«Праведник» (2022) фото
«Праведник» (2022)
Фото: Кадр из фильма

«Праведник»: пронзительная история про ВОВ по реальным событиям

Без ура-патриотического угара, зато с честным разговором о том, что такое война.
Иван Афанасьев
|
15 Февраля 2023

Беларусь, 1942-й год. Партизанский отряд во главе с командиром, интеллектуалом Николаем Киселевым, успешно громит нацистский концлагерь. В ходе операции они освобождают 218 пленников, которые ранее попали сюда после бойни в еврейском квартале в Минске. Им некуда деться, и они прибиваются к своим спасителям, пускай тем это и не особо нравится. Через некоторое время Киселев получает задачу — отвести освобожденных в безопасное место. Он сильно сомневается в возможности исполнения этого приказа, ведь точка, которой им надо достигнуть, находится в полутора тысячах километров, а за ними по пятам уже идут нацистские войска, ведомые жестоким офицером Шмюкером, ненавидящим евреев.

«Праведник» (2022) фото
«Праведник» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Когда кино про Великую Отечественную превращается в парад нескончаемой гордости, кому-то это, безусловно, нравится, но мы, кажется, и так помним и будем помнить, какими усилиями далась победа в той войне. Куда важнее не забывать, какова, в общем, цена этой победы, измеряемая в человеческих жизнях. Поэтому, скорее всего, на «Праведника» люди не будут ломиться толпой — не такое это кино.

«Праведник» (2022) фото
«Праведник» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Фильм начинается с жесткой и бескомпромиссной сцены погрома в еврейском гетто — заодно и как напоминание о том, что подобные районы вообще в принципе когда-то существовали. Такое на витрину не выставишь. Поэтому у «Праведника» есть как минимум одно важное достоинство — он правдив настолько, насколько это возможно. Немного искусственной выглядит линия из времени современного, когда в 2005 году выживший в той бойне парень Мойше рассказывает о пережитом, но она абсолютно оправдана — как напоминание о том, о чем никогда нельзя забывать. Фильм очень красивый, живописный, но одновременно и очень жестокий, бьющий наотмашь — тут Сергей Урсуляк проявляет себя в очередной раз, как сильный и очень проницательный режиссер. И главное — не склонный к ура-патриотизму, губительному для фильма про геноцид.

«Праведник» (2022) фото
«Праведник» (2022)
Фото: Кадр из фильма

По той же причине он не превращает «Праведника» в условный блокбастер имени Александра Петрова, не дает одному герою затмить собой всех и превратить происходящее в аттракцион. Александр Яценко в роли Киселева — снайперское попадание: очень сильный актер, но при этом недостаточно «звездный», чтобы перетянуть внимание зрителя исключительно на себя. Другие актеры — от Марка Эйдельштейна, в очередной раз доказывающего, что он крайне интересный исполнитель, до любимчика режиссера Евгения Ткачука — все они играют в ансамбле, что совершенно необходимо этой сильной, полифонической истории. Вот такое кино достойно того, чтобы его показывать на уроках в старших классах — не восхвалять, а напоминать. О том, что война — это, в первую очередь, победа человеческого над нечеловеческим.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров