В селе Тихий Ключ в Ставропольском крае трагедия: 13-летняя Вита убила всю свою семью и пыталась покончить с собой. Ее чудом спас волонтер местной поисковой группы Виктор, после чего дело приняла следовательница Эльвира Бараева, для которой молчаливая девочка-убийца — настоящая загадка: что стало мотивом для столь жестокого преступления? Тем временем сюда же приезжает питерская судья Светлана Незнамова, у которой своя трагедия: ее склонная к депрессивным эпизодам приемная дочь Кира пропала в округе, уехав сюда искать своих настоящих родителей. Судьбы двух, казалось бы, несвязанных друг с другом девочек пересекаются в одной точке: существует некая организация, построившая бизнес на незаконной торговле детьми.
В зарубежных сериалах, как правило, практикуется «коллективный» подход к созданию сериалов: их снимает множество приглашенных режиссеров под руководством одного шоураннера, чтобы добиться, с одной стороны, единообразия в качестве, с другой — единообразия на протяжении всего хронометража. В России же наоборот — сериалы делает один-единственный режиссер, редко двое-трое, и они получаются либо одинаково безликими, либо в них виден почерк того, кто приложил руку. Режиссер Душан Глигоров и его постоянный соавтор Олег Маловичко уже давно выработали свой узнаваемый стиль: они делают мрачные, густые триллеры с высокой степенью реалистичности, в которых зло неотделимо от добра, как мясо от кости. Таким были «Хрустальный» и «Химера», такой получилась и «Трасса» — и есть ощущение, что пока что это лучший проект Глигорова (и один из лучших у Маловичко).
В «Трассе» присутствие зла ощущается постоянно: из новостных репортажей по телевизору, мрачных кавказских гор, которые хранят в себе множество тайн, даже из секс-работниц на, кхм, трассе, которых автор сих строк, сам выросший на Кавказе, ни разу не видел в дневное время за всю свою жизнь, но которые присутствуют в здешней атмосфере как тихие акторы беззакония. Фактура горной глубинки России очень зловещая и впечатляющая — снимали в том же Ставропольском крае, и трудно поверить, что здесь же снимали, например, солнечного «Чебурашку». Это не южная готика «ЮЗЗЗ», а, скорее, кавказский декаданс, в котором разлиты нераспознанные тревога и опасность. В общем, с местом действия попадание просто снайперское — а в таком сериале это чертовски важно.
Все здесь окрашено в оттенки серого и черного, поэтому проблески света редки и ценны: веснушчатая Кира в исполнении Елизаветы Ищенко исчезает почти сразу, остаются лишь ее мрачная мать, вечно понурая следовательница и грустные волонтеры, что прочесывают местные леса и горы в поисках пропавших людей. Да и среди них нет единомыслия: волонтера Виктора (неузнаваемый Александр Ильин-младший) на дух не переносят в его же родном селе, хотя казалось бы — человек делает благое дело. Но просто тут у каждого минимум по паре скелетов в шкафах, а большие шкафы, как известно, всегда громко падают. «Трасса» — мрачный, неуютный, пробирающий до мурашек триллер о зле как части всего сущего. И, к сожалению, из-за этого чертовски актуальный.