Джоди Фостер: «Профессия актера противоестественна для человека»

Легендарная актриса дала эксклюзивное интервью корреспонденту 7days.ru в Канне.
Мария Обельченко
|
16 Мая 2016
Джоди Фостер
Фото: Fotodom.ru

Обладательница двух «Оскаров» Джоди Фостер впервые побывала на Каннском фестивале в возрасте 13 лет с фильмом «Таксист» Мартина Скорсезе, где она снялась вместе с Робертом де Ниро. Фильм получил высшую награду фестиваля «Золотую пальмовую ветвь», а Джоди тогда невольно переключила на себя все внимание, потому что свободно говорила по-французски и легко отвечала на вопросы местных журналистов. И вот спустя ровно 40 лет Фостер вновь приехала в Канн теперь уже со своим собственным фильмом, который она сняла в качестве режиссера. С Джорджем Клуни и Джулией Робертс в главных ролях.  

— В этом году помимо премьеры «Финансового монстра» в Канне отмечают 25-летие «Молчания ягнят» и 40-летие «Таксиста» — редко какие картины  проживают столько лет и остаются любимыми. И вы в обеих снялись. Помните, как в 13 лет шли по красной дорожке и обаяли местную прессу своим знанием французского?       

— Возможно, так и было. Столько лет прошло... (Смеется). Помню, что все тогда почему-то делали большие глаза, когда выяснялось, что я знаю французский язык. «Таксиста» я посмотрела в этом году аж два раза. Первый раз за несколько дней до юбилейного празднования, которое проходило в Нью-Йорке. Моему старшему сыну исполнилось 18 лет и я решила, что он уже достаточно взрослый, чтобы увидеть этот фильм. Оба моих сына посмотрели и «Молчание ягнят» в день юбилея, вместе со всеми. Забавно показывать своим детям то, что стало частью моей прошлой жизни. Не знаю, возможно, я была слишком занята все время, или просто ждала пока они подрастут, чтобы понимать разницу между матерью, той, кого они знают и актрисой, звездой, и все такое прочее. Сейчас, я уверена, подобный фильм не мог бы быть снят. Никто бы не дал на него денег. Ведь то время было совершенно иным. Именно те годы я считаю золотым веком Голливуда. Бюджет «Таксиста» - 1 миллион долларов. Тогда это была огромная сумма. Теперь все упирается в организацию бизнеса, глобального бизнеса. Но, к счастью, есть еще другие пути — не только студийные.   

— С тех пор вы, конечно, в Канне бывали не раз, но вот сейчас привезли фильм, который должен был быть другим. Джулия Робертс играет роль, переписанную специально для нее. Как вам вообще удалось заполучить эту работу — с такими звездами, да еще с правом переписывать сценарий?

— Потому что с самого начала в проекте был Джордж Клуни. И это имя открыло мне все двери и ворота. (Смеется). Но героиня Джулии всегда была женщиной. Просто была совсем другой. После того, как мне удалось уговорить Джулию, пришлось сделать некоторые изменения. Ее героиня стала человеком, способным полностью изменить ситуацию, и спасти от смерти своего коллегу, ведущего шоу, которого играет Клуни. Нередко приходится почти полностью переписывать роли для актрис, чтобы сделать их более глубокими, интересными, уж мне это хорошо известно ( Джоди согласилась сниматься в фильмах «Элизиум» и «Flightplan» только после того, как студия дала «добро» на переделку сценария). Джулия и Джордж оба актеры старой школы, если вы понимаете, о чем я, и в фильме тоже ведут себя как в былые времена. Джулия играет продюсера героя Клуни, которого берут в заложники в прямом эфире. И она, именно она, его спасает, благодаря своему характеру. И тому, что они очень похожи. Могли бы поменяться ролями легко.  Я с удовольствием бы посмотрела, как Джулия играет ту роль, которую сыграл Джордж Клуни. И наоборот.

Джоди Фостер в фильме «Таксист»
Джоди Фостер в фильме «Таксист»
Фото: Kinopoisk
Джоди Фостер и Джордж Клуни в фильме «Финансовый монстр»
Джоди Фостер и Джордж Клуни в фильме «Финансовый монстр»
Фото: Kinopoisk

— У них и правда дружеские отношения в жизни?

— Да они друзья и их удивительно легкие искрометные отношения создают своеобразную «химию» и на экране. Они как брат и сестра. В их дружбе нет ничего сексуального. Поэтому еще так здорово это работает на съемочной площадке.   

— А деньги тоже нашлись благодаря Клуни?

— Мой фильм «Финансовый монстр» — малобюджетное кино по сравнению со студийными проектами. Но без тех денег, которые достали продюсеры, в том числе Джордж, мы бы его так не сняли. Нам понадобились деньги из трех источников только лишь для бомб, оружия, и полицейских, которые охраняли съемочную площадку. Ну и для оплаты самих съемок в Нью-Йорке — это очень дорогое удовольствие. И конечно же, две звезды в одном фильме тоже требуют определенных денежных ресурсов. (Смеется). Нет, я могла бы снять этот фильм иначе, не будь Джорджа.  Гораздо дешевле. Когда два человека в комнате, знаете, по старой доброй схеме. Но тогда не были бы использованы современные технологии и фильм был бы совсем иным...    

— А как вам удалось заполучить Клуни?

— Да мне даже не пришлось его уговаривать. Он был первым, кому я послала сценарий. Джорджу понравилось. И он хоть и выступал еще в роли продюсера, надо отдать ему должное, позволил нам всем делать ровно такой фильм, какой мы задумали. Джордж часто приходил на площадку с грандиозными идеями.

— А Джулия? Ее непросто соблазнить, это точно известно...

— Я именно так и думала. Джордж дал ей почитать сценарий, поговорил с ней. Но все равно Джулия дала положительный ответ только перед самым началом съемок...

— Она мне чем-то вас напоминает. Тоже выстрелила, стала звездой, выстроила свою карьеру. А потом ушла в тень, живет своей жизнью, не поглотил ее Голливуд. Не мелькает нигде, не мельтешит... И поэтому когда она изредка возвращается на экран, словно встречаешь старого друга, по  которому успел соскучиться...

— Мы все трое — я, Джулия и Джордж — давно уже в этом варимся. И у каждого из нас свои пути и свои способы выживания и сохранения себя. Для этого нужно, конечно, уметь думать, и выстраивать организационно свою карьеру и жизнь, чтобы не утратить смысл. Но черт возьми, как же хороша Джулия в моем фильме! Я не могла оторваться от монитора. И я не знаю, как она это делает. Просто хочется за ней следовать, за ее героиней, куда бы она ни двигалась, за тем характером, который Джулия в ней нашла.    

Джоди Фостер с сыновьями
Джоди Фостер с сыновьями
Фото: Splash News/East news

— Здесь в Канне в этом году празднуют и 40-летие «Молчания ягнят». Правда, что ваша мама вас отговаривала от этой работы?

— Да, она выступала в роли этакого адвоката дьявола. (Смеется). Пыталась меня убедить, что образ Клариссы слишком хрупкий, слишком нежный для меня. Я ведь хотела играть только сильных женщин.  И что, мол, главная роль в фильме все равно – Ганнибал Лектор. Но я не поддалась. Хотя понятно, что мама хотела меня защитить. Ей было страшно за мою психику. Кларисса ведь скорее напоминает персонажа из греческой трагедии, причем мужчину. Она пытается найти свое предназначение в жизни, проходит через множество испытаний, встречает и демонов, и ангелов на пути, и в результате возвращается к себе и своим близким со своего рода панацеей. С защитой. И это классическая схема, структура классической греческой трагедии. Таких героинь раньше не отдавали женщинам, типично мужская роль. Я горжусь, что ее получила. Мама, кстати, отговаривала меня и от режиссуры. Я сняла свой первый фильм в 27 лет. Мама боялась, что я утрачу актерские навыки и перестану быть актрисой. Что ж, она привыкла к тому, что ее дочь с детства знают, как серьезную и подающую большие надежды актрису. (Улыбается).

— Говорят, что режиссеры похожи на матерей — некоторые во всяком случае…

— Это правда. У меня двое сыновей, я знаю, о чем говорю. Знаете, я как-то не работала три года.  Хотела побыть со своими мальчиками. Но теперь они стали старше и мне гораздо проще строить свой рабочий график, не разрываясь между материнскими обязанностями и работой. Возможно, я похожа на мать для тех, с кем работаю, еще в том смысле, что никогда не повышаю голос, тем более не кричу, как позволяют себе многие мужчины-режиссеры. Не могу ударить никого в буквальном и переносном смысле, или тем более, судиться из-за чего бы то ни было, как это делают очень-очень многие в нашем бизнесе. Используют эту угрозу, как минимум, чтобы заставить человека согласиться на все что угодно. Но в то же время это не значит, что я покорно киваю головой в знак согласия и не отстаиваю свою точку зрения.

— И все-таки, актерство для вас  по-прежнему что-то значит, или нет? Вы и правда мало снимаетесь последние годы – и это очень обидно, ведь вы такая замечательная актриса. И нам, зрителям, вас очень не хватает. Возможно, ваша мама была все-таки права, когда боялась, что увлечение режиссурой приведет к такому вот положению дел...

Джоди Фостер и Энтони Хопкинс  в фильме «Молчание ягнят»
Джоди Фостер и Энтони Хопкинс в фильме «Молчание ягнят»
Фото: Kinopoisk
Джордж Клуни, Джоди Фостер и Джулия Робертс
Джордж Клуни, Джоди Фостер и Джулия Робертс
Фото: Splash News/East news

— Актерство – не для нормальных людей. И я сомневаюсь, что стала бы актрисой, не вмешайся в дело судьба. Это чистой воды случайность. Моего брата мама привезла на пробу, а меня, трехлетнюю, не с кем было оставить, и я поехала с ними. И меня тоже захотели прослушать. И сразу же дали роль. Появился агент, и все понеслось и закрутилось. Но я повторяю, что вряд ли – уверена в этом – добровольно и сознательно выбрала бы эту профессию. Она противоестественна для человека…  Я мало снимаюсь, это правда. Но и в качестве режиссера я выпустила всего лишь четыре фильма. За почти что 30 лет, со времени своего дебюта в этом амплуа. Но я уверена, что еще непременно буду играть сама. Я знаю, что в 53 года говорить об актерской карьере довольно странно. Но я в любом случае не готова играть роли, которые играла в 25 лет, например. И я заранее радуюсь тем возможностям, которые, я уверена, у меня как у актрисы обязательно будут и в 60, и в 70 лет. Наверное, кому-то может показаться странным, как можно из кинозвезды стать просто характерной актрисой. Но не мне. Потому что я никогда себя звездой не ощущала и к себе как к звезде не относилась. Нам всем приходит время меняться. И я готова к переменам.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Что делать, если ребенок не хочет в школу после каникул?
Взрослым после отпуска всегда трудно вернуться к рутинным рабочим будням. Но детям тоже непросто перестроиться на учебу в школе. Мысли о скором возвращении к занятиям могут вызвать беспокойство, страх, тревогу и даже желание не посещать занятия.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог