От извозчика до электробуса: история общественного транспорта в России

Сейчас трудно представить, что когда-то не было общественного транспорта. В наши дни проехать на автобусе, троллейбусе, трамвае, а в некоторых городах и на метро – обычное дело. Но так было не всегда.
7days.ru
|
06 Декабря 2022
Фото: 123RF/legion-media.ru, Sergey Smirnov, Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com. Коллаж: 7Дней.ru

Давайте заглянем в глубину веков и узнаем больше об истории общественного транспорта в России – от извозчиков в лаптях до метрополитена, от пятикопеечного билета до оплаты смартфоном.

Примерно до ХVI века люди передвигались преимущественно пешком. Конечно, в то время ездили на лошадях, повозках или лодках, но такая привилегия была далеко не у всех.

Дело сдвинулось только в ХVI–XVII веках, когда в Москве появились первые извозчики (сейчас их можно назвать аналогом современного такси). Это были крестьяне из деревень, которые на зиму приезжали на заработки в город. В ХVIII веке извоз стал популярным и превратился в профессию, а число экипажей только в Москве насчитывало несколько тысяч.

Так начал назревать вопрос создания будущего общественного транспорта, который бы двигался по определенному маршруту и мог перевозить сразу много пассажиров. Первые попытки были предприняты в Санкт-Петербурге – в 1837 году на маршруты вышли омнибусы (большие кареты, запряженные лошадью).

омнибус в Санкт-Петербурге
Посадка в омнибус у Гостиного двора (Санкт-Петербург), 1873 год
Фото: Гравюра «Минута остановки конки на углу Садовой и Невского»

Спустя 10 лет, в 1847 году, в Москве появились линейки – так называли повозку с двумя скамьями для пассажиров, которая летом ездила на колесах, а зимой «переобувалась» в полозья.

Через четверть века на смену линейкам и омнибусам пришли конки, которые считались более надежным видом общественного транспорта. Конка представляла собой закрытый или открытый вагон, который передвигался по путям на конной тяге. У конки был не только свой маршрут и кучер, но и кондуктор с билетами.

Проезд в Санкт-Петербурге стоил от трех до шести копеек, в зависимости от того, была это городская конка или частная. В Москве прокатиться на империале (втором этаже конки) можно было всего за пять копеек.

Конка в России
Конка в Москве, 1900 год
Фото: Bundesarchiv/wikimedia.org

В обеих столицах конка была популярна. Вытеснить ее смогли только трамваи. И первый из них, паровой – паровичок, как его называли, – проехал по Москве в 1886 году. На смену паровичкам в 1899-м пришли электрические трамваи, которые летели с «ветерком» — целых 25 километров в час! (Конка могла развить скорость только восемь километров в час). А на петербургских улицах электрические трамваи появились только в 1907 году.

Проезд на трамвае в дореволюционные годы колебался от 5 до 12 копеек, что по тем временам было довольно дорого (цена зависела от дальности поездки).

Кроме этого, в начале XX века в обеих столицах открылось автобусное и автомобильное движение. Но эти виды транспорта – автобус и автомобиль – были еще редкими, можно сказать, единичными, тогда как трамвай лидировал вплоть до революции 1917 года. Только после нее пришло понимание, что необходимо развивать и другие виды транспорта.

Развитие общественного транспорта происходило быстро. Так, в Москве в 1924 году на маршруты вышли автобусы, а в 1933 году – троллейбусы. В 1935 году открылась первая линия метрополитена. Число автобусов, трамваев и троллейбусов росло по всей стране как снежный ком. Даже в Великую Отечественную войну продолжалось строительство столичного метрополитена.

Первый поезд метро в СССР
Первый поезд прибывает на станцию «Комсомольская площадь», Москва, 1935 год
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Что касается системы оплаты за проезд, то она оставалась достаточно запутанной вплоть до 1961 года, когда произошла деноминация рубля. Стоимость проезда тогда зафиксировали на пяти копейках в метро и автобусе, троллейбус стоил четыре копейки, а трамвай — три. Цена оставалась такой вплоть до перестройки. В 1985 году стоимость билета повысили. Так, в Москве проезд на всех видах транспорта стоил пять копеек.

Кстати, введение единого тарифа позволило в некоторых городах отказаться от кондукторов. Их заменили кассовые аппараты со щелью для монет, а в 2000-х годах появились турникеты.

Современный транспорт принимает оплату через валидатор, к нему можно приложить не только проездную или банковскую карту, но и смартфон. Если платить с помощью смартфона, то можно получить скидку на проезд в общественном транспорте более чем в 20 регионах страны. Для этого через приложение Mir Pay или Samsung Pay нужно загрузить в смартфон карту «Мир» и приложить его к валидатору при оплате проезда. В Москве в наземном транспорте, в метро, на МЦК и МЦД за каждую поездку вернется кешбэк 10 рублей, а в Подмосковье скидка в 10 рублей применится автоматически. Выберите свой регион, чтобы узнать, какие скидки по карте «Мир» действуют в других городах и как воспользоваться предложением.

Оплата транспорта картой Мир
Фото: Предоставлено пресс-службой платежной системы «Мир»

Кстати, платежный Pay-сервис можно установить на телефон с ОС Android (версии 7.0 и выше), который поддерживает функцию бесконтактной оплаты – NFC.

Современный общественный транспорт располагает не только валидаторами. Сейчас жители крупных городов России едут по своим делам с комфортом: с кондиционером, вай-фаем, медиаэкраном и USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. И общественный транспорт продолжает развиваться, становится не только более удобным, но и технологичным.

Так, в 2018 году на улицы Москвы выехали электробусы, частично заменившие автобусы и троллейбусы на 79 маршрутах. Электробус так же не вредит экологии, как трамвай или троллейбус, но передвигается почти бесшумно. Кроме этого, электробус можно зарядить на конечных остановках, что делает его более мобильным.

Электробус
Электробус в Москве
Фото: Alexey Bychkov/globallookpress.com

Какие транспортные технологии ждут нас в будущем? Как показывают исследования, точно более экологичные, возможно, беспилотные (да, беспилотные электробусы разработаны уже сейчас, но пока в тестовом режиме), работающие на машинном обучении и аналитике больших данных, способные предсказать, где произойдет авария, а где ввести новый маршрут.

С оплатой же за проезд все идет к тому, что либо появится единый билет на все виды городского транспорта (это реализуется уже сейчас), либо все будет еще проще – оплата смартфоном.

Но как бы ни развивался транспорт, в конечном итоге он выполняет свою главную функцию: каждый человек уверен в том, что в любой день ему удастся добраться до нужного места с точностью до минуты.

Подпишись на наш канал в Telegram