Из колхоза — в CNN, или как делают новости на первом

Делать программу «Время» исключительно женской посчитали неправильным.
Лиза Золотых
|
14 Апреля 2010
Никогда раньше Екатерина Андреева не имела дела в эфире с такой сложной техникой!
Никогда раньше Екатерина Андреева не имела дела в эфире с такой сложной техникой!
Фото: Руслан Рощупкин

Концертная студия «Останкино», откуда выходила знаменитая «Смехопанорама», «От всей души», все «Песни года», а позже концерты «Фабрики звезд», пару лет назад исчезла без следа. Теперь на ее месте, с видом на Останкинский пруд, 24 часа в сутки работает фабрика другого рода — новостной комплекс Первого канала.

«Мы это называем «из колхоза — в СNN», — начинает экскурсию по студии директор информационного вещания Первого канала Кирилл Клейменов.

Директор информационного вещания Первого канала Кирилл Клейменов
Директор информационного вещания Первого канала Кирилл Клейменов
Фото: Руслан Рощупкин

Всего за полгода 10 тысяч квадратных метров битого стекла и некрашеного бетона превратились в этот космический лайнер прямых эфиров. Гигантские мониторы, плазменная панель колоссального размера (заказать где-то большую невозможно — просто не производятся), дизайн в модном стиле хай-тек выполнен в сине-стальных тонах. Так выглядит ньюс-рум Первого — огромная студия, откуда транслируют информационные выпуски. За спиной ведущего 50 рабочих мест, оборудованных компьютерами. Сбор и обработка информации не прекращаются и во время эфира. Наверху — «центр управления полетами», или аппаратная. Целая стена увешана телеэкранами: на одних — ведущий, на других — готовые к эфиру сюжеты. Отсюда редакторская бригада руководит ходом выпуска. В случае форс-мажора, если оборудование выйдет из строя, зрители, скорее всего, этого не заметят: бригада быстро переместится в соседнюю комнату, где находится точно такая же аппаратная-дублер.

Раньше новости Первого канала выходили в эфир из другого корпуса — через дорогу от главного здания телецентра.

Его новостийщики вспоминают как кошмарный сон: оборудование старое, стены облезлые, пол скрипучий, и даже поесть толком было негде. Про это тоже подумали, создавая новый комплекс, — с первых же дней рядом со студией открыли хорошее кафе со шведским столом.

Изучать прогрессивные цифровые технологии сотрудникам пришлось, параллельно ведя эфиры из старого здания. Телезрителям ведь не скажешь: поживите месяцок без новостей, пока мы освоим новую студию.

Найти ведущего — мужчину средних лет, оказывается, серьезная проблема — пришлось руководителю отдела планирования и продюсирования Виталию Елисееву пересесть в кресло ведущего...
Найти ведущего — мужчину средних лет, оказывается, серьезная проблема — пришлось руководителю отдела планирования и продюсирования Виталию Елисееву пересесть в кресло ведущего...
Фото: Руслан Рощупкин

«Если честно, это было как пересесть на ходу из-за руля автомобиля за штурвал «Боинга»!» — говорит Клейменов. Руководство даже решило первые три месяца после новоселья никого не штрафовать за ошибки. Ни самая опытная ведущая Екатерина Андреева (она работает со дня основания Первого канала, который этой весной отметил пятнадцатилетие), ни ее коллеги никогда прежде в эфире не имели дела, например, с виртуальной графикой. Теперь же в работе новостей задействованы такие технологии, которые раньше даже невозможно было представить.

Скажем, камеры оснащены специальным устройством под названием «визор». С его помощью можно проецировать в студии любые трехмерные изображения. Представим, например, что пришла срочная информация о том, что наши (о счастье!) выиграли чемпионат мира по хоккею.

Кубок на тот момент еще не привезли в Москву, а зритель уже видит его в студии: трехмерное изображение кубка проецируется с помощью новой технологии на стол ведущего. Это еще что! На китайский Новый год в студию «пустили гулять» тигра. С телеэкрана определить, что тигр не настоящий, было просто невозможно. Взволнованные телезрительницы оборвали телефоны Первого канала: как же вы можете рисковать жизнью ведущих, ведь рядом с тигром нет дрессировщика!

Вся эта крутизна вызвала интерес и даже некоторую ревность у зарубежных коллег. Когда Первый канал представил технологическое решение своей новой студии на международной телевыставке, сразу несколько иностранных компаний захотели такую же студию себе, а информационщики из Сингапура тут же и заказали.

С помощью новых технологий на китайский Новый год в студию «пустили гулять» тигра. Взволнованные телезрительницы оборвали телефоны: как же вы можете рисковать жизнью ведущих?!
С помощью новых технологий на китайский Новый год в студию «пустили гулять» тигра. Взволнованные телезрительницы оборвали телефоны: как же вы можете рисковать жизнью ведущих?!
Фото: Руслан Рощупкин

Основатель CNN Тед Тернер, заглянувший в ДИП (Дирекцию информационных программ) после интервью с Владимиром Познером, сказал, что не ожидал такое увидеть в России. Удивлялись возможностям первоканальной студии и Том Круз, и Микки Рурк, и Роберт Де Ниро, которых приглашали в программу «Время» на интервью. Да что западные знаменитости — даже на российского президента Дмитрия Медведева, который, говорят, отлично разбирается в современных технологиях, это произвело впечатление.

Что и говорить, техника у информационщиков завидная, но новости все равно делают люди. Самый значимый для зрителей человек в новостях — ведущий. А найти подходящее лицо для новостей совсем не просто.

Например, ведущий — мужчина средних лет на нашем ТВ — страшный дефицит! Поэтому, когда ведущему программы «Время» Андрею Батурину предложили руководящий пост в одной страховой компании и он с телевизионной карьерой решил завязать, руководство Дирекции информационных программ оказалось в непростой ситуации. Где срочно найти новое лицо?! Делать программу «Время» исключительно женской, то есть брать в компанию к Андреевой еще одну даму, посчитали неправильным. Лиц других каналов переманивать тоже не стали. Решили подготовить человека из своих рядов, а с Батурина взяли слово не увольняться в течение месяца. Так выбор пал на солидного и импозантного руководителя отдела планирования и продюсирования Виталия Елисеева. Кандидат был всем хорош. Кроме одного — никогда не работал в эфире. И открещивался от этого дела как мог!

Все-таки работа нервная. Еле-еле убедили попробовать. После месяца напряженных тренировок Елисеев дебютировал в эфире и до сих пор об этом не жалеет.

Вообще, ведущему новостных программ важно не только словом, но и своим видом вызывать доверие. Кирилл Клейменов считает, что излишняя сексапильность и моложавость информационщику ни к чему. Дмитрий Борисов знает об этом не понаслышке. Коллеги ценят ведущего за молниеносную реакцию, а вот над солидностью образа приходится потрудиться. Заметив, что в светлых костюмах Дима выглядит еще моложе, велели даже летом работать в темных. Также навредить делу может молодежная стрижка. «Ты и так молодой, а стал на пять лет моложе. Давай обрастай и больше так не делай!» — сказал однажды Борисову Клейменов.

С тех пор Дмитрий дается в руки только стилистам, специализирующимся на лицах из «ящика».

Еще одна любительница смелых стрижек на Первом — это Юлия Панкратова. Как-то Юля кардинально сменила прическу, о чем начальство узнало лишь из эфира. На будущее ее попросили хотя бы предупреждать. И теперь перед визитом к парикмахеру Панкратова всегда звонит начальнику. «Но я все равно каждый раз жду ее возвращения из рук стилиста с легким волнением, — улыбается — Вдруг ей покажется завидным образ Шинед О’Коннор…»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог