Стивен Спилберг: «Я еще недостаточно взрослый»

Королю Голливуда пока не удалось побить рекорд и стать трехкратным обладателем золотой статуэтки...
Бруно Лестер/IFA — специально для «7Д»
|
07 Марта 2013
Фото: ALL OVER PRESS

Королю Голливуда пока не удалось побить рекорд и стать трехкратным обладателем золотой статуэтки в номинации «Лучший режиссер». Зато Дэниел Дэй-Льюис, получивший «Оскар» за роль мистера президента в картине «Линкольн», сумел «расколдовать» киноакадемиков — до сего дня актерам из фильмов Спилберга «Оскаров» не вручали.

Больше сорока лет этот человек с завидным успехом «рулит» в Голливуде, снимая свои легендарные хиты. За это время Стивен Спилберг выступил более чем в 130 проектах в качестве продюсера — в том числе в блокбастерах, ставших хитами других режиссеров. На последней оскаровской церемонии его новый фильм «Линкольн» получил 12 номинаций. Правда, в результате картине досталось лишь два «Оскара» — за лучшую мужскую роль и работу художников. Но 66-летнему Стивену Спилбергу грех жаловаться: его выдающиеся заслуги перед кинематографом оценили в Голливуде, еще когда ему было всего 40 лет, вручив награду, учрежденную в честь одного из основателей «фабрики грез» — знаменитого продюсера Ирвинга Тальберга.

— Вы снимали фильмы о холокосте, о рабстве, об обеих — Первой и Второй — мировых войнах.

Теперь вот Линкольн. История — ваш любимый предмет?

— Да, это так. Мы слишком, на мой взгляд, заняты судорожным потреблением современности, поэтому я и стараюсь снимать картины на исторические темы — ведь без понимания своих предков, прадедушек и прапрадедушек, невозможно осознать, кто мы сами такие. Я стал гораздо более политизированным с тех пор, как у меня родились дети. А Линкольн произвел на меня впечатление уже в шесть лет. Когда отец привез меня в Вашингтон и привел к его мемориалу. Я умудрился заглянуть в глаза этой огромной фигуре и почувствовал свою связь с ним. Хотите верьте, хотите нет. Как политиком я заинтересовался Линкольном, уже будучи студентом.

На съемках фильма «Челюсти». 1975 г.
На съемках фильма «Челюсти». 1975 г.
Фото: ALL OVER PRESS

— И полагаете, что фильм об этом непростом политике, который должен был принимать очень жесткие решения в очень сложные времена, может чему-то учить людей? То есть вы как режиссер берете на себя такую ответственность?

— Да, беру. Точно по этой же причине я решил снимать в свое время «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Мюнхен». Они для меня важны не только как для режиссера, но прежде всего волнуют как человека. Такие фильмы должны учить, вызывая определенный катарсис у зрителя — когда он обнаруживает что-то ранее ему неизвестное, о чем он даже и не думал никогда. Никакой проповеди. Кино должно развлекать в любом случае — но может заставить еще и о чем-то задуматься. Думаете, я снимал «Список Шиндлера», надеясь хоть на малейший коммерческий успех?

Ничего подобного. Уверен был, что не заработаю и доллара. Но мне необходимо было рассказать эту историю. А уж тот факт, что фильм оказался успешным во всех отношениях, что ж, это очень приятно.

— Правда, что отчасти на этот проект вас вдохновило примирение с отцом? (Родители Спилберга развелись, когда ему было 14 лет, и он винил в этом отца и не общался с ним очень долгое время. — Прим. ред.)

— Одно из преимуществ работы в кино — возможность психологически себе помочь, позволяя другим людям переживать твои собственные страдания и травмы, а потом самому поразмышлять об этом как бы со стороны. Я был типичным ребенком, испытавшим все последствия развода родителей, и поэтому тема детей, разлученных с отцами или матерями, очень часто присутствует в моих картинах, начиная с «Инопланетянина».

Последние же лет 20—25 — с тех пор как в моей жизни начался процесс примирения с отцом — уже эти позитивные изменения отражаются в фильмах, которые я снимаю или продюсирую. Яркий тому пример — «Спасти рядового Райана». Я, в сущности, фильм посвятил отцу, он ветеран Второй мировой войны и очень много мне о войне рассказывал. Он и его друзья. Хотя это — трудные воспоминания…

— Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший Линкольна, известен своим почти маниакальным погружением в образ героя. Говорят, он требовал, чтобы в процессе съемок все, в том числе и вы, обращались к нему не иначе как мистер Линкольн?

«Инопланетянин» («Е.Т.»). 1982 г.
«Инопланетянин» («Е.Т.»). 1982 г.
Фото: ALL OVER PRESS

— Да, так и было. Дэниел действительно очень серьезно относится к своей работе, и его немало волновало окружение и соответствующее поведение участников съемочной группы. Но все же легенды о Дэниеле сильно преувеличены и раздуты обыкновенными сплетнями и домыслами. Во всяком случае, спиритических сеансов, чтобы связаться с Линкольном, мы точно не устраивали. (Смеется.) Да, и заодно уж напишите, что костюмеры не облачали меня каждое утро перед началом съемок в наряд того времени. Нет-нет, я был в собственной одежде. (Смеется.) А то об этом тоже немало судачили. Дэниел славится еще и тем, что его очень трудно уговорить сниматься. Но в моем случае он превзошел сам себя. Почти шесть лет он категорически отказывал мне. А впервые я к нему обратился еще раньше — лет восемь-девять тому назад.

Шли годы… (Смеется.) У меня какое-то время продолжался вполне успешный «флирт» с Лиэмом Нисоном по поводу роли Линкольна. Но потом мы оба с ним решили, что лучше нам заняться другими делами. Наконец, когда я сам был полностью удовлетворен сценарием (концепция и авторы за эти годы поменялись), а Дэниел все равно отказался даже его прочитать, ему позвонил мой хороший друг Лео Ди Каприо и сказал: «Дружище, пересмотри свою позицию. Стивен не хочет и не станет снимать фильм без тебя». И Дэниел внял его словам, к счастью. Прочитал сценарий, потом книгу о Линкольне, права на которую я приобрел много лет И только тогда закончился долгий процесс моего ухаживания — Дэниел принял предложение. (Смеется.)

— Интересно, вам еще когда-нибудь приходилось так долго уговаривать актера сняться у вас, у Стивена Спилберга?

— Нет, такой кампании мне еще не доводилось вести.

Обычно я, кстати говоря, спокойно принимаю отказы.

— А еще какие-нибудь были условия с его стороны?

— Да. Дэниел предпочитал общаться по всем вопросам только со мной — в любое время дня и ночи. Тет-а-тет. Ни со сценаристом, ни с нашим продюсером Кэтлин Кеннеди, моей давней подругой и соратницей, он не разговаривал и ничего не обсуждал. «Это очень личное дело, а когда больше двух — это уже некий комитет. Компания. При всем уважении ко всем участникам» — вот его точка зрения. (Смеется.)

— Вы выиграли два режиссерских «Оскара» — за фильмы «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Надеялись получить еще одного за «Линкольна»?

— Нет, я никогда не возлагаю каких-то особых надежд на подобного рода оценку своих фильмов. Как только начинаешь надеяться на специальные комплименты и похвалы, сам себя возносишь на вершину, с которой было бы больно падать. Каждый раз, когда я узнаю, что номинирован за свою работу, испытываю одно лишь удивление. Потому что я безмерно благодарен судьбе, что имею возможность заниматься любимым делом — снимать фильмы. Это для меня самое важное.

— Вы попали в кинобизнес, в Голливуд фактически с черного хода, с помощью обмана даже...

— Ну да, еще совсем юнцом, обрядившись в костюм и с кейсом в руках, мне удавалось обмануть охранников и проходить на студию «Юниверсал» под видом одного из служащих. И так я делал много дней подряд — уже оказавшись за воротами, бродил по съемочным площадкам и мечтал там работать. Эта моя эпопея закончилась хеппи-эндом только благодаря тому, что глава студии (как-то мне удалось к нему пробиться) посмотрел мою короткометражку, сделанную в колледже, она ему понравилась, и я получил контракт. Типичная история Золушки.

— Самый первый кассовый успех вам принес фильм «Челюсти» — он же чуть не разрушил вашу едва начавшуюся карьеру...

— Да, я думал, что меня уволят во время этих кошмарных съемок. Это было настоящим безумием с моей стороны снимать такой фильм не в одном из специальных бассейнов на студии (как предлагали), а в океане, не приняв в расчет течение, ветер, чудовищные волны и необходимость во всем этом стихийном кошмаре управляться с механической акулой.

До меня такая безрассудная глупость никому и в голову не приходила. Съемки заняли почти девять месяцев. На студии мою голову осыпали проклятиями. Чудо, что мне удалось закончить эту работу.

— Зато какой успех — до сих пор фильм входит в списки самых любимых картин у зрителей всего мира, и реально это был фактически первый блокбастер в истории Голливуда. Не меньшим прорывом стал фильм «Инопланетянин»...

— Между прочим, я до сих пор горжусь «Е.Т.»

Дэниел Дэй-Льюис и Салли Филд в драме Спилберга «Линкольн». 2012 г.
Дэниел Дэй-Льюис и Салли Филд в драме Спилберга «Линкольн». 2012 г.
Фото: ALL OVER PRESS

(«Инопланетянин». — Прим. ред.) едва ли не больше всего другого. До того как я справился с «Челюстями», все мои попытки завести разговор о том, как хорошо было бы сделать фильм о летающих тарелках, не вызывали ничего, кроме смеха, — я ведь был никто, один из тех многочисленных новичков-режиссеров, которых обычно увольняют после первого же доверенного им проекта. Работа с тремя детьми-актерами в «Инопланетянине» заронила в моем сердце желание самому стать отцом. И спустя три года у меня родился первый ребенок. (Сын Макс Сэмюэл от первой жены Эми Ирвинг, с ней Спилберг развелся в 1989 году. Развод был одним из самых дорогостоящих по тем временам в Голливуде, Спилберг заплатил Эми более 100 миллионов долларов по брачному договору, который был написан на салфетке в ресторане, где они ужинали. Со своей второй женой, актрисой Кейт Кэпшоу, он познакомился, когда пригласил ее сниматься в фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы», поженились они в 1991 году. — Прим.

ред.) Сейчас у меня семеро детей.

— В свое время вы могли стать режиссером культовых фильмов о Гарри Поттере и «Человеке-пауке» — вам же предлагали...

— Если вы имеете в виду, жалею ли я, что не согласился, мой ответ «нет». Единственный фильм, который я не снял и о чем горячо до сих пор сожалею, — «Человек дождя». У меня тогда была договоренность с Джорджем Лукасом, и я не мог его подвести и уйти с третьего фильма об Индиане Джонсе.

— Вы недавно сказали, что больше не хотите снимать блокбастеры, экшен-фильмы...

— Я даже во сне могу теперь снять любой такой фильм. Не вставая с постели. Хочу снимать разнообразные картины. Следующая моя работа — «Робокалипсис» — большое зрелищное научно-популярное кино о будущем, способное удовлетворить огромное количество зрителей.

— А что заставляет вас по-прежнему так много работать?

— Если мне попадаются хорошие истории, я хочу снимать кино. Дети мои выросли, они уже больше не требуют столько внимания и заботы, лишь младший сын по-прежнему живет с нами. Но еще недавно семья была для меня на первом месте. Был период, когда я года три ничего не снимал.

— Что вы любите делать просто для удовольствия, помимо любимой работы?

— Ходить в кино, все мои лучшие друзья — режиссеры и сценаристы, так что смотреть приходится немало фильмов. (Улыбается.) Люблю смотреть баскетбол, играть в компьютерные игры и говорить о политике. Но с таким количеством детей я предпочитаю проводить время с ними. Даже сейчас, когда они выросли. У нас есть небольшое ранчо, где содержат лошадей. Мои дети и жена очень увлечены лошадьми, они все прекрасные наездники. А младшая дочь Дестри даже участвует в соревнованиях. Ездит по всей стране, я очень ею горжусь. Именно она убедила меня, уговорила, заставила, можно сказать, взяться за съемки фильма «Боевой конь». «Папа, ты должен это сделать для меня. Ты знаешь, что для меня значат лошади». (Улыбается.) Я же в основном любуюсь этими удивительными созданиями со стороны, хотя могу и разгрести навоз в конюшне.

Но вот Харрисона Форда из меня явно не получилось. (Улыбается.)

— А что вы не любите делать?

— Как ни странно — читать. Я — типичный продукт поколения, выросшего на телевидении. А еще я терпеть не могу кофе. За всю жизнь не выпил ни одной чашки.

— Как-то вы признались, что чувствуете себя «большим ребенком». Это по-прежнему так?

— Да, я и есть большой ребенок. Всю жизнь им был. И не хотел взрослеть. Когда повзрослею, вырасту, сразу же перестану снимать кино. Но у меня нет не малейших намерений это делать. К счастью, эта работа позволяет долго оставаться молодым.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог