Юлия Снигирь и Аня Чиповская стали сестрами. Это произошло не в реальной жизни, а на съемках 12-серийного фильма «Хождение по мукам». Картина, которую снимает режиссер Константин Худяков для канала НТВ, — третья по счету экранизация одноименной трилогии Алексея Толстого (действие романа охватывает переломный момент российской истории — от начала Первой мировой до окончания Гражданской войны). В версии 1950-х в роли старшей сестры Кати Булавиной блистала Руфина Нифонтова. А в сериале 1970-х младшей сестрой Дашей стала молодая Ирина Алферова. Снигирь и Чиповская не побоялись вступить в творческое соревнование с легендарными актрисами. Еще одной красавице — Светлане Ходченковой — досталась роль эксцентричной футуристки Елизаветы Расторгуевой, описанной в романе довольно иронично. В других ролях заняты Павел Трубинер (он сыграет влюбленного в Катю Рощина), Леонид Бичевин (муж Даши, Телегин), Евгений Стычкин (батька Махно), Антон Шагин (поэт-декадент Бессонов), Андрей Мерзликин, Владимир Кошевой, Александр Галибин…
Чтобы воссоздать эпоху столетней давности, создателям картины пришлось потрудиться. Художница по костюмам Ирина Иванова пересмотрела десятки модных журналов начала XX века: «Изучив материал, мы все-таки решили делать не точные, «нафталинные» копии нарядов того времени, а их стилизацию. Опирались на силуэты эпохи модерн, ее цвета — оливковый, сиреневый, фиолетовый, но сделали костюмы более современными и приспособленными для работы. К примеру, тогда на пике моды были шляпы с громадными полями. Для съемок они крайне неудобны: закрывают лицо, создают тени. Неудивительно, что Аня Чиповская сразу категорически отказалась от таких «аэродромов». Мы учли ее просьбы и сделали поля у шляп поменьше. Для двух главных героинь приготовили более сорока туалетов».
Что касается интерьеров, то большинство сцен мирной жизни удалось снять там, где они и происходили в романе. «В Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, еще сохранились дома, в которых нетронутыми остались столетние двери, ручки, рамы, штукатурка и даже обои, — рассказал художник картины Сергей Филенко. — Но иногда все-таки приходилось убирать приметы современности: прятать кондиционеры на домах в специальные ящики в цвет стен, закрывать современные вывески рекламой столетней давности».
«Южные», военные сцены романа снимали в Пятигорске. Дело в том, что в окрестностях города-курорта есть и степи, и предгорья, так что практически в одном месте можно снять и описанные в романе Толстого горы Галиции, и хутор батьки Махно. «А еще оказалось, что в этом регионе развито коневодство — есть и свой конезавод, и ипподром, — рассказывает художник-постановщик. — А в нашей картине — массовые батальные сцены с участием конницы. Когда о съемках узнала местная казачья община, она предоставила нам десятки «артистов», которые прекрасно держатся в седле, владеют оружием и к тому же явились на съемки полностью экипированными — в традиционном казачьем обмундировании!»
После пятигорского блока съемочная группа «Хождения по мукам» отправится в Ригу. Этому городу предстоит изобразить сразу несколько объектов: и Крым, и Париж, и Москву, и Самару (роль Волги исполнит местная река Даугава). Нашелся в столице Латвии и древний речной пароход, и даже старинная железная дорога, которая сейчас используется как туристический аттракцион. Так что эпоха Первой мировой войны и революции в сериале будет воссоздана очень достоверно. Дело за артистами и режиссером — новая интерпретация романа Толстого обещает стать событием в российском кино.