В Ирландию за Гиннессом

Семиэтажное здание Guinness само по себе достойно занесения в одноименную Книгу рекордов Гиннесса.
Мария-Анна Кожина
|
15 Января 2009
Настолько популярной штаб-квартирой не может похвастаться ни одна пивоваренная компания в мире
Настолько популярной штаб-квартирой не может похвастаться ни одна пивоваренная компания в мире
Фото: Михаил Степанов

Во времена древних кельтов эль считался в Ирландии магическим напитком, его секреты охранялись друидами, а к его варению допускались только женщины, наделенные чудотворными способностями. Был ли Артур Гиннесс посвящен в эти древние тайны, или, что более вероятно, коммерческий успех созданного им брэнда нуждался в собственной мифологии, сказать сегодня не сможет никто. Монументальная штаб-квартира Guinness у Сент-Джеймс Гейт в Дублине лучше любого мифа говорит о феноменальном успехе ирландского пивовара. Успех легендарного напитка темно-карамельного цвета много лет будоражит умы предпринимателей – нет ли в его составе какого-то таинственного ингредиента?

Посетители необычной штаб-квартиры оставляют записки на предусмотренной для этого доске
Посетители необычной штаб-квартиры оставляют записки на предусмотренной для этого доске
Фото: Михаил Степанов

Но не меньше их волнует и другой секрет – формула делового успеха Гиннесса.

Семиэтажное кирпичное здание Guinness площадью почти 19 тысяч квадратных метров само по себе достойно занесения в одноименную Книгу рекордов Гиннесса. В 1759 году Гиннесc взял в аренду на 9 тысяч (!) лет за 45 фунтов в год заброшенную пивоварню. Один из первых контрактов выставлен в штаб-квартире компании под стеклом... на полу. В прошлом году пивоварне исполнилось 100 лет. Бывший склад Storehouse сегодня называют домом, сердцем и душой компании. Вероятно, это здание тоже содержит в себе часть магической формулы напитка – его хранение и транспортировка издавна являются частью технологии (store на языке пивоваров означает также брожение, так что название штаб-квартиры можно вполне перевести и как «хмельной дом»).

Бар «Грэвити» расположился на последнем этаже штаб-квартиры. Отсюда открывается панорама и на Дублин, и на империю Guinness: засекреченные пивоварни, собственная электростанция, школа, спортивный комплекс...
Бар «Грэвити» расположился на последнем этаже штаб-квартиры. Отсюда открывается панорама и на Дублин, и на империю Guinness: засекреченные пивоварни, собственная электростанция, школа, спортивный комплекс...
Фото: Михаил Степанов

Сегодня этот дом – только часть грандиозного комплекса, в который было инвестировано 30 млн евро, и который открылся в 2000 году, став настоящим суперцентром – местом отдыха, дегустаций и интереснейших познавательно-развлекательных программ. 700 тысяч посетителей в год делают его самым популярным местом в Ирландии. И дело не только в пиве.

Реконструкция здания, сделанная по проекту сэра Уильяма Айрола, получила широкую известность и является одним из образцов современного архитектурного мышления. Стальные балки в чикагском стиле формируют стены, а стеклянные перегородки структурируют внутреннее пространство, которое заканчивается стеклянным атриумом в виде гигантской пинты «Гиннесса» – знакомого во всем мире стакана с темным напитком и светлой кремовой пенкой сверху.

Фото: Михаил Степанов

На последнем этаже в знаменитом баре-ресторане каждому посетителю старше 18-ти лет предложат бесплатно пинту «Гиннесса» и возможность полюбоваться круговой панорамой Дублина и его окрестностей. В здании разместились также: музейная экспозиция по истории компании и технологии приготовления пива, магазин сувениров, конференц-залы, учебные комплексы и офис. Есть даже архив с формулами и описанием процесса изготовления эля, пива, портера. На втором и третьем этажах можно проследить все этапы долгого становления брэнда. При этом создается полное впечатление, что успешность предприятия была заложена Артуром Гиннессом изначально.Потому что, во-первых, здесь делают первоклассный продукт.

Фото: Михаил Степанов

В 1820-х годах Гиннесс совершенствует рецепт и технологию пивоварения, и на свет появляется темное, тягучее, приятно-горьковатое пиво, ставшее впоследствии фирменным напитком. Особенно не развенчивая слухи о «секретных элементах» напитка, вам «вживую» покажут весь процесс его приготовления – от настоя отборного зерна в чистейшей воде до бочек для хранения и последующей транспортировки на паровозах. С «Гиннесса» по-настоящему и началась история портера – темного пива. Такое название оно получило благодаря тому, что особенно полюбилось лондонским носильщикам и грузчикам («porter» означает «грузчик»). Во-вторых, Гиннесс грамотно использовал имиджевую рекламу. Забавных черепаху, обезьяну, пеликана и тукана, ставших символами марки, создал английский художник Джон Гилрой, сотрудничавший с Guinness в течение тридцати лет.

Фото: Михаил Степанов

В музее есть ретроспектива его работ – плакаты, эскизы, мультфильмы. Третья составляющая успеха – рациональный подход к семейным союзам. Начало положила женитьба самого Артура на родственнице одного из влиятельных мужей города. Полезное родство не раз помогало в делах. К примеру, на Сент-Джеймс Гейт помимо пивоварни Гиннесса находилось еще 10 подобных заведений. Это объяснялось близостью реки Лиффи. Как-то власти попытались запретить Гиннессу использовать речную воду, поскольку он исчерпал лимит ее потребления. Новый родственник помог вовремя. Впрочем, важна и семья как таковая. Артур основал могущественную династию пивоваров: именно благодаря его сыновьям предприятие завоевало вначале ирландский рынок, а позже британский.

Изображение знаменитого трилистника на карамельного цвета пенке требует особого мастерства от бармена. Сегодня этим искусством владеют не многие. Но в популярных  пабах Дублина старожилы-бармены непременно исполнят «коронный номер»
Изображение знаменитого трилистника на карамельного цвета пенке требует особого мастерства от бармена. Сегодня этим искусством владеют не многие. Но в популярных пабах Дублина старожилы-бармены непременно исполнят «коронный номер»
Фото: Михаил Степанов

В-четвертых, владельцы марки умело интегрировались в международный бизнес, что было важно еще задолго до нынешней глобализации. В 1886 году потомок Артура Гиннесса, сэр Эдвард Сессил Гиннесс, первый граф Иви, продает на Лондонской бирже 49 процентов акций семейного предприятия. В результате капитал увеличивается на 6 млн фунтов, что позволило уже к 1914 году довести ежегодный экспорт пива до 17,5 млн пинт. «Гиннесс» начинают варить по лицензии в Австралии, Малайзии, Канаде, на Карибах. Пятый элемент – создание собственного имиджа добропорядочного гражданина и, соответственно, компании, которой можно доверять. Guinness ведет активную благотворительную деятельность: помогает городским больницам и школам, вносит пожертвования для колледжей и храмов, основывает благотворительный фонд и знаменитую Книгу рекордов Гиннесса.

И, наконец, шестой и последний элемент формулы успеха, – забота о репутации. При поглощении в 80-е годы компанией крупного производителя виски, выяснилось, что владельцы Guinness через подставных лиц скупали акции компании для повышения ее инвестиционной привлекательности. Справиться с щекотливой ситуацией удалось с помощью тактики «наведения мостов» – в компанию приглашают топ-менеджера главного конкурента. Впоследствии такая тактика не раз способствовала приумножению капитала. В 1997 году произошло историческое событие в истории знаменитой пивоварни: Guinness объявил о слиянии с Grand Metropolitan. Сейчас Diageo принадлежат такие всемирно известные брэнды, как Guinness, Smirnoff, Johnnie Walker, Baileys, J&B, Capitan Morgan, Jose Cuervo, Tanquery.

С момента открытия в 2000 году Guinness Storehouse эта необычная штаб-квартира стала «аттракционом № 1» в Ирландии. 350 млн евро вкладываются в новые технологии, 40 млн евро вложено в производство специального экстракта, который экспортируется в 50 стран мира, где варят ирландский портер. 10 млн стаканов выпивается в мире ежедневно.
С момента открытия в 2000 году Guinness Storehouse эта необычная штаб-квартира стала «аттракционом № 1» в Ирландии. 350 млн евро вкладываются в новые технологии, 40 млн евро вложено в производство специального экстракта, который экспортируется в 50 стран мира, где варят ирландский портер. 10 млн стаканов выпивается в мире ежедневно.
Фото: Михаил Степанов

Считается, что название предприятия происходит от латинского «dia» – «день» и греческого «geо» – «земля». Это название, по мнению сотрудников компании, отображает концепцию фирмы: продукты Diageo выбирают каждый день по всей Земле. Пресса шутит, утверждая, что в названии зашифрована фраза: «Drink Is Always Good Especially Often» («Пить всегда хорошо, особенно часто»). Штат Diageo насчитывает свыше 25 миллионов человек. Компания работает на 200 мировых рынках сбыта, а ее годовой доход составляет около 8,8 млрд фунтов стерлингов. Guinness сегодня считается стаутом № 1 в мире. Например, в Африке этот напиток считается мужским и популярен как доступный аналог виагры. И такая «реклама» напитка жизненной силы особенно эффективна. «В каждой капле «Гиннесса», вытекающей с нашего завода, содержится «секретный экстракт», однако только три человека в мире знают, что это такое», – утверждает управляющий одного из заводов в Ирландии.

Вкус «Гиннесса» действительно своеобразен, а его тонизирующее действие многократно подтверждалось – известно, что его давали солдатам в госпиталях и даже женщинам после родов для восстановления жизненной энергии. Что до тайного ингредиента, возможно, самым секретным компонентом «Гиннесса» является вода из реки Лиффи. Не случайно одна японская компания арендует у Guinness не только оборудование, но и использует ту же «живую воду».

Фото: Михаил Степанов
Фото: Михаил Степанов
Вечеринка MTV Awards проходила в здании гостеприимной штаб-квартиры и запомнилась всем гостям
Вечеринка MTV Awards проходила в здании гостеприимной штаб-квартиры и запомнилась всем гостям
Фото: Михаил Степанов
Фото: Михаил Степанов
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог