Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек

Думалось, она будет всегда, но два года назад легендарный худрук «Современника» покинула театр,...
Ирина Кравченко
|
01 Декабря 2021
«Современник»
Когда через два года после ухода Олега Ефремова из «Современника» Галине Волчек пришлось возглавить театр, она восприняла это как личную катастрофу. Потому что совершенно не хотела никем руководить, тем более своими товарищами
Фото: В. Киселев/РИА Новости

— То есть она увидела в ней прежде всего человеческое?

— В случае с Чулпан — индивидуальность. В принципе, ей был интересен и ценен человек, любой. Как-то ехала на машине в театр и увидела мальчика-таджика, просившего милостыню у пешеходного перехода. Заехала в продуктовый магазин, накупила еды — семью можно было кормить целую неделю! А мальчик кинул ей пакет с продуктами в лицо: его поставили просить деньги. Для Волчек это была беда не потому что мальчик нехорошо повел себя с ней, а потому что она, вероятно, почувствовала его судьбу. Все не могла успокоиться, возвращалась к этой теме, говорила о маленьком попрошайке, выстраивала, видимо, для себя логику его горькой, несчастной жизни. После того случая, проезжая мимо места, где встретила мальчика, больше его не видела. Он ушел оттуда: видимо, сам или его работодатели что-то почувствовали.

У нас в театре долгие годы работает монтировщик Сергей, которому в некий момент потребовалось помочь с жильем, а решить эту проблему можно было, только сходив к главе управы. Галина Борисовна приехала туда с помощницей, но выяснилось, что в здании управы нет лифта, а подниматься нужно на четвертый этаж. Волчек было за семьдесят пять, больные легкие, она тяжело дышала, но взошла по лестнице — чтобы сделать квартиру Сереже.

Водитель Галины Борисовны Коля, замечательный мужик, после первой недели работы сказал ей: «Елки-палки, я думал — артистка, режиссер!.. А вы как шахтер, в забое по двенадцать часов». Да, когда она выпускала спектакль, можно сказать, не покидала зал. У нее была традиция: ходить на репетиции в одной и той же одежде. Помню, когда я только пришла в театр, ко мне заехала подруга и чуть в обморок не упала: ожидала увидеть роскошную даму, а нам встретилась спешившая в буфет в перерыве между репетициями Галина Борисовна — с растрепавшимися волосами, в сером свитере с заплатками на локтях, не художественными, а самыми обычными, которые ставят, когда вещь протирается. Ничего от экранной дивы в облике Волчек, когда она, как шахтер в забое, готовила спектакль, не наблюдалось.

— А кто этого «шахтера» поддерживал в обыденной жизни?

— Сама себя прежде всего, хотя у нее был широкий круг знакомств, близкие друзья. Но думаю, полагалась в первую очередь на свои силы. Хотя везла на себе не только театр как таковой, но и сложные характеры, актерские и не только. За талант терпела необязательность, склонность к спиртному. Признавала: «Да, так развратить, как я, мало кто умеет». Кто-то садился на шею и чувствовал себя в этой мизансцене весьма удобно. Поначалу Галина Борисовна всегда доверяла человеку и бывало, что ошибалась. К сожалению, много получала ударов от соратников и со временем привыкла верить в плохое легче, чем в хорошее. Ее предавали, но в отношении себя она могла простить предательство, а если так поступали с «Современником», становилась ревнивой, жесткой, даже нетерпимой.

— Но прощала все-таки?

— Бывало, хотя и нечасто. Волчек важны были мотивы поступка. Одно дело, если человек эмоционально не справился со своей неверно понятой ситуацией и ушел из театра. Так случилось с одной выдающейся актрисой. Галина Борисовна пыталась ее остановить — не смогла. Этот уход стал для нее болью. Однако не такой страшной, как от других нанесенных ударов — от тех, кто осознанно, с холодным носом выбирал поиск преференций на стороне. Этого она не прощала. Страдала сильно, но не прощала. Жизнь показала, что она была права в своих оценках. Я с ней не соглашалась, старалась все замазать, склеить, слепить и только сейчас окончательно поняла, насколько она была права, увы. А ту актрису, когда прошло время и у театра возникла потребность в ней, Галина Борисовна позвала играть на разовых ролях, потому что это была не идеологическая ситуация, а психологическая...

— Дом ее был открыт для гостей? Как вы там себя ощущали?

— Проработав уже месяца два с Галиной Борисовной, я оказалась у нее дома. Это был случайный визит, по дороге заскочили. Она, как я потом убедилась, любила сразу накормить человека, и не просто чаем с печеньицем, а настоящим обедом. У нее, конечно, были помощницы по хозяйству, но она сама продумывала, что подать гостю. В тот раз говорит мне: «Давай поедим». Что я могла представить у Волчек на столе? Все кроме того, что хозяйка мне предложила. « Я так люблю одну вещь, — говорит. — Не знаю, как ты к этому отнесешься, но я — просто обожаю». И достает две коробки сухой лапши быстрого приготовления. Мы ее заварили и замечательно съели.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на апрель 2024 года по дате рождения
«В этом году апрель связан с числом 3 и поэтому обещает стать месяцем новых идей и открытий, спонтанных решений, незапланированных поездок и путешествий. Это время, когда можно переосмыслить свое отношение к жизни, даже если не все аспекты можно изменить», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог