюсь, но могу расстроиться из-за того, что человек ушел. Например, вижу, что кто-то из моих учеников снимается в чем-то, что мне не нравится, и расстраиваюсь. Но это его путь, он его выбрал. Я отношусь к этому уважительно, но с досадой... Бывало, что я человека приглашал, брал в театр на роль, а он шел не ко мне, а в другое место. Наверное, это были наиболее болезненные для меня моменты, потому что раньше мне казалось, что если я вкладываю в кого-то, приглашаю его к себе, приучаю к такому способу театра, который сам люблю, то он должен обязательно ко мне прийти. Я думал, что это в его же интересах. Но, оказалось, нет. Всё сложнее, чем я себе представлял. 

С моего последнего курса в Школе-студии МХАТ ушли несколько человек, на которых я рассчитывал и которых любил. Но ничего, я продолжаю их любить и внимательно слежу за их судьбой. Мне за них бывает очень гордо, потому что я знал, что они талантливы. Просто со мной у них не сложилось, я им надоел. Бывает, что я говорю одно и то же, а это, знаете ли, и осточертеть может. У меня артистам надо очень много работать, а денег у меня получают немного. 

Константин Райкин
Константин Райкин, Илья Рогов, Даниил Пугаёв, Константин Новичков и Полина Райкина
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Я неравнодушен к таким моментам. В свое время меня такие решения учеников очень расстраивали, для меня это был момент познания. Я как тот мужчина, который получил отказ. Это вообще иногда очень полезно бывает для мужчины. Потому что есть такое небольшое количество представителей сильного пола, которым никогда не били морду и никогда не говорили «нет» женщины. Я таких вижу за три километра. Они лишены ощущения объема жизни, слишком избалованы. Время от времени человеку нужно получать по морде, иногда не только морально, но и физически. Это полезно. Я получал отказы от артистов, которых очень любил, на которых очень рассчитывал. Что поделать… Но после этого я как-то вырос на старости лет

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог