31-ый Московский Международный кинофестиваль преподнес настоящий подарок поклонникам музыкального и биографического кино – на большой экран выпустили фильм «Кадиллак рекордз». Тот самый, что пару месяцев назад, минуя кинотеатры, сразу вышел на DVD. Но внезапно организаторы ММКФ решили пригласить почетным гостем кинофорума Эдриана Броуди, а тот возьми да и согласись. Страну Россию посмотреть и свое кино в рамках фестивальной программы «Гала-премьеры» показать – зачем отказываться.
И нам приоткрылась еще одна страничка истории музыки. После войны «Кадиллак» с хромированными бамперами был пределом мечтаний всякого американца. Что уж говорить о случайно затесавшемся в большом городе полунищем польском еврее Леонарде Чеззе (Эдриан Броуди). Что делать, если он пообещал любимой именно эту машину? Только, пройдя сквозь сказку о Золушке, купить даме сердца обещанное авто. Но что значат деньги, зачем нужны самые дорогие машины? Ведь «Кадиллак» – это всего лишь символ престижа, власти, уверенности в том, что мечты при особом упорстве обязательно сбываются. И для достижения главной цели Лео придется немало потрудиться в своем клубе для черных. И это в те времена, когда черных не пускали в большинство заведений, когда Кинг еще и не начал бороться против расизма, когда кое-кто не брезговал наработками ку-клукс-клана.
Чезз не просто держит клуб, но начинает записывать негритянскую музыку, а в качестве поощрения – покупать лучшим из лучших все те же «Кадди».
Так возникла звукозаписывающая компания «Chess Records». Так мир узнал о том, что есть такие великие исполнители ритм-энд-блюза как Мадди Уотерс, Литтл Уолтер, Чак Берри, Хоулин Уолф, Этта Джеймс, Вилли Диксон.
Словом, на экране промелькнула история взлета, падений, разочарований, предательств и великой веры. При том что «Кадиллак рекордз» приятно поражает совершенным отсутствием пафоса и по отношению к главным героям, и в подаче фактов.
Еще меньше пафоса оказалось у главного актера – Эдриана Броуди: после первого показа на фестивале оскароносец пришел пообщаться с журналистами.
– Эдриан, вы действительно любите музыку 50-х?
– Музыка играет важную роль в жизни каждого человека.
Это универсальный язык, который переносит нас в другой, совершенный мир, дает бесчисленное количество положительных эмоций. Так получилось, что в «Пианисте» я играл музыканта, теперь в «Кадиллак рекордз» – продюсера, связанного с шоу-бизнесом. Музыка 50-х годов оказала огромное влияние: ее интонации звучат во всей современной музыкальной культуре. Я и сам очень люблю блюз и никогда не расстаюсь с записями Джона Ли Хукера, Мадди Уотерса.
– Ваш герой дарит своим исполнителям «Кадиллаки».
Разве настоящие продюсеры не должны быть очень жесткими людьми?
– Это жесткий бизнес. И преуспевают в нем люди с соответствующим складом характера. Но в целом эпоха 50-х была романтичнее современной действительности. Мой герой искренне любит музыку, а «Кадиллаки» он раздает талантливым исполнителям в качестве авансов, в счет будущих заработков. Чезз понимает своих музыкантов. У них много общего: он и сам выбился в люди из нищеты – эмигрант, которому удалось стать успешным продюсером.
– В вашем фильме драматическую и важную роль сыграла Бейонсе. Как вам с ней работалось?
- Все было прекрасно. По ходу работы мы настраивались на нужный лад. А одна сцена – ближе к финалу – останется в моей памяти на всю жизнь.
Мало того, что в ней прекрасная Бейонсе исполняет потрясающую композицию, она ее пела специально для меня. И я был потрясен этой красотой и мощью ее голоса.