Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Несколько простых заданий для отработки у детей навыка смысловой догадки, являющегося первым этапом развития осмысленного скорочтения.
05 Ноября 2018
Фото: Fotodom.ru

«Ребёнок медленно читает, не понимает, о чём текст, возвращается к одним и тем же строчкам снова и снова, не умеет выделять главные мысли и отвечать на вопросы. В результате — не успевает по многим предметам, долго и мучительно выполняет домашнее задание, сильно утомляется и испытывает отвращение к книгам и чтению. Знакомая ситуация, не правда ли?» — говорит Гюзель Абдулова, научный редактор книги «Самый эффективный тренажёр по скорочтению» («АСТ»).

Как научить ребенка скорочтению

Умение читать действительно один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Но, к сожалению, целенаправленно этому учат только в начальной школе. Обычно педагоги используют усреднённые нормы техники чтения для этого возраста, разработанные ещё в советской школе.

В средних классах, в старшем звене, а также для взрослых нормы чтения и программы развития в России не разработаны. Зачастую человек всю жизнь читает со скоростью, достигнутой в начальных классах. Редко кто интуитивно осваивает способы и приёмы скорочтения.

Большинство взрослых читают со скоростью 120–180 слов в минуту при уровне понимания 50%, поэтому такие результаты считаются нормой. Существует даже мнение, что более быстрое чтение может навредить ребёнку. Мировой опыт показывает, что у нас есть внутренние резервы для повышения скорости и качества чтения минимум в 3 раза!

Чем раньше мы начнём заниматься с ребёнком, тем лучше будут показатели, а значит — успеваемость и качество обучения. Обратите внимание, что под скорочтением мы понимаем не только скорость прочтения текста, но главное — качество восприятия, глубину понимания и осмысления.

Правильнее было бы назвать это рациональным чтением, поскольку скорость и способ чтения выбираются в зависимости от цели чтения (выборочное, обучающее, чтение художественного текста и др.).

Смысловая догадка

Подготовка к скорочтению начинается задолго до того, как ребёнок пошёл в школу. Важно заранее создать устойчивый фундамент — достаточный уровень развития речи. Наиболее благоприятное время для этого — от полутора до трёх лет. Мы не читаем слова по буквам, мы их узнаём и понимаем. Если у ребёнка маленький словарный запас, то он не сможет усвоить прочитанное. Больше говорите с ребёнком, вводите новые слова, понятия, объясняйте значение слов.

В три-четыре года можно начинать знакомить с цифрами и буквами, готовить руку к письму. Речь становится всё более осознанной, мысли — ясными и оригинальными, идёт интенсивное развитие органов чувств, мелкой моторики пальцев рук. В пять-шесть лет пора осваивать технику чтения. Активно развивается воображение, в памяти накапливаются образы окружающего мира, ребёнок всё больше взаимодействует с людьми, осваивает нормы общения.

Уже в семь-восемь лет можно формировать навык смыслового чтения, так как достаточного уровня развития достигают мышление и произвольное внимание. Предугадывание, предвосхищение, или антиципация, — это свойство нашего мышления, которое помогает лучше и быстрее понимать текст. Умение быстро предугадывать буквы, слова и словосочетания непосредственно влияет на скорость чтения и глубину понимания, является основой беглого, правильного, осмысленного чтения.

При систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам называть слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам рассказывать текст. Именно в этом состоит секрет скорочтения. Когда это качество мышления хорошо развито, чтение ребёнка становится более динамичным, осмысленным, глубоким, уходят многие трудности, повышается интерес.

Пользоваться этим тренажёром можно, когда ребёнок читает уже 15–20 слов в минуту и может пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы. Начинаем занятия с простых текстов. Простые вопросы, которые сопровождают каждый текст, помогут проверить глубину понимания.

Очень важно, чтобы ребёнок занимался с удовольствием. Постарайтесь заинтересовать малыша, создайте непринуждённую обстановку. Отправляйтесь вместе в увлекательное путешествие в гости к буквам.

Тексты для отработки навыка смысловой догадки (Уровень 1)

1. Гусь и журавль (К. Д. Ушинский)

Фото: предоставлено издательством «АСТ»

Вопросы:

1. Чем гордился гусь?
2. Кто осудил гуся за то, что он хвастался?
3. Что посоветовал журавль гусю?

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху; нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит:
— Прямой ты, гусь, глупая птица! Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.

2. Зайцы и лягушки (Л. Н. Толстой)

Фото: предоставлено издательством «АСТ»

Вопросы:

1. Почему зайцы решили утопиться?
2. Кто испугался зайцев?

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

— И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем... Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!
И поскакали зайцы на озеро топиться.
Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду.
Один заяц и говорит: — Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего: они и нас боятся.

3. Рыбак и рыбка (Л. Н. Толстой)

Фото: предоставлено издательством «АСТ»

Вопросы:

1. Что предложила рыбка рыбаку?
2. Отпустил ли рыбак рыбку? Почему?

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.
Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

4. Васька (К. Д. Ушинский)

Фото: предоставлено издательством «АСТ»

Вопросы:

1. Как выглядит кот Вася?
2. Как кот относится к людям, а как — к мышам?

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.
У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся!
Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как вести себя родителю, если ребенок хамит?
Этот материал нам помогли подготовить мама 17 детей, общественный деятель, автор тренингов и книг, основательница Школы «МегаМамы», женский коуч, эксперт федеральных каналов Валентина Красникова и герой мультсериала «Команда «МАТЧ» Лев Борисович




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог