Новый документальный фильм Алексея Пивоварова* и Ольги Беловой на телеканале НТВ — «Красная пасха», посвящён Пасхе и традициям, связанным с ней в России.
Дореволюционная Пасха была одним из главных праздников в городе и главным на селе. После же революции религиозные настроения сначала преследовались, потом высмеивались. Борьба с религией быстро стала кровавой: священников арестовывали и расстреливали, приходы разгоняли, а храмы один за другим превращали в амбары, мастерские и, в конце концов, в руины.
«Знакомясь с героями, обстоятельствами, эпохами, о которых идёт речь в фильме, я узнал много любопытных бытовых подробностей — например, почему с советских времён принято на Пасху посещать кладбища, хотя это не православная, не христианская традиция, — делится Алексей Пивоваров*. — Или о том, как менялось отношение советской власти к Церкви в сталинское время – так, например, в 1948 году в Московской Консерватории был разрешён и проведён концерт Патриаршего хора, который начался с исполнения Гимна Советского Союза. Как в любом документальном кино, самое главное и интересное в этом фильме — это, безусловно, свидетельства очевидцев — потомков тех людей, которым приходилось отмечать Пасху в непростых условиях и обстоятельствах. Так я с удивлением узнал, что в Советском Союзе существовали тайные монашеские общины».
Из фильма «Красная Пасха» зрители узнают, как накануне Пасхи на улицах городов и деревень дежурили комсомольские патрули, от которых, словно в шпионских романах, нужно было отрываться поодиночке, как сельским батюшкам приходилось быть конспирологами — они до последнего момента скрывали, в чьем доме будет проходить праздничное богослужение...
«В процессе подготовки фильма мы снимали в разрушенных церквях, в заброшенных деревнях, на старых кладбищах, — делится впечатлениями Ольга Белова. — И когда узнаёшь историю своей страны не просто по архивам, а видишь всё это «вживую», понимаешь, какая чудовищная, бесчеловечная махина как катком прошлась по нашей стране, по судьбам людей…»
Отдельная глава фильма посвящена празднованию Пасхи в годы Великой Отечественной войны. Антирелигиозная пропаганда в то время была практически свёрнута. И уже в апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, а в Ленинграде в пасхальную ночь был отменён комендантский час, и многие верующие вместо куличей освящали куски блокадного хлеба...
Во времена Хрущёва закрытие и разрушение храмов возобновилось с новой силой, и нормально проводить пасхальную службу было невозможно. А Великий пост, например, в те времена зачастую «маскировался» под весеннюю диету.