Константин Хабенский: о звездной болезни, воспитании детей и полетах в космос

Актер, который крайне редко дает интервью, сделал для нас исключение.
Евгений Миронов и Константин Хабенский
Евгений Миронов и Константин Хабенский в космической драме продюсера Тимура Бекмамбетова «Время первых». 2017 г.
Фото: BAZELEVS

«Известность свалилась на меня внезапно, я был не готов. Была ломка от большого ко мне внимания, от физической усталости, недосыпа. Происходило что-то странное на уровне физиологии. Неприятная штука, непонятная. Нормальный человек не может привыкнуть к слишком большому вниманию к себе…» — говорит Константин Хабенский.

— Константин, на экраны выходит большой космический фильм «Время первых» — о том, как космонавт Леонов и его напарник Беляев в 1965 году совершили полет, во время которого был осуществлен первый выход в открытый космос. Вы играете Павла Беляева. Это очередной продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, в чьих проектах вы уже не раз снимались. Я так понимаю, он любит работать с одними и теми же людьми…

— Сначала был «Ночной...», потом «Дневной дозор»… Совместных проектов с Тимуром действительно было много. Но собирать своих людей — это нормально. Вот вы бы согласились встретиться второй раз с человеком, который вам неприятен? Нет…

— Было что-то экстремальное на съемках «Времени первых»? Ведь фильм о космосе, ваш герой Беляев — командир космического корабля, это все так далеко от обычной жизни…

— Все что угодно можно назвать экстремальным. Время, проведенное в капсуле (а это продолжалось не один месяц), — тоже достаточно экстремально. Попробуй посиди там смену в 12 часов, а то и больше. Профессия актерская достаточно экстремальная, даже если просто сидишь на стуле.

— Говорят, каждая роль — это возможность что-то узнать о себе. Когда вы работали над этой ролью, что о себе узнали?

— Что я еще в очень неплохой спортивной форме. О себе, боюсь, больше ничего. Какие-то роли полностью расходятся с тобой, и это как раз и интересно. Играя непохожих на меня людей, я пытаюсь понять, что ими двигало. Моим героем, как и другими космонавтами, руководили гордость за свою страну и честь офицера. Кому-то со стороны покажется самоубийством дело, которому они посвятили жизнь. Но это были первые шаги в освоении космоса, и, видимо, только так — не подкладывая соломки — человечество может двигаться вперед.

— Когда вы играли роль Колчака, у вас был специальный корсет — для особой адмиральской осанки. А какие приспособления понадобились, чтобы играть космонавта?

— Для того чтобы летать по капсуле, как в невесомости, необходимо каскадерское оборудование, тросы и так далее.

Евгений Миронов и Константин Хабенский
С Евгением Мироновым на съемках фильма «Время первых»
Фото: BAZELEVS

— Евгений Миронов встречался с Алексеем Леоновым, которого играл в фильме, а у вас была более сложная задача — прототипа уже давно нет в живых, остались только мемуары людей из первого отряда космонавтов, которые знали Павла Беляева. Как же вы готовились к этой роли?

— Воспоминания, к сожалению, очень скупые, шаблонные, военные, без особых подробностей — никаких человеческих нюансов по ним не узнать. У Жени действительно была другая ситуация — Алексей Леонов курировал фильм, поэтому на Жене намного больше было ответственности, нежели на мне. Я мог фантазировать. Никогда не играю профессию. И у нас фильм в первую очередь о взаимоотношениях двух непохожих людей, оказавшихся в едином сжатом пространстве и вынужденных выживать, спасая себя и друг друга. При этом конфликт характеров и мировоззрений сохраняется до конца фильма. Это кино о подвиге людей, которых наша огромная прекрасная страна, чтобы быть впереди планеты всей, отправила фактически на смерть — с вероятностью 50 на 50. Экшен экшеном, но нужно понимать, что корабль не был до конца достроен. Просто не готов к тому, чтобы в нем запускали живых людей и чтобы они из него выходили в открытый космос, где никого до них не было. Но в итоге они приземлились и смогли после этого еще говорить хорошие, правильные слова, — за что им честь и хвала.

— Скажите, как вам работалось с Мироновым? С одной стороны, он партнер, а с другой — начальник, он ведь тоже продюсирует картину…

— В этом смысле я ему не завидовал абсолютно. Потому что в те свободные минуты, когда я мог себе позволить, сняв шлем, чуть-чуть вздохнуть, Женя вынужден был заниматься еще и организацией, планированием, решением проблем. Плюс еще живой прототип, что усложняло задачу. Но Женя очень достойно со всем справился. Мы так долго находились в одной капсуле, что у меня осталось впечатление, будто не было никаких других людей на съемочной площадке. Мне кажется, у нас завязались хорошие и профессиональные, и человеческие отношения. И я этому рад. Кстати, именно Миронов предложил мне сниматься во «Времени первых». Он позвонил, мы встретились, поговорили, а потом начались съемки.

— В одном из интервью вы говорили, что не любите роли героев. Зато любите трагифарс. В эту роль вы внесли нотки любимого жанра?

— А как становятся героями? Иногда приходится приложить нечеловеческие усилия, чтобы просто выжить. И героями их называют уже постфактум. Ну а трагифарсовую ситуацию можно создать везде, даже в космической истории. Я предпринимал такие попытки. Но давайте посмотрим, что в результате вошло в монтаж.

— В детстве вы хотели быть космонавтом?

— Во всяком случае, я играл с друзьями в космонавтов, а еще в партизан, в мушкетеров. Мы истово верили в свою игру. Вот родители ищут тебя по улицам, волнуются, а ты просто спрятался, и тебя не должны обнаружить, ведь ты — партизан. А ты уже отморозил руки, ноги, но терпишь, потому что не дай бог обнаружат! Вот такая вера в предлагаемые обстоятельства. Дай бог всем нам, тем, кто занимается актерской профессией, так верить.

Константин Хабенский с Елизаветой Боярской
Когда Хабенский играл Колчака, на нем был специальный корсет для особой адмиральской осанки На съемках фильма «Адмиралъ» с Елизаветой Боярской. 2008 г.
Фото: PERSONASTARS.COM

— Школьником вы чуть не погибли. Провалились в канализационный колодец, повисли на краю, держась только кончиками пальцев, и видели муравья на уровне ваших глаз, который подполз близко-близко… Что тогда ощущали?

— Это были сильные ощущения. Но я не владею художественным словом, чтобы это описать. Вообще, каждый, даже самый обычный, день — это калейдоскоп прекрасных, запоминающихся, но не поддающихся описанию картинок. Встречи, пейзажи, архитектура, общение с ребенком могут спонтанно рождать разные эмоции и ассоциации. И мы, к счастью, не превратились в роботов и не научились себя в этом смысле контролировать. А вот возможность удивляться нужно тренировать, как и память. Память же можно так запустить, что в итоге трудно будет запомнить два предложения. Так же можно стать абсолютно бесчувственным и не замечать то, что удивляет, потрясает, огорчает. Это требует какой-то тренировки. Поэтому меня многое огорчает, что, наверное, уже давно не должно было бы огорчать.

— Например?

— Фасады петербургских домов. Я родом из этого города. Каждый раз приезжаю и думаю: ну как же так? Почему же?! Обещаю себе: все! На этот раз обращать внимания на это не буду. И вроде бы поначалу удается. Солнце выходит, изъяны скрадывает, заливает светом, и вроде красивый город, хороший, мощный. Но солнце скрывается, и ты вновь потрясен: да как же так, ребята?

— В юности вы, длинноволосый, с булавкой в ухе и в тельняшке, играли рок у Казанского собора. При этом учились в техникуме авиационного приборостроения и автоматики. Как вышло, что вы решили поступать в театральный?

— В то время я уже работал по профессии в театре-студии «Суббота». У меня уже и роли были серьезные, я по трудовой книжке числился артистом энной категории и получал зарплату.

— Я читала, что у вас дедушка, отец и тетя хотели стать артистами, но не вышло… В итоге профессии у ваших родных технические: отец — гидролог, дед…

— Архитектор. Проектировал что-то в Севастополе и вообще по всему Советскому Союзу. О том, что они пытались поступать в театральный, я узнал уже после того, как сам поступил. До этого я просто понимал, что они все творчески одаренные люди с хорошим поэтическим потенциалом. Все они писали стихи. У меня такого дара нет. Я способен лишь рифмовать слова…

— А как вы попали в актеры студии «Суббота»?

— Случайно. Питерское телевидение пригласило неформальную молодежь в театр-студию, тоже неформальную. Соединять разные движения и разные течения в то время было очень популярным. Программа называлась «Зебра», по-моему. И мы пришли и стали общаться с абсолютно другими людьми. В результате трое или четверо парней моего круга заинтересовались театром и остались в нем. Прижились там, присосались присосками души...

Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин
«Надо просто иметь чувство юмора, чтобы оставаться живым, чувствующим, воспринимающим мир, а не превратиться в бронзовое чудовище со званием народный артист» Михаил Пореченков, Константин Хабенский и Михаил Трухин на праздновании 75-летия Олега Табакова в МХТ. 2010 г.
Фото: Елена Сухова

— И в результате вы поступили в ЛГИТМиК. Поступать в театральные вузы в Москве не пробовали? Обычно все хотят учиться там…

— Пробовал, ездил. Но в результате поступил в Петербурге, в ЛГИТМиК на курс к супермастеру Вениамину Фильштинскому.

— Рассказывают, что он вас долгое время всерьез не воспринимал.

— Не уверен, что он не воспринимал меня всерьез. Все-таки мастер, когда набирает курс, берет людей, с которыми надеется что-то сделать и которых на­деется обучить. С нами нужно было повозиться, чтобы заразить нас своей актерской школой. Для каждого ученика — свое время созревания. Ведь кто-то быстрее схватывает, кто-то медленней. Я ничем выдающимся во время обучения не запомнился. Переливание крови проходило не быстро, но планомерно. Если сравнить те мозги, с которыми я поступал, и те, с которыми вышел из ЛГИТМиКа, — это два разных человека. Спасибо педагогам и мастерам, они кладут на это свою жизнь.

— У вас на курсе собралась великолепная компания: вы, Трухин, Поре­ченков, Зибров и Юрий Бутусов, который учился на параллельном курсе на режиссуре…

— Эта компания сложилась на последнем курсе. Бутусов поставил с нами свой дипломный спектакль «В ожидании Годо», в котором мы валяли дурака на полную катушку. Нам рассказывали, что студентов с других курсов снимали с занятий, чтобы они смогли прийти и посмотреть на наше дуракаваляние.

— Вас тогда стали называть живыми классиками.

— Классики или не классики — это меня и тогда мало волновало, и сейчас не трогает. Хуже всего поверить в то, что ты классик. Надо просто иметь чувство юмора, чтобы оставаться живым, чувствующим, воспринимающим мир, а не превратиться в бронзовое чудовище со званием народный артист Российской Федерации…

— Вы признавались, что у вас все-таки была неделя звездной болезни…

— После выхода первого блока «Убойной силы».

— Знаю историю, как вы после этого сериала пошли с коллегами в магазин за колбасой, а у входа сидела и пристально смотрела на входящих собака. И один ваш товарищ сказал: «Костя, поздравляю, тебя уже каждая собака узнает!»

— Может быть… Может быть… Все свалилось на меня внезапно, я был не готов. Это была ломка от большого к тебе внимания, от физической усталости, от недосыпа. Тут меньше всего идет речь о том, что я задрал нос и поверил в то, что жизнь прожита не зря. Просто происходило что-то странное на уровне физиологии. Неприятная штука, непонятная. У всех по-разному, но что-то явно происходит в момент тотального неожиданного успеха. Нормальный человек не может привыкнуть к слишком большому вниманию к себе. Сложно. С этим надо как-то уметь справляться.

Константин Хабенский с Марией Порошиной
«Совместных проектов с Тимуром было много. Сначала был «Ночной дозор», потом «Дневной... » С Марией Порошиной. 2005 г.

— Надо принять это, переварить и стать другим?

— Я вам не скажу, что с этим справился и стал таким толстокожим слоном. Конечно, нет. Я просто научился как-то избегать повышенного внимания, не замечать его. Прибегаю к каким-то хитростям: не хожу в определенные места. Или, если прийти необходимо, появляюсь там чуть позже, стараюсь одеваться так, чтобы быть человеком-невидимкой. Повышенное внимание вредит и тебе, и твоим близким.

— При этом ваша популярность и репутация очень помогают вести дела вашего фонда...

— Когда я начал заниматься фондом, стал учиться извлекать из известности пользу. Если бы я не занимался этим, то, наверное, до сих пор не знал бы, что же с ней делать и для чего она мне.

— Ваш фонд появился в 2008 году — и он очень необычный. Вы соединили историю помощи больным детям и детские театральные студии, воспитанники которых играют в спектак­лях и собирают деньги для больных детей­.

— Это придумалось неожиданно — наверное, просто потому, что мы делали правильное дело. Мы репетировали спектакль «Поколение Маугли». И в процессе вдруг родилась мысль, что мы можем сделать больше чем спектакль и научить детей большему, чем просто выходить на сцену, двигаться и петь. Мы можем вложить в них понимание того, что нужно помогать нуждающимся. История оказалась достаточно заразительной и убедительной. Кроме «Поколения Маугли» появились и другие благотворительные спектакли — «Ха-ха-чу» и «Вербатим»… Список городов, где их играют, со временем вырос. Теперь это Новосибирск, Челябинск, Уфа, Воронеж, Пермь.

— В этих постановках принимает участие и ваш сын Иван. Это для того, чтобы он был включен в воспитательный круг, когда ребенка учат азам актерства и параллельно открывают смысл жизни? Или это способ проводить с ним больше времени?

— И то, и другое для меня важно.

— Дочери Чулпан Хаматовой общаются с подопечными ее фонда. Как вы считаете, нужно ли оберегать собственного ребенка от того, чтобы он видел боль?

— Нужно ко всему подходить с умом. Потому что общение с тяжелобольным ребенком зачастую не под силу даже взрослому человеку. Я уж не говорю о детях. Именно поэтому придумалась такая история взаимопомощи через спектакль. Чтобы не прямое тактильное общение, а через творчество. Но, тем не менее, трижды спектакль играли в Москве. И за кулисы заходили ребята из медицинского фонда, для которых мы зарабатывали деньги в других городах. Ребята-артисты их узнавали — фотографии тех, кому нужно было помочь, транслируются в конце спектакля на экране. И вот когда эти ребята заходят за кулисы и говорят «спасибо», круг замыкается. И идет правильное общение. Это же очень важно: пообщаться именно с теми, кому ты помог. Пусть даже не все студийцы смогли справиться со своими эмоциями. Но я очень надеюсь, что в их души западет эта история и они будут с этим жить. Ведь кто один раз попробовал помогать и спасать — уже просто качественно другой человек.

Константин Хабенский
«Актер — странная профессия. Мы очень серьезно занимаемся несерьезными делами» На съемках фильма «Небесный суд». 2010 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Дети в ваших студиях обучаются бесплатно?

— Да, для детей это бесплатная история, это принципиальная вещь. Как раньше было в Советском Союзе. В среднем в студии занимается около двухсот человек в каждом городе. Уже много детей ушли в большую жизнь — выросли, пошли дальше учиться, кто в театральный, кто в технический вуз, куда угодно…

Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов тоже курируют благотворительные фонды. Получается, во «Времени первых» вас таких собралась целая компания...

— Поэтому мы будем делать День земных героев, когда часть собранных с проката «Времени первых» средств пойдет в помощь подопечным сразу трех фондов: «Подсолнуха», «Артиста» и Фонда Константина Хабенского. Мы все считаем, что героями можно быть не только в космосе, но и на Земле. Ведь герой — это и тот, кто находит в себе силы и желание помогать другим. Наша цель — сделать так, чтобы благотворительность стала частью повседневной жизни, и в том числе похода в кино.

— Сейчас вы один из самых востребованных артистов, график у вас невероятно плотный. Как осилить съемки, фонд, спектакли и при этом оставить силы на семью и детей? Где взять кислород, энергию, как восстановиться?

— Когда начинаешь задаваться вопросом, как у тебя хватает сил и времени, — это конец. Если сороконожка думает, какая нога за какой шагает, она падает. Лучше не отвечать на этот вопрос и не задавать его себе. Тогда сил и времени будет достаточно. Но есть секрет — заниматься только тем, что интересно. И все, что делаешь, любить.

— Как-то я читала ваше интервью и очень ярко представила состояние, которое вы описывали. Вы сказали: «Обожаю быть на даче, там иногда не один день пройдет, пока я дойду от дома до бани, а это 200 метров»…

— Такие моменты ничегонеделания и тишины необходимы. Иде­ально — неделя, но может быть час — на остановку и проветривание. Без этого нельзя, иначе превращаешься в белку в колесе. Жаль, что таких идеальных недель тишины у меня нет. Всегда какая-то ложка дегтя в этот сладкий жбан попадает. Я не могу позволить себе выключить телефон. И это не всегда связано с профессией.

— А если все близкие рядом, можно выключить?

— Тогда можно, да… Но все же я его никогда не выключаю…

— Ну а в каких проектах вы именно сейчас заняты?

— Стараюсь в большое количество историй не влезать, чтобы отвечать за то, что делаю, но проектов все равно много. Играю «Контрабас» в МХТ, «Не покидай свою планету» в «Современнике» (по «Маленькому принцу»), спектакли своих детских студий в разных городах. Осенью закончил съемки в фильмах «Собибор» и «Селфи», еще недавно я озвучивал мультфильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». А сейчас снимаюсь в фильме «Троцкий». Как раз сегодня был на ночной смене в Питере. Сидел за столом и прочитал табличку, в которой были перечислены люди, которые сто лет назад за этим столом сидели. Все они — разные товарищи из Серебряного века. Я стал фантазировать, представлять их, как они себя вели, как были одеты. Возможно, их одежда была приблизительно такой же, как наши костюмы…

— Фантазия, способность удивляться — поразительно, как артисты сохраняют в себе это год за годом­...

— Актеры — странные люди. И идиотизм наш заключается в том, что мы очень серьезно занимаемся несерьезными делами. Профессия у нас бесшабашная. А мы как идиоты продолжаем ею заниматься, свято в нее веря, тратя на это жизнь.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог