5 самых крупных ошибок родителей в воспитании и обучении детей

Не делайте так.
Полина Калинова
|
20 Октября 2020
Фото: LEGION-MEDIA

Чем старше становятся дети, тем больше заметны пробелы в их воспитании и обучении. Самые главные ошибки, которые совершают родители, собрал для вас в этой статье основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. Читайте и никогда не делайте этого. 

Ошибка первая и самая важная — не ставить цель. Именно от вас в большей степени зависит, каким будет ребенок. Школа и социум, конечно, тоже сыграют свою роль, но, в основном, личность (качества, убеждения, ценности, поведение) будет формироваться под вашим влиянием (через общение, воспитание и т.д.) и определять всю его дальнейшую жизнь. Следовательно, нужно иметь четкую цель, а не просто плыть по течению. 

Чаще всего я рекомендую родителям сделать простое упражнение — написать, каким вы видите своего ребенка в 18 лет. Сначала пропишите общую цель, а потом конкретизируйте, что он должен уметь делать, насколько самостоятельным ему следует стать, какие знания, навыки, качества, ценности хорошо бы иметь? Затем повесьте этот список на видное место и каждый раз, когда вы принимаете судьбоносное решение для детской жизни, сверяйтесь с ним.

Например, моя цель выглядит так:

Я хочу, чтобы ребенок был счастлив, во-первых. Во-вторых, я хочу быть полностью за него спокоен и уверен, что в 18 лет (если я его отпускаю без единого рубля в жизнь) ничего плохого с ним не случится: у него есть все навыки и качества, он умеет правильно принимать решения, может заработать и нормально прожить без моего контроля, поддержки, помощи, денег и т.д. 

Еще один полезный прием — честно ответить себе на вопрос: для кого этот ребенок растет. Для кого вы его родили? 

  • Есть вариант «для себя». Это значит, что вы делаете его удобным для себя, чтобы он отнимал меньше вашего времени, воплощал ваши желания и оправдывал ожидания.
  • Второй вариант — «для него самого». Это значит, что вы пытаетесь сделать его самодостаточным человеком, который должен жить самостоятельной жизнью (как взрослый).
Фото: LEGION-MEDIA

Ответьте на этот вопрос, и ваше поведение сразу изменится. Это одновременно простые и страшные психологические истины. Если вы ребенка постоянно одергиваете, пытаетесь сделать послушным и дисциплинированным, это автоматически приведет к тому, что он вырастет безынициативным и зависимым от чужого мнения. Как думаете, сможет ли он построить карьеру, добиться целей и реализовать свои желания? Нет, он будет слушать маму с папой и делать, то «что для него лучше». Когда желания родителей иссякнут, получится среднестатистический человек, который ни к чему не стремится, не умеет решать проблемы (которые однозначно будут возникать) и плывет по течению. Такой ребенок похож на тепличный цветок, который сломается от любого дуновения ветра, стоит только познакомить его с реальным миром. 

Но есть и положительные стороны. Он не будет бегать, кричать, требовать, хамить, доставлять родителям сильные хлопоты и тратить их нервы. 

Вторая ошибка многих родителей — ставить тактические задачи выше стратегической цели. Такой перекос в приоритетах вынуждает всю семью концентрироваться на том, что во второй четверти «нам всем» (чтоб не позориться перед соседями) по математике нужна «5». Родители и бабушки до ночи помогают ребенку с домашкой, нанимают репетиторов, треплют друг другу нервы, тратят ресурсы (деньги и время) только ради этой крохотной задачи. Это приводит к тому, что, тратя все силы на поднятие успеваемости, внимания на стратегическую цель (о которой мы говорили в первом пункте) просто не остается. По итогу ребенок выпускается из 11 класса с «4» и «5» по всем предметам и неврозами по всем фронтам. Родители воспринимают этот выстраданный выпускной как свою личную победу (вспомните, сколько таких героических мам вы знаете). В погоне за пятерками в дневнике у ребенка мало времени осознанно подойти к выбору профессии и прокачать важные для дальнейшей взрослой жизни навыки. Повторится ли этот «успех» в вузе? С большой вероятностью, — нет. 

Третий пункт вытекает из предыдущего. Что делать, если «этот оболтус» не хочет учиться и делать домашнее задание? Конечно, заставить, ведь сама по себе пятерка в журнале не нарисуется!  

Фото: LEGION-MEDIA

Что нужно ребенку, чтобы дальше самостоятельно учиться и зарабатывать?

  • высокий уровень самостоятельности;
  • любовь к обучению и понимание его полезности (повышать квалификацию не ради корочки);
  • умение учиться.

Заставлять что-то делать абсолютно правильно, с точки зрения тактической задачи. Что мы имеем? Он делает домашнее задание, вас не вызывают в школу. Получается, он — идеальный школьник, удобный и для школы, и мамы с папой, а вы — хороший родитель? Нет, а если вы наняли репетитора, который решает вопросы «домашки», то все еще хуже.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения стратегии для его дальнейшей жизни. Начнем с того, что никаких позитивных качеств «заставление» не вырабатывает. Третий закон Ньютона прекрасно работает и в образовании: «Сила действия равна силе противодействия». Наверняка многие думают, что он вырастет и поймет, что это было важно и нужно. Тем не менее, благодаря привычке заставлять учиться, мы имеем печальную статистику: только 2% людей после 25 лет систематически развиваются и обучаются без принуждения. Соответственно, мы получаем почти стопроцентную вероятность, что ребенок дальше сам учиться не будет никогда! Ценности в образовании он не видит.

В вузе вряд ли вновь удастся заставить учиться ребенка, который получил аттестат для родителей и мечтает больше никогда и ничему не учиться. Но даже законченный вуз не является залогом достойных зарплаты и работы в будущем. Как видите, пользы в такой тактике мало. Для человека важно найти любимое дело, к чему-то стремиться, знать, как достигать целей и постоянно совершенствоваться в профессии. И ничего этого простым «заставлением» вы не добьетесь. 

Выход один — сделать так, чтобы ребенок любил и хотел учиться. Даже если самые деятельные родители лягут костьми и обеспечат детям великолепное образование, качественно работать без самостоятельности и любви к обучению они не смогут.  Через 5–10 лет все знания устареют, потому что мир сейчас меняется очень быстро, и ребенок окажется посредственным исполнителем, повышающим квалификацию из-под палки. 

Фото: LEGION-MEDIA

Четвертая ошибка заключается в убеждении, что ребенок и так должен учиться. А задача создать ему мотивацию не принимается всерьез. Такая схема немного напоминает отбывание наказания за какое-то преступление. И теперь 20 лет ребенок обязан учиться. На самом деле он не понимает, кому и почему он должен, не получая никакой выгоды. Большинство взрослых, которые выросли, кстати, из таких же детей, почему-то бесплатно работать не хотят. Просто представьте, что прямо завтра, вы в течение 20 лет все свободное время будете посвящать какой-то бесплатной деятельности, которую ненавидите. При отсутствии позитивной мотивации даже отличник не выдержит и прекратит учиться.

С ребенком нужно договариваться. О том, как правильно это делать мы написали в статье. Одной из самых важных составляющих успеха я считаю сформированную в голове установку: «Я что-то делаю сам и получаю от этого результат». Большинство успешных людей в детстве это осознали и взяли за правило. Проблема в том, что дети делают уроки не ради поощрения, а чтобы не наказали. Негативная стратегия не работает. Никто не лишит конфет или смартфона взрослого человека за пропуск дедлайна. 

Ваша задача сформировать у ребенка позитивное убеждение, например: «Если я прочитаю книгу — получу новую игру» или «если за месяц пройду школьную программу по биологии на год вперед или выиграю олимпиаду — мне купят новую приставку». В жизни так и будет. За достижение целей он привыкнет награждать себя маленькими (и не очень) радостями и будет стремиться стать еще лучше. 

Кто-то может подумать, что таким образом избалует детей, но вы тоже в накладе не останетесь. Так уж вышло, что конфеты, игрушки и гаджеты мы покупаем детям просто так. Так начните отдавать это за какие-то достижения! Почему ребенку все должно доставаться бесплатно, если мы хотим научить его добиваться целей и нести ответственность? Поэтому мой совет прост: мотивируйте детей, и будет вам обоим выгода. 

Фото: LEGION-MEDIA

У большинства детей нет возможности нормально обучаться. Мы предполагаем, что школа и домашнее задание учат ребенка учиться и развивают его интеллектуальные способности. Но это не совсем так. Например, если человек 20 лет работает грузчиком, то по физической форме не сравнится с тем, кто год тренируется в спортзале по правильной системе.

Появление гаджетов, а также понижение сложности школьных предметов не способствуют развитию мозга детей. По статистике, речь, внимание, память у школьников лучше не становятся. Поэтому, чтобы детям нравилось учиться, у них должна быть возможность, и у них должно получаться. Что для этого нужно? Уметь запоминать и владеть инструментами правильного обучения. Тогда ребенок будет в состоянии не просто легко окончить вуз, а сделать это всего за 1 год. О том, как правильно развивать психические процессы и обеспечить удовольствие от обучения, вы можете прочитать здесь

Вот такие ошибки совершают родители, бабушки и дедушки каждый день. Чтобы их исправить, нужно помнить, что ребенок — тоже человек со своими желаниями, свободой выбора, достижениями и проблемами. Не бойтесь передавать детям ответственность и каждый день своим примером показывать, что значит быть взрослыми.  

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог