Дмитрий Бертман: «Это раньше в опере пели пышные дамы. Сейчас очень сложно найти Татьяну Ларину — пенсионерку»

Увидев меня, женщина в испуге вжалась в кресло, как Графиня в «Пиковой даме», и я в полном...
Елена Ланкина
|
02 Октября 2021
Алексей Тихомиров в роли царя Додона в опере «Золотой петушок»
Наши басы — просто столпы вокального искусства. Алексей Тихомиров в роли царя Додона в опере «Золотой петушок»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Геликон-опера»

— Работа режиссера драматического театра и оперного похожа?

— Да, но механизмы отличаются. Драматические режиссеры учатся вместе с артистами драмы и разговаривают с ними на одном языке. Наши же артисты учатся в консерваториях и не владеют той школой, которую преподают в театральных институтах. Когда режиссер драмы сталкивается с прихожанином другого «храма искусства», тот его обманывает в одну секунду.

Начинается все как в драматическом театре — с так называемого застольного периода, когда все сидят и разбирают материал. Певцы кивают режиссеру, дескать, все понимаем, а потом выходят на сцену, складывают ручки на груди и дуют в свою дуду. Режиссер в шоке: «Я же им все объяснил! Они кивали, а теперь ничего не могут сделать!» Дело, однако, не в певцах, а в том, что он не готов к работе с ними. Музыкальных режиссеров затачивают на работу с такими артистами.

— Сейчас только ленивый режиссер не берется за оперу. Почему?

— Начнем с того, что в опере другой уровень гонораров и престижа. Международный, если можно так сказать. В обычном театре существует языковой барьер, а здесь его нет. Но многие режиссеры терпят крах, потому что просто решить «А поставлю-ка я оперу!» нельзя. Каждый клавир должен быть выучен.

Возьмем Чайковского. Все его великие произведения — исповедальные. Петр Ильич не из головы их придумывал. Недаром партитуры залиты слезами, кофе, засыпаны пеплом от папирос. Творческий процесс был мучительным. Без этих мук и в театре невозможно.

Конечно, бывают приятные исключения из правил, когда постановкой оперы занимаются люди, которые любят этот вид искусства, интересуются им и сами являются музыкантами. Но вообще, без любви и школы заходить на эту территорию не стоит. Хотя дилетант может выплыть за счет талантливой работы художника и интересного дизайна.

— Дирижер может помочь режиссеру сделать спектакль?

— Очень редко. Многие слышат его по-своему и всячески сопротивляются режиссеру, не понимая, что происходит на сцене. Как часто мы наблюдаем дирижера, уткнувшегося в партитуру и не поднимающего глаз! Артисты на сцене поют свои партии наизусть, да еще на чужом языке и в сложнейших мизансценах, а он смотрит только в ноты. Это ужасно.

— Вы мало ставили в России, в основном — за границей. Почему?

— Так получилось, что когда очень хотел ставить в России, никто не приглашал. Сейчас даже если бы кто-то пригласил, сам не захотел бы. В родном «Геликоне» моя Россия.

За границей, вы правы, поставил больше семидесяти спектаклей. Работал с замечательными артистами, дирижерами, многому научился и привнес эти знания в «Геликон» — менеджмент, сценические технологии. Когда мы строили театр, очень пригодился опыт, приобретенный за рубежом. С технической и управленческой точки зрения это была замечательная школа. Я взял все самое лучшее от всех театральных систем.

— Но за рубежом работают по другой методике, нежели у нас. Собирают интернациональную «бригаду» звезд, быстренько ставят спектакль и разбегаются!

— Знаете, у нас в театре недавно был Даниэль Баренбойм, руководитель Берлинской оперы и один из столпов современного оперного искусства. Мы с ним беседовали на самые разные темы, и маэстро вдруг сказал: «Я уверен, что будущее оперных театров за постоянными труппами. Потому что в ином случае опера превращается исключительно в бизнес и не развивается».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая