Дмитрий Бертман: «Это раньше в опере пели пышные дамы. Сейчас очень сложно найти Татьяну Ларину — пенсионерку»

Увидев меня, женщина в испуге вжалась в кресло, как Графиня в «Пиковой даме», и я в полном...
Елена Ланкина
|
02 Октября 2021
Сцена из оперы «Паяцы». Фото
Сцена из оперы «Паяцы»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Геликон-опера»

Свои первые спектакли ставил еще маленьким, под диваном. Потом режиссеры Кама Гинкас и Гета Яновская, дружившие с родителями и часто бывавшие у нас дома, показали, как сделать сцену в книжной полке. Чуть позже папин лучший друг Владимир Бугров подарил мне огромный макет, занимавший полкомнаты. Там было все как в настоящем театре: поворотный круг, запускавшийся пультом от игрушечной железной дороги, планшет сцены, обитый пенопластом, к которому иголками крепились декорации. И каждый день ровно в семь часов у меня начинался спектакль. Артистов не было, только две фигурки для масштаба. Действие воображаемое, под музыку с пластинки.

Я ставил все, что видел в Большом и Театре Станиславского. Не только оперы, но и балеты. И у меня примерно так же все и выглядело! Не хуже. Своими постановками я без конца насиловал гостей. Заводил в комнату и заставлял смотреть под музыку смену декораций.

Однажды пришли Гинкас и Яновская, а в моем театре шел балет «Лебединое озеро». Кама заинтересовался:

— А можно повторить этот момент?

— В театре ничего не повторяется. Надо смотреть до конца, — отрезал я. — После окончания спектакля мы можем что-то показать на бис.

Потом Гинкас использовал этот фрагмент в спектакле «Вагончик» во МХАТе, и я этим горжусь.

— Родители вас поддерживали?

— У меня была полная свобода. Когда разрезал мамино платье с люрексом, чтобы сделать занавес, мама простила, потому что тоже любила музыку и театр и понимала: сын действовал из любви к искусству.

По профессии она преподаватель английского. Родители познакомились в Институте культуры, где папа был студентом режиссерского факультета, а мама преподавателем. Он тогда только пришел из армии, она — из иняза.

Папа был очень музыкальным и не зная нот, играл на всех инструментах — фортепиано, гитаре, виолончели, скрипке. Подбирал любую мелодию. Эта способность мне, видимо, передалась от него. Первые годы в музыкальной школе я тоже играл по слуху. «Снимал» любые произведения с пластинок с записями великих музыкантов. Взрослые об этом не знали и восхищались: «Какой способный мальчик! Как играет!» Когда случайно выяснилось, что мальчик не знает нот, разразился страшный скандал и началась муштра, которую я не выносил. Но мама стойко держала оборону — музыкальную школу пришлось окончить. Моя учительница была уверена, что пойду в консерваторию, и заплакала, узнав о поступлении в ГИТИС.

Папы уже давно нет, а мама по-прежнему со мной. Она всю жизнь преподавала в Институте культуры, заведовала кафедрой иностранных языков. В прошлом году после прихода нового ректора была вынуждена уйти. Сейчас работает в МГУ и проводит тематические вечера в нашем театре — так называемые «Гостиные Людмилы Жумаевой». Зал каждый раз забит битком. Мама счастлива, говорит, что надо было давно уйти с прежней работы.

— В ГИТИС поступили легко?

— Ну как легко? В тот раз впервые на режиссуру приняли абитуриента шестнадцати лет. Семнадцать мне исполнилось в конце октября. Таких юнцов никогда не брали, только взрослых людей с образованием и опытом. Сказали, что это эксперимент и я могу вылететь в любую минуту. Но я не вылетел.

На третьем курсе уже поставил драматический спектакль в Калинине. Потом музыкальный — в Театре оперы и балета Республики Коми. В Москве молодому режиссеру было нереально устроиться, и я мечтал: «Вот бы поехать в Сыктывкар после окончания института! Я бы там работал с огромным удовольствием!» О собственном театре даже не помышлял...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая