Нью-йоркская подземка: вас не догонят!

По чистоте нью-йоркское метро сейчас превосходит московское. Здесь вы не встретите ни банок, ни бутылок.
Марк ШТЕЙНБОК Нью-Йорк — Москва
|
06 Сентября 2011

При словосочетании «нью-йоркское метро» перед глазами большинства встает, наверное, одна и та же жуткая картина: мусор, грязь, обшарпанные стены, и — повсюду всякие темные личности, чья суровая наружность не оставляет никаких сомнений в их преступных намерениях. Таков, во всяком случае, образ, рожденный Голливудом. Впрочем, лет 20 назад стереотип этот был не так уж и далек от действительности. Но сегодня подобные картины в прошлом.

«Население» нью-йоркского метро многонационально и социально перемешано. Рядом могут оказаться высокомерный топ-менеджер и темнокожий рабочий
«Население» нью-йоркского метро многонационально и социально перемешано. Рядом могут оказаться высокомерный топ-менеджер и темнокожий рабочий

По чистоте нью-йоркское метро сейчас превосходит московское. Здесь вы не встретите ни банок, ни бутылок, катающихся по вагонам. Да и бомжи имеют более опрятный вид, чем наши московские. Что же касается расхожего мнения о криминальности в сабвее, то сейчас эта проблема не актуальна, как в былые времена. Сегодня в метро вполне спокойно — на всех станциях денно и нощно дежурят полицейские. Иногда можно заметить, как внимательно и долго они допрашивают каких-нибудь подозрительных типов в переходе. Блюстители правопорядка могут запросто оштрафовать за малейшее нарушение, даже за брошенный на пол мусор, не говоря уж о попытке открыть бутылку пива. Как напоминание о 80-х годах на многих станциях остались специально обозначенные зоны ожидания поезда в ночное время. Здесь рекомендовалось группироваться пассажирам на всякий случай, «чтоб не пропасть поодиночке».

Сегодня же на эти «оазисы безопасности» мало кто обращает внимание. Хотя в ночное время в метро и появляются нетрезвые личности, любящие даже прикорнуть на лавках. Но это публика все-таки не преступная, а, скорее, богемная.

Разумеется, в Нью-Йорке, как и в Москве, встречаются снобы, которые в метро никогда не спустятся. Но в общем-то «население» нью-йоркского сабвея весьма многонационально и социально перемешано в любое время суток. Какой только публики не встретишь в одном вагоне! Рядом могут восседать высокомерный топ-менеджер, просматривающий «Уолл-стрит джорнал», темнокожий рабочий, дремлющий после смены, какая-нибудь безумного вида дама, студенческая пара, положившая ноги на соседнее сиденье, буддист в оранжевом одеянии с цветными отметинами на лбу, поглощающий остро пахнущую пищу из пластиковой кюветки, мамаша, кормящая грудью ребенка, японки-близняшки преклонного возраста в ярко-красных пальто и белых шляпках с полями…

И тут же, допустим, не по погоде легко одетый любитель животных с двумя кошками на плечах. Ах, этот безумный, безумный, безумный мир подземки Нью-Йорка!

Кстати, рассматривать друг друга в нью-йоркском метро не принято. Прямой взгляд может быть истолкован как вызов. Тем более считается неприличным касаться друг друга. Существует негласная так называемая социальная дистанция, примерно 50 сантиметров, которую не следует нарушать. Не всегда, понятно, ее удается соблюдать. И хотя в сабвее не бывает такой давки, как в московском метрополитене, ситуации, когда дистанцию не удается выдержать, периодически возникают, особенно в час пик.

Ежедневно метро перевозит более 5 миллионов человек.

Это — самый быстрый вид транспорта в городе. К тому же станций так много, что добраться на метро можно практически до любой точки Нью-Йорка.

Первая линия метро была торжественно открыта на Манхэттене 27 октября 1904 года. Она протянулась на 15 километров вдоль берега Гудзона от мэрии до Гарлема. Строили метро передовым по тем временам открытым способом, получившим название «ров-крыша» (рыли канавы, а затем накрывали их плоской крышей вровень с улицей). Как свидетельствует история, в первый же день подземкой воспользовались 150 тысяч любопытных американцев.

...а также танцоры и даже акробаты
...а также танцоры и даже акробаты
В просторных переходах и на платформах нередко выступают музыканты...
В просторных переходах и на платформах нередко выступают музыканты...

По мере роста города появлялись и новые ветки метро. К 1940 году в Нью-Йорке уже существовала сеть линий, мало отличающаяся от современной. Тогда же метро было выкуплено городскими властями. Первоначально его прокладывала одна компания, с годами их стало три. Интересно, что каждая из них создавала свои линии, давала им свои названия, использовала вагоны своих типов. Одна компания, например, обозначала линии заглавными буквами алфавита: A, B, C.., другая — цифрами: 1, 2, 3… Кстати, обозначение одних линий метро буквами, а других — цифрами сохранилось до сих пор, как сохранились и по сей день на разных линиях свои типы вагонов. Последние линии и станции были построены в конце 80-х годов. Сейчас в нью-йоркском метро 468 станций (для сравнения, в московском — 171), протяженность всех рельсовых путей превышает тысячу километров.

Человеку, который попал в нью-йоркское метро впервые, придется потрудиться, чтобы разобраться в хитросплетениях линий.

Большинство станций просты по дизайну. Лишь в оформлении некоторых из них использованы панно, мозаика и витражи
Большинство станций просты по дизайну. Лишь в оформлении некоторых из них использованы панно, мозаика и витражи

Платформ на станциях несколько. К каждой время от времени подходят поезда разных линий. К одной стороне платформы приходят поезда, идущие со всеми остановками (местные), к другой — экспрессы. В часы пик местные поезда становятся экспрессами. Прежде всего надо найти нужную платформу, а затем уже выбирать из многих поездов идущий в нужном направлении, делающий нужные остановки. Станции нью-йоркской подземки в этом смысле немного напоминают московские пригородные железнодорожные станции с несколькими платформами и поездами, идущими по разным направлениям с разными промежуточными и конечными остановками.

Интервалы между поездами зависят от времени суток.

В часы пик это две минуты и более, в остальное время — 10—15 минут, ночью интервалы составляют около 20 минут и более. Метро работает круглосуточно, но отдельные его линии функционируют только днем. Некоторые линии не работают в выходные. График движения поездов по одной линии может меняться в течение дня. За изменениями нужно следить, внимательно изучая надписи на табло и слушая объявления. Если услышите ласковый голос: «Леди и джентльмены!» — скорее всего ничего хорошего он не предвещает. Поезда «А» могут заменить на «С», а «Е» вообще отменить. Окружающие вас пассажиры при этом будут произносить короткие слова, имеющие выразительные аналоги в русском языке.

Существует специальный телефон и Интернет-сайт, отражающий все изменения, происходящие в метро. Все же данные о работе метро имеются в детальной схеме, которую бесплатно выдают в билетной кассе, если попросить. В ней на фоне карты города изображены линии метро, станции, переходы, обозначены пересадки на автобусы, на поезда и приведены таблицы с графиком работы каждой линии.

Станции метро расположены на достаточно близком расстоянии друг от друга, и, если поезд идет со всеми остановками, путь из конца в конец получается довольно долгим. Время в пути можно уменьшить за счет пересадок с обычных поездов на экспрессы. Впрочем, неопытному человеку с пересадками на экспрессы надо быть осторожным, а то замелькают платформы, и можно очень быстро оказаться на значительном расстоянии от нужного места.

Названия остановок и вообще все объявления в поезде по трансляции произносит кондуктор.

Так выглядит выход из метро
Так выглядит выход из метро

Он сидит в специальной кабине в торце одного из вагонов, в середине поезда. Его задача — выглядывать из окна на каждой остановке и следить за тем, как пассажиры входят и выходят из вагонов. Он борется, в частности, с любителями придерживать двери перед отправлением поезда. Существует, к слову, специальная инструкция, по которой кондуктор должен сохранять вежливость в любой ситуации.

Когда поезда вылетают на поверхность и движутся по высоким эстакадам или мостам, из окон вагонов открываются замечательные виды Нью-Йорка. Во время движения можно открывать торцевые двери и переходить из вагона в вагон, причем между вагонами нет защитного рукава.

Большинство станций достаточно просты по архитектуре и дизайну. Тем не менее в их оформлении использованы панно, мозаики, витражи, скульптуры. Таких арт-объектов в метро более ста. Самые роскошные станции расположены в центре Манхэттена на уровне 34-й и 42-й улиц. В просторных переходах и на платформах выступают музыканты, акробаты, танцоры. Музыканты встречаются высококлассные. Их специально приходят послушать. Вокруг мускулистых темнокожих парней, танцующих брейк, собираются толпы. В переходах есть магазины, цветочные киоски, бары, парикмахерские. Вам предложат предсказать судьбу и даже сделать китайский массаж! Попасть на этот праздник жизни можно всего за два доллара, такова стоимость пластикового билета (MetroCard) на одну поездку. По этому билету вы можете проехать не только любое расстояние, не выходя из метро, но и продолжить поездку в автобусе!

А за семь долларов вы можете приобрести MetroCard на день с неограниченным числом поездок.

И все же, попав в Нью-Йорк, не торопитесь как можно скорее сесть в подземку. Для начала возьмите брошюру с картой метро и потратьте некоторое время на ее изучение. Примерно через полчаса интеллектуальных усилий вы сможете, войдя, скажем, в стеклянный вестибюль станции «Таймс Сквер», спуститься вниз по эскалатору, послушать музыкантов, перейти по переходу на синюю линию, сесть в поезд «А» и через 15 минут оказаться в Гарлеме, а там зайти в церковь и насладиться замечательным исполнением спиричуэлз. Кстати, знаменитая композиция Дюка Эллингтона «Take the A Train» («Садись в поезд «А») написана им под впечатлением его ежедневных поездок именно по этому маршруту.

А если вы приобретете безлимитный билет на неделю за 24 доллара и продолжите исследование сабвея, то уже через несколько дней будете весьма уверенно чувствовать себя в замысловатых лабиринтах нью-йоркской подземки.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог