«Казнь», реж. Ладо Кватания
Фото: кадр из фильма

«Казнь»: мрачный российский триллер в духе «Груза 200»

Следователь ищет маньяка в позднесоветском СССР в дебютной картине клипмейкера Хаски и Манижи.
Иван Афанасьев
|
26 Апреля 2022
2021
триллер
Режиссер Ладо Кватания
Россия
IMDb6.7
Кинопоиск7.8
7.1

1991 год. Следователь милиции Исса Давыдов отмечает свежую подполковничью звездочку на погонах. Последние десять с лишним лет он вел дело о зверских убийствах девушек с сексуальным подтекстом, отчаянно пытаясь поймать маньяка – и, наконец, нашел и посадил его. Но приходит невеселое известие – обнаружилась выжившая жертва садиста, а, значит, мало того, что тогда Давыдов упек невиновного, так еще и убийца на свободе и продолжает зверствовать. Выехав на место преступления, следователь с коллегами находят подозреваемого – осталось всеми правдами и неправдами выбить из него показания. Но чем дальше заходит жестокий допрос, тем яснее становится, что в этом деле все куда сложнее (и страшнее), чем кажется.

«Казнь», реж. Ладо Кватания
Фото: кадр из фильма

Ладо Кватания, не так давно появившийся в очередном выпуске шоу недавно признанного иностранным агентом Юрия Дудя*, известен, в первую очередь, своими клипмейкерскими работами – например, на трек Хаски «Реванш», где актеры из «Петровых в гриппе» начинали за здравие за праздничным столом, а заканчивалось все за упокой кровавой баней (сам рэпер, кстати, снялся в «Казни» в небольшой роли). В общем, такой наследник дела Ильи Найшуллера – любитель посмаковать насилие. Но если «Хардкор» и «Никто» были кондовыми боевиками, то «Казнь» – это мрачнейший триллер в стилистике корейских работ, скрещенных с балабановской хтонью. Не советуем начинать понедельник с такого.

«Казнь», реж. Ладо Кватания
Фото: кадр из фильма

В остальном же дебютную работу Кватании можно смело советовать тем, кто сомневается, что в России могут писать хорошие сценарии – то, как Кватания и сценаристка Ольга Городецкая («Беги!») завернули банальный, на первый взгляд, сюжет про маньяка в позднесоветской глуши, заслуживает огромного уважения. Отдельное спасибо за то, что в фильме, как и положено, нет ни одного положительного героя – даже те, кто кажутся зайками, рано или поздно покажут клыки, обильно сдобренные чужой кровью (как минимум, из нервных клеток). «Казнь» несколько раз за два с лишним часа перестраивает маршрут, сбивает с толку, меняет интонацию – все для того, чтобы зритель почувствовал себя максимально дискомфортно. Вспоминается даже не приходящий на ум в первую очередь «Семь» Финчера, а, скорее, простите за каламбур, «Воспоминания об убийстве» – жуткое кино о том, как нелегко и неприятно быть отъявленной сволочью.

«Казнь», реж. Ладо Кватания
Фото: кадр из фильма

Но самое интересное – то, что роднит фильм с «Грузом 200», еще одной картиной об апокалиптическом СССР, что вот-вот распадется на колхозы и атомы. Исса Давыдов, главный спец по серийным убийцам, сам не так далеко ушел повадками, да и внешне, от тех, кого ищет – на первый взгляд, классический случай Ганнибала Лектера, ставшего копом, но и не совсем. Если вкратце, «Казнь» – это кино про бесконечный круговорот насилия на всем постсоветском пространстве. Маньяк из маньяка лезет и маньяками управляет – в фильме, кажется, все сошли с ума от смерти, безысходности и беспроглядного мрака. Ощущение полной безнадеги, за которой скрывается нечто еще более жуткое – не самый позитивный фон для нынешней обстановки. И, тем не менее, проверить себя на прочность стоит – как минимум, убедиться, что в России умеют делать действительно круто сваренное жанровое кино.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
{{ label }}






Новости партнеров