Уловки продавцов: как не покупать лишнее

Реклама по телевизору или обстановка в магазине вызывают у нас определенные эмоции не случайно. Это тонкий расчет, цель которого — заставить нас совершать импульсивные покупки.
27 Марта 2015
Как не покупать лишнего
Фото: Shutterstock.com

Сегодня маркетологи влияют на наше подсознание, используя различные психологические приемы. Реклама по телевизору или обстановка в магазине вызывают у нас определенные эмоции не случайно. Это тонкий расчет, цель которого — заставить нас совершать импульсивные покупки, не прислушиваясь к голосу разума. Новейшие открытия в области нейробиологии позволяют специалистам по продвижению соблазнять нас на необдуманный шопинг с помощью скрытых методов убеждения, о которых мы и не подозреваем. Как защитить себя от приемов нейромаркетинга, рассказывает психолог Дэвид Льюис:

1. Не покупайте от скуки

Люди часто заходят в торговый центр, чтобы развлечься, развеять тоску или убить время. Помните: грустное настроение и скука могут спровоцировать вас на приобретение абсолютно ненужной вещи. Порой дело даже не в самом товаре, а в общении, которое продавец дарит покупателю. Человек импульсивно берет то, что предлагает сотрудник магазина, в благодарность за уделенное ему внимание. Часто это происходит в аэропортах, где нужно скоротать пару часов перед вылетом. Поэтому дважды подумайте, когда в следующий раз соберетесь расстегнуть свой кошелек.

Как не покупать лишнего
Грустное настроение и скука могут спровоцировать вас на приобретение абсолютно ненужной вещи
Фото: Shutterstock.com

2. Не тратьте деньги во время игры

Есть еще несколько ситуаций, располагающих к покупке. Первая — это игра. Находясь в отпуске, на экскурсии или в парке развлечений, вы воспринимаете все окружающее как увлекательную игру, а заодно приобретаете кучу сувениров, потому что подсознательно считаете покупку безделушек частью этой игры. Не следует торопиться тратить деньги и в обстоятельствах, при которых вы испытываете сильный эмоциональный подъем. Нам свойственно совершать ошибку атрибуции, то есть переносить чувства, вызванные ситуацией, на объекты. Всплеск адреналина после катания на американских горках заставит вас испытать симпатию к человеку, находящемуся рядом. А скидка, которую вы получили, поторговавшись с продавцом, вызовет чувство гордости; и вы начнете желать вещь еще сильнее.

3. Не поддавайтесь влиянию атмосферы

Когда вы заходите в магазин, на вас сразу воздействуют многочисленные методы убеждения. Вы никогда не замечали этого? Запахи, звуки, освещение и цвета — тонкие способы вызвать у вас определенное настроение и склонить к покупкам. Например, в дорогом бутике возникнет желание потратить много денег, если вас встретит приятная классическая музыка, изысканный аромат, пастельные цвета и мягкий свет. А некоторые продуктовые магазины используют ароматизаторы с запахом еды, чтобы пробудить у покупателей аппетит. Где бы вы ни находились — в супермаркете или торговом центре — всегда помните, что это огромная и тщательно продуманная машина, сделанная для продаж.

Как не покупать
Где бы вы ни находились — в супермаркете или торговом центре — всегда помните, что это огромная и тщательно продуманная машина, сделанная для продажлишнего
Фото: Shutterstock.com

4. Не торопитесь покупать, если вам предлагают выгоду

Всем маркетологам хорошо известна стратегия «Это еще не все». У нее есть две разновидности. Первая — снижение уже известной покупателю цены. Например, кофе, который вы привыкли покупать за 300 рублей, стали продавать за 295. Беря банку, задайте себе вопрос: «Если бы напиток изначально столько стоил, стал(а) бы я его покупать сейчас или нет?». Эксперименты показали, что даже незначительное снижение цены делает товар гораздо привлекательнее. Второй вид стратегии «Это еще не все» — вам предлагают что-то сверху. Это очень сильный стимул, так как вам кажется, что вы экономите. Но на самом деле вы просто потратите деньги на то, что не захотели бы приобрести, если бы вам не предложили вторую вещь.

Как не покупать лишнего
Бывает достаточно всего нескольких секунд, чтобы перестать думать о покупке и оценить ситуацию рационально
Фото: Shutterstock.com

5. Не верьте, когда вам говорят о вашей неполноценности

Коммерческие послания, внушающие, что мы толстые, лысые, морщинистые или плохо пахнущие, имеют одну-единственную цель: заставить нас поверить, что нам просто необходим именно этот крем для лица, шампунь от выпадения волос или суперстойкий дезодорант. Мы начинаем думать, что без всех этих товаров наша личная жизнь и карьера разрушатся, так как сами мы явно не дотягиваем до идеала. Никогда не поддавайтесь столь очевидной манипуляции.

6. Замечайте ложные связи

Специалисты по рекламе нередко обращаются к нашим ценностям и позитивным установкам, чтобы сделать продукт привлекательнее. Мы видим фото популярной актрисы с сумочкой известного бренда в руках — и покупаем такую же сумочку, потому что теперь эта вещь у нас ассоциируется с успехом, к которому мы сами стремимся. Нам показывают в рекламном ролике счастливую семью, и мы подсознательно связываем эту картинку со стиральным порошком, сливочным маслом или фирмой, производящей детское питание. Подобные образы могут даже не иметь ничего общего с продвигаемым товаром. Но мы все равно будем чувствовать, что покупаем не продукт, а нечто большее — то, что приблизит нас к мечте.

Как не покупать лишнего
Не торопитесь покупать, если вам предлагают выгод
Фото: Shutterstock.com

7. Думайте о розовом слоне

Когда у вас появляется непреодолимое желание что-то купить, представляйте себе розового слона, тонущего в голубом креме. Такие необычные, яркие образы в психологии называются стопорами мыслей. Чтобы помочь человеку справиться с навязчивыми привычками, нужно установить на его пути подобные образы. Поскольку наше сознательное мышление неспособно в один момент удерживать несколько разных мыслей, воображаемая фантастическая ситуация не даст ему сконцентрироваться на чем-нибудь ином. Зачастую достаточно всего нескольких секунд, чтобы перестать думать о покупке и оценить ситуацию рационально.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как рассказать ребенку о разводе?
Этот материал нам помогли подготовить семейный психолог, супервизор, сертифицированный судебно-психологический эксперт, психолог центра «Душа Мамы», где мамы из любого региона России могут получить бесплатную поддержку, Юлия Копылова и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус. Мы поговорим о том, как лучше подготовиться к разговору о разводе и сделать его наименее травмирующим для ребенка.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог