Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек

Думалось, она будет всегда, но два года назад легендарный худрук «Современника» покинула театр,...
Ирина Кравченко
|
01 Декабря 2021
Сцена из спектакля «Три товарища»
А как Волчек открыла для себя и для театра Чулпан Хаматову! Задумала постановку «Трех товарищей» по Ремарку и искала актрису на роль Пат, искала мучительно. Как-то ночью, смотря телевизор, увидела в программе «Взгляд» девушку и сразу поняла: она
Фото: Николай Мещеряков/из архива театра «Современник»

— У Галины Борисовны был глаз на цвет, недаром она любила живопись Марка Шагала, с которым в молодости общался ее отец. Она и в своей одежде проявляла себя как художник: черный фон, например платье, — и яркий платок, чаще всего бирюзовый.

— В какой-то момент она ушла от черного, стала просто отрицать его. Только когда надевала белую шифоновую блузку, к ней уже шел черный пиджачок. Галина Борисовна любила бирюзовый, розовый. Они с Павлом Каплевичем даже целый спектакль сочинили, «Пигмалион», на оттенках фиолетового и сиреневого.

Вообще, про одежду она понимала все. Имея сложнейшую фигуру, никогда не выглядела кубышкой и многих артисток спасла от уродства на сцене. Всячески стремилась преодолеть мое равнодушие к гардеробу, в том числе и с помощью подарков. И так радовалась, по-детски, когда я за месяц отпуска серьезно похудела! Гордилась мной как произведением искусства. Позвонила модельеру Лене Макашовой, которая помогала сочинять ее собственные костюмы: «Сейчас к тебе приедет Женя Кузнецова, давай ей что-нибудь подберем!»

Всем своим обликом настаивала на том, что она женщина, что женщина должна быть красива, да все должно радовать глаз! Кого-то это раздражало: привыкли, что интеллигенция — это не про красоту внешнюю, будто внутренняя красота не может транслироваться вовне. Галине Борисовне еще было важно не оскорбить никого невниманием к своему внешнему виду. И главное, ей хотелось, чтобы ее облик соответствовал образу того театра, который она строила. Какому? Продуманному, прочувствованному. Поэтому с возрастом она, которую в молодости вряд ли кто-то мог назвать миленькой или хорошенькой, стала красавицей. Проступила та самая внутренняя красота.

— Ей хотелось нравиться мужчинам?

— Безусловно, но она не показывала этого. Знаете, в ней не было того, что называется бабским. Женское было, и много: умела красиво одеваться, вкусно готовить, принимать гостей. Любила саму жизнь — поехать куда-нибудь, потрепаться вне театральных дел... Алкоголя вот только ее организм не переносил, на театральных застольях могла взять бокал шампанского, пригубить и поставить на стол. Все остальное привечала. Острой была на язык, любила шутки. Однажды разыграла самого Гармаша, мастера в этом деле.

Началось с того, что Сергей с Владимиром Машковым позвонили Галине Борисовне, бывшей где-то на отдыхе, и сказали, что они сотрудники какой-то там конторы, которая проводит кадастровую оценку земельных участков. Сейчас, говорят, мы находимся у вас на даче, где обнаружили серьезнейшие проблемы, — и давай что-то сочинять. Волчек поверила, ужаснулась, а когда они раскололись, ругалась и смеялась.

Однажды на отдыхе судьба свела ее с супружеской парой из Москвы. Их дочка была очень похожа на голливудскую актрису, имени не помню. Волчек с закадычным другом Игорем Квашой, который тоже отдыхал там с женой, решили загримировать эту девушку и сфотографировались с ней. На фотографии написали приветствие на английском от имени той «звезды», адресованное персонально Гармашу. Якобы она видела его в роли Лопахина в спектакле «Современника» «Вишневый сад» на Бродвее и сильно впечатлилась. Как метко заметил Аль Пачино, на тех легендарных гастролях побывал весь интеллектуальный Нью-Йорк, так что история выглядела крайне правдоподобно.

Вернувшись с отдыха, Волчек и Кваша подарили Гармашу снимок, сказали, что дива из Голливуда впечатлена его работой и передает горячий привет. Он поверил. Прошло немного времени, и Галина Борисовна пригласила ту семью в «Современник» на спектакль, а потом позвала их за кулисы — и представила Гармашу его «голливудскую» поклонницу. Сделала его! И они валялись от смеха!

Она принимала все радости жизни, хотя театр забирал все больше и больше сил и времени. Да, человеческое, женское в ней было, а бабское, повторюсь, — нет. Не представляю, чтобы Галина Борисовна с надрывом начала обсуждать с кем-то свои личные проблемы или закатила истерику.

Лишь один раз я видела ее плачущей. Театр приехал на свои первые бродвейские гастроли. Сыграли «Три сестры», очень важный для Волчек спектакль, отлично принятый здесь, в России, зрителем и холодно — критикой. И вот кто-то бежит и несет «Нью-Йорк таймс» — с восторженной рецензией. Газета — законодатель мнений в США, значит, спектакль поняли в Америке. И Волчек заплакала. То была, если можно так выразиться, на секунду расстегнутая верхняя пуговица на блузке. Я потом спросила Галину Борисовну, не жалела ли, что расплакалась тогда при всех, и услышала: «Нет».

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на выходные 30 и 31 марта для всех знаков зодиака
Каждый представитель зодиакального круга захочет оглянуться назад и провести анализ: всё ли он успел сделать, что входило в его план.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог