Юозас Будрайтис. Одинокий ковбой

«Тебя можно обвинить в бродяжничестве», — говорили мне в советские времена. Я никуда, ни к какой...
Ирина Кравченко
|
01 Декабря 2020
Джина Лоллобриджида
С Джиной Лоллобриджидой меня познакомили, и она пригласила в гости. Отправился пешком по древней Виа Аппиа на ее римскую виллу. Хозяйка показала мне дом, свои фотоработы и скульптуры
Фото: M. Di Lauro/Getty Images

— Подозреваю, что комфорт вам не особенно важен.

— Мне достаточно найти уголочек, где можно приютиться, посидеть спокойно, подумать — и хорошо, я не капризный. В комфорте не очень разбираюсь, хотя не такой уж нищий, могу какие-то вещи себе позволить. Но ко всяким буржуазным штучкам равнодушен. И в еде непривередлив, мне достаточно куска хлеба с сыром, даже без сыра, лишь бы голод утолить. Ну, иногда бывает: ой, хочу жемайтских блинов! Это литовское блюдо — блины из сырого или вареного картофеля, в которые заворачивают мясной фарш и жарят. А подливку к ним делают, пережаривая сало с луком, наливают туда сметанки и добавляют немного муки. Когда мы с женой едем в Палангу, по дороге, на сто семьдесят первом километре от Вильнюса, всегда останавливаемся и идем в ресторанчик, где невероятно вкусно делают эти блины.

Цеппелины еще люблю: их тоже готовят из картошки, она играет роль теста, в которое закручивают мясной фарш и варят. По форме они овальные, напоминают настоящие цеппелины, отсюда и название. К ним подливка как у жемайтских блинов. Однажды со съемок летел с женой Алексея Петренко, она меня расспрашивала о литовской кухне. А мы голодными были, я рассказывал, и у обоих слюнки текли. «Следующий раз будешь в Москве, — говорит, — приходи к нам делать цеппелины». В гостях у Петренко я их делал первый раз в жизни, огромными получились — всего три в кастрюлю влезло, мы их на следующий день доедали. В моем детстве, помню, мама, готовя жемайтские блины или цеппелины, терла на терке сырую картошку, а я стоял рядом и ждал кусочек картофелины, который она оставляла, чтобы не ободрать пальцы. Мама давала этот кусочек мне, и я отправлял его в рот.

Хорошо, когда можешь радоваться чему-то простому, что всегда под рукой. Вот я в дождь выхожу из дому в резиновых ботинках и непромокаемой накидке, иду, слышу, как по плащу бьют капли, и фотоаппаратиком, защищенным от воды, щелкаю. Или еще пример: сейчас мы все реже пользуемся спичками, а как красиво: чиркнул, вспыхнул огонек — волнует меня это. Нравится, когда в американских фильмах ковбой зажигает спичку о штаны или о подошву сапога...

«Мелочи» спасают, когда где-то в стороне стоит свинцовая туча, а ты живешь, будто ее нет, и чувствуешь себя свободным.

— Когда в начале восьмидесятых решили учиться на режиссера, это потому что захотелось большей свободы? Тесно стало в актерских рамках?

— Опять, как когда-то с кино, я ничего особенно не решал. Хотя и вправду наступил переломный момент в жизни: больше не удовлетворяли те роли, в которых снимался. Думал: чем заняться дальше? Жалакявичюс преподавал на Высших режиссерских курсах в Москве и предложил мне поступить туда: «Ты не торопись с ответом, подумай недельку». Я подумал и решил: может, действительно поучиться режиссуре?

Снял короткометражку по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна», на курсах ее хорошо приняли. «Ну, — думаю, — могу снимать», а стал делать дипломную работу по новелле «Любовь» Юрия Олеши, кувыркался-кувыркался — пытался перевести литературу на киноязык — и ничего не получалось. Уже не интересовал результат, хотелось просто закончить работу. Понял, что ничего еще не умею в режиссуре, надо учиться и учиться. А затем до меня дошло, что самому главному в режиссуре научиться нельзя: в ней, как и в актерстве, надо проявлять свой жизненный образ.

— Тогда же в вашей жизни появился театр?

— Да, как еще один выход из неопределенности, в которую попал, снимаясь в кино. Влип я в это дело, когда учился на режиссерских курсах, где подружился с Йонасом Вайткусом, главным режиссером драмтеатра в Каунасе. Он позвал к себе, я долго отказывался, потом любопытство взяло верх. Сделали спектакль «Строитель Сольнес», все говорили и писали, что Будрайтис там по-новому проявился, не как в фильмах. Меня это завлекло, стал ездить из Вильнюса в Каунас репетировать и играть на сцене. Кино тогда отошло в сторону, я почти не снимался.

Театром был и очарован, и закабален, бросился в эту жизнь с головой. Один спектакль за другим ставили. Ездил в холодных электричках Вильнюс — Каунас, спал в гримерной на полу в пальто, пять книг под головой... Какое-то снотворение было, жил в нереальном мире. Когда снимался на Кубе в роли комиссара Лопеса, меня задержали на съемках, а я должен был репетировать в театре юбилейный спектакль. Премьера — в декабре, а в ноябре я еще сидел на острове и не знал, когда улечу. Послал Вайткусу телеграмму, что не успеваю, пусть меня заменят, и продолжал спокойно сниматься и греться на солнышке. Текст роли не учил, даже пьесу не читал.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог