«Жестокий романс»: катастрофа на фоне Костромы

Как Эльдар Рязанов превратил «Бесприданницу» в хит кинематографа.
Ирина Данилова
|
27 Января 2009
Еще читая «Бесприданницу», Эльдар Рязанов знал, кто сыграет главные мужские роли: Андрей Мягков — Карандышева, Никита Михалков — Паратова
Еще читая «Бесприданницу», Эльдар Рязанов знал, кто сыграет главные мужские роли: Андрей Мягков — Карандышева, Никита Михалков — Паратова
Фото: Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Не каждая актриса может похвастаться таким дебютом, как у Ларисы Гузеевой. В первой же своей роли она стала возлюбленной Никиты Михалкова, едва не вышла за Андрея Мягкова, вскружила голову Алексею Петренко. И все это под чутким руководством Эльдара Рязанова, превратившего «Бесприданницу» Островского в «Жестокий романс»… Сентябрьским вечером 1983 года снимали сцену из «Жестокого романса», когда Карандышев (Андрей Мягков), узнав, что его невеста уехала на «Ласточку», нанимает лодку и отправляется следом.

По сценарию на фоне лодки с Мягковым красиво проплывает колесный буксир «Самара». Как вспоминал Эльдар Рязанов, сцена предполагалась несложная. Однако первый дубль вышел невыразительным, лодка и буксир прошли друг от друга слишком далеко. А вот второй едва не поставил на съемках картины крест. Мягкова попросили подплыть поближе к судну, а капитану дали указание от лодки не отдаляться. Актер взялся за весла и с командой «Мотор!» принялся яростно грести в сторону «Самары», но поскольку сидел спиной к ней, не видел, что происходит сзади. На берегу же через несколько мгновений поняли: катастрофа неминуема, стали кричать отдаляющемуся актеру, но из-за шума лопастей пароходного колеса тот ничего не услышал.

Дело в том, что огромные, трехметровые чугунные лопасти образовали сильное течение, вроде водяного вихря, засасывающего под пароход все. Лодка с Мягковым за считаные секунды исчезла с поверхности воды. Капитан скомандовал «стоп машина», но это ничего уже не могло изменить. Все замерли, не зная, что предпринять. Через какое-то время на поверхность стали всплывать щепки, доски, сломанное весло... И вдруг в нескольких метрах от «Самары» вынырнул Мягков! Первым его заметил местный мальчишка, который закричал: «Смотри, а дядя-то лысый!» — в воде с актера слетел парик… На удивление, на артисте не оказалось ни одной царапины. Окоченевшего героя (вода была не больше 10 градусов) быстро переодели и отправили отогреваться на другой корабль, где был горячий душ.

С тех пор Андрей Мягков справляет два дня рождения: один — когда появился на свет, второй — 20 сентября, когда чудом спасся.

Завершив работу над «Вокзалом для двоих», Эльдар Рязанов искал материал для нового фильма. Мечтал о «Мастере и Маргарите», затем — о «Дорогой Елене Сергеевне» по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Однако запуститься ни с той, ни с другой картиной не удавалось. И он засел за чтение классиков, надеясь отыскать свою тему. Куприн, Бунин, Островский... «Я прочитал «Бесприданницу» как вещь свежую, — вспоминает Рязанов. — Память моя не была отягощена дотошным знанием пьесы, историей ее создания, и она мне очень понравилась.

Фото: Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Решил: надо снимать!»

Еще во время прочтения режиссер четко представил, что Паратова будет играть Никита Михалков, а Карандышева — Андрей Мягков. Получив их предварительное согласие на работу в будущей картине и разрешение на экранизацию, Эльдар Александрович засел за сценарий. Довольно скоро режиссер определился и с другими актерами: Вожеватов — Виктор Проскурин, Кнуров — Алексей Петренко, Огудалова — Алиса Фрейндлих. Дольше всего искали исполнительницу роли Ларисы. По режиссерской задумке ее внешность должна быть такова, чтобы с первого взгляда стало понятно, почему к девушке неравнодушны столько мужчин. На пробы приходили студентки и выпускницы театральных и киновузов из разных городов. Конкуренцию им составила студентка последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лариса Гузеева, появившаяся на пробах в рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета.

При этом девушка курила «Беломор» и сквернословила. На свою героиню Гузеева стала похожа только после того, как ей изменили прическу и переодели в подобающее платье. Режиссер был доволен: «У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура... Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые будут окружать ее во время съемок…»

Первый съемочный день был назначен на конец июля 1983 года в кропоткинских переулках Москвы. Именно там началась работа над сценами в доме Карандышева.

Художник картины отыскал в том районе старинный особняк с сохранившимся двориком и каретным сараем. И несколько дней группа не давала спокойно жить законным жильцам дома. Впрочем, и большинство других объектов «Жестокого романса» — не декорации, а подлинные места: колесный пароход, старинный вокзал, дебаркадеры, улицы Костромы, куда группа переехала в начале осени. «Реальность парохода (он был построен в начале века и нами только чуть поддекорирован), подлинность его фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло еще и двигаться по Волге, придавали действию ощущение всамделишности», — вспоминает Рязанов. Даже туман, застилающий реку и корабль в конце второй серии, — настоящий. Приступая к съемкам, режиссер предполагал снять трагические кадры «Жестокого романса» именно в такой атмосфере, только для ее создания требовались дым-машины.

Но в один из съемочных дней город и реку заволокло таким туманом, что Рязанов быстро переиграл рабочие планы и снял финал. В картине только две декорации — дом и двор Огудаловых. Последний был выстроен на берегу Волги в Костроме, а интерьер дома воссоздавался уже на «Мосфильме». Есть в «Жестоком романсе» и еще одна кинематографическая обманка, но связана она уже с главной героиней. Дело в том, что на приемке картины членам худсовета пришелся не по вкусу голос Ларисы Гузеевой — по их мнению, ее тембр не подходил к образу Ларисы. Поэтому в картине за актрису говорит Анна Каменкова, а романсы, в том числе и «А напоследок я скажу…» исполняет Валентина Пономарева. Зато нет никакой обманки со знаменитым «Мохнатым шмелем» — его исполняет Никита Михалков.

Съемки этого эпизода едва не стоили Андрею Мягкову жизни
Съемки этого эпизода едва не стоили Андрею Мягкову жизни
Фото: Riverfleet.ru.

И вот уж сколько лет прошло с октября 1984 года — выхода картины на экраны, а случается, кто-нибудь да попросит Никиту Сергеевича исполнить свой хит…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог