В 1938 году режиссер Орсон Уэллс устроил самый громкий скандал в истории СМИ. Он сделал радиопостановку фантастической эпопеи Герберта Уэллса «Война миров» в форме «репортажа в прямом эфире». Трансляция «новостей» вызвала массовую панику в Нью-Йорке: люди поверили в нашествие марсиан на Землю. В результате в Америке были ужесточены законы радиовещания.
«Переплюнуть» Уэллса никому не удавалось, но над проблемой массового запугивания размышляли многие. Альфред Хичкок внес свою лепту, придумав психологический саспенс (от англ.
suspense – «напряжение») «Психо». Свое слово сказал Джонатан Демми, увековечив Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят». Затем настало время целой серии «Звонков» и «Проклятий». Но с каждым разом создателям мистических хорроров становилось все труднее удивить зрителя и, что самое главное, хорошенько напугать его.
Очередной переворот совершили малобюджетные хорроры «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление», снятые любительскими камерами как мистификации документальных лент. А еще создатели подобных историй, как, например, режиссер Олатунд Осунсанми, снявший картину «Четвертый вид», заманивают зрителя обещаниями: «Фильм основан на реальных показаниях пациентов».
Пациентов действительно будет много.
А доктор на них на всех одна – Мила Йовович. То есть она вроде как не совсем доктор, а играет свой прообраз. По крайней мере, именно так объявит о себе актриса в первую же минуту. Дальнейшее перемешается в трех измерениях: вот психиатр Эбигейл Тайлер вспоминает, какой она была 10 лет назад. Потом доктор вернется в прошлое и там уже окончательно раздвоится перед домашней камерой на Милу Йовович и Эбигейл Тайлер.
А еще будут сны: они пугают доктора своей неясностью, необъяснимостью, загадочностью. Они снятся доктору, снятся актрисе. И, что хуже всего, снятся пациентам, которых обязательно надо вылечить: их состояние нестабильно, каждый рассказывает о контактах с инопланетянами и… белыми совами. Поможет случай и оставленный на ночь включенным диктофон: утром доктор обнаружит на пленке странные и страшные звуки.
Хоррор превратится в черную комедию, как толькой самый великий эксперт Америки сообщит Тайлер, что голоса разговаривают «на древнем шумерском языке».
Видимо, в эмоциональном порыве он забыл, что современного шумерского не существует. Зато убедительно продемонстрирует, что шумеры общались с инопланетянами через полеты друг к другу в гости на ракетах. И даже барельефы в доказательство приведет со скафандрами и космическими кораблями.
Только, видимо, весь чужеродный интеллект ушел на строительство ракет, потому что за истекшие 4,5 тысячи лет с момента завоевания шумеров Вавилонской империей, инопланетяне ни одним языком не овладели. Вот и стонут они теперь протяжно по-шумерски в снах землян, отчего те то с ума сходят, а то и вовсе исчезают.
Так что нелегко доктору придется.
А с ней и всей съемочной группе: по условиям жанра саспенс здесь нагнетается полнейшим отсутствием спецэффектов и сцен насилия. Он как будто максимально приближен к повседневной жизни, но порой возникают проблемы с достоверностью. Конечно, непревзойденными мастерами этого подвида хоррора всегда были японцы, но небольшой бюджет не позволил шиковать.
Так что режиссеру осталось последнее средство – рассказы пациентов о ночных кошмарных криках, после чего и сами они под воздействием неведомой силы примутся издавать дикие истошные вопли. К умению этих актеров кричать, кстати, претензий никаких.
Ради атмосферы таинственности и ужаса и не на такое пойдешь. Тем более, что ни одного факта похищения режиссеру заснять так и не удалось.
Впрочем, ради рассекающего ночную тишину крика, а также ради лицезрения доктора Милы Йовович надо купить билет на «Четвертый вид».