Тайны воронцовского дворца

В Крыму бытует легенда о татарине-пилигриме, который отправился в Мекку из Алупки, когда та была...
Нина Белова
|
06 Августа 2020
В конце тридцатых годов Степан Щеколдин впервые приехал в Евпаторию. Увидев Алупкинский музей, он был очарован и устроился туда работать
Фото: Vostock photo

Ошибиться было невозможно — портретами фюрера увешаны улицы Алупки. Пройдя все залы, группа покинула дворец, расселась по машинам и отправилась в сторону Севастополя.

— Кто это был? — спросил Щеколдин у немецкого солдата в Вестибюле.

— Фюрер, инкогнито, — ответил тот.

Исторического подтверждения сей факт пока не нашел, но и не верить Щеколдину оснований вроде бы нет.

Восемьсот девяносто дней оккупации балансировали хранители музея между жизнью и смертью, но дворец назло войне оставался целым и невредимым. Журчали родники, серебрились кроны сосен и все так же оставались на посту благородные стражи из каррарского мрамора...

В один из дней явился некий генерал, прибывший из Берлина, и возмущенно спросил: «Почему львы Бонанни до сих пор не на земле рейха?» Утром вручили приказ: снять скульптуры с постаментов, запаковать и отправить в Германию.

«Я чуть с ума не сошел, — вспоминал Степан Григорьевич, — потерял голову, не отдавал, меня потащили в тюрьму, долго били, а я даже не чувствовал боли — думал лишь о том, как больно будет им, если начнут их отламывать...» Пятнадцать суток его продержали в карцере. Постаревший, весь в багровых кровоподтеках, хранитель вернулся в музей, бросился к южной террасе и вздохнул с облегчением — львы оказались на месте.

При отступлении немецкой армии в апреле 1944 года Щеколдину из штаба Розенберга передали письмо с предложением выехать в Германию: «На автомобиле вас доставят в Симферополь, оттуда — в Берлин». Он отказался. В комендатуре предупредили:

— Большевики вас расстреляют.

— Не расстреляют, — спокойно ответил Щеколдин. — Меня не за что расстреливать.

Ночью во двор въехала саперная бригада — немцы выгрузили у стен дворца фугасы, погалдели и уехали. Щеколдин, Коля и Амди перетаскали их в старый окоп у Нижнего парка, пока немцы не вернулись. Не найдя снарядов, те ретировались: разбираться некогда — нужно было уносить ноги. Через два дня Алупку освободили. Когда фугасы показали советскому офицеру-подрывнику, тот покачал головой: «От дворца остались бы одни руины».

1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог