Полная версия сайта

Двойка по поведению

Потакать или игнорировать: как бороться с детскими капризами?

Ирина Чеснова

Как реагировать на детские капризы?

  • Разобраться с причиной и попытаться устранить ее (голодный — покормить, устал — уложить спать, перевозбудился — поиграть в спокойные игры, если малышу скучно — увлечь чем-нибудь, но это самое простое).
  • Опуститься на уровень ребенка и показать ему, что вы понимаете, как ему плохо, озвучить его «послание» («я знаю, что ты устал, мне тоже трудно, но пожалуйста, потерпи, ты сможешь!»). Прижать к себе, погладить, рассказывая при этом что-то увлекательное.
  • Переключить внимание («а что я тебе сейчас покажу!»), рассказать сказку или захватывающую историю («пока ты спал, приходил знаешь кто — маленький динозаврик, и представляешь, что он мне рассказал?»), начать играть в какую-нибудь игру или заняться чем-нибудь интересным — сначала даже одной, а любопытный малыш присоединится. Отличной «переключалкой» может стать пальчиковая гимнастика и логоритмика.
  • Учить ребенка разбираться в своих чувствах, управлять ими и выражать словами, а не капризами. Для этого нужно «проговаривать» за малыша его эмоции («ты расстроился из-за того, что…»), да и признаваться в собственных чувствах тоже («мне больно», «мне обидно», «сейчас я злюсь, но все равно люблю тебя»).
  • При визгах, «манипулятивной» истерике: не реагировать, прервать контакт с ребенком, уйдя в другую комнату, либо умыть холодной водой. В людном месте отвести малыша в относительно уединенное пространство (вариант — на улицу) и дать нарыдаться вволю, быть рядом, но в разговоры не вступать, требований не выполнять и не сдаваться!
  • При «капризном» плаче: дать выпустить первый пар, а потом обнять, выразить слова любви, увлечь чем-нибудь (например, начать собирать слезки в пузырек, «чтобы потом отправить его в волшебный лес Капризульке»).
  • При нытье: оставить одного (не демонстративно отводить в другую комнату, а просто молча уйти самим).
    Или покапризничать вместе («Можно я тоже с тобой поною? А давай, кто громче?»). Или пошутить: начать корчить рожицы, повторяя при этом «Смеяться нельзя, только не смейся!».
  • Если ребенок дерется: тут же пресечь и прижать его ручку к телу («нельзя бить маму, нельзя!»), но не бить в ответ. Если снова замахнулся, отправить в другую комнату (отойти) и на пару минут оставить одного.
  • Если ребенок что-то хочет, а ему отказывают, проявить решительность, настаивать на своем: «нет — значит нет!» Здесь очень важны твердость и последовательность.
  • Если капризы принимают хроническую форму, задуматься: что не так? Что хочет сказать ребенок, а я не понимаю? Что его не устраивает?

Неэффективные методы борьбы с капризами:

  • Уговоры и увещевания (бесполезно — они лишь подливают масла в огонь);
  • Сравнение с кем-либо из «хороших» детей (не менее тщетно, да еще и обидно);
  • Взывание к совести (у детей ее нет);
  • Выполнение требуемого (малыш теперь знает, как добиться желаемого);
  • Угроза наказания и претворение ее в жизнь (ребенку плохо, а его за это еще и шлепают, а потом в угол ставят);
  • Крики, ответное раздражение или гнев (малыш лишь укрепляется в мысли, что его не понимают);
  • Бойкот, отвержение — «уходи, я тебя такого не люблю!» (в психологии считается одним из самых жестоких вариантов обращения с ребенком);
  • Попытки надавить на ребенка, требовать от него безусловного послушания, заставить сделать так, как нам надо (и получить в итоге «трудного подростка» или безвольного, не уверенного в себе, несамостоятельного человека).
Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или