Нас со Светой родители строго воспитывали. Мама с бабушкой приучали к хозяйству, готовке. Я все время что-то делала по дому, убирала квартиру, ходила в магазин. Папа не раз повторял: «Труд облагораживает человека». И я с детства знала — быть бездельницей стыдно.
Эти принципы воспитания перенесла в свою семью. В результате и сама меньше устаю, и дети мои веселы и радостны, полны сил. С годами поняла: и в жизни, и в профессии должен быть порядок. Тогда легче живется.
— Сыновья вам помогают? Что делают по дому?
— Ну, Артем и Антон — он стал юристом — уже взрослые и живут отдельно, а Никита и Максим и полы моют, и пылесосят. Приучаю их к быту. Если не просить ребенка что-то сделать, своих сил надолго не хватит. Говорю: «Ребятки, вы уже большие, помогите мне!»
Они с такой радостью откликаются! У них уже вошло в привычку застилать кровать, убирать комнату. Я только утюг им пока не даю в руки и к плите не подпускаю. Многие вещи делают сами, без просьб и напоминаний: «Мама, белье повесить? Накрыть на стол?» В магазине дерутся за тележку — оба хотят ее везти. А я иду налегке и отдыхаю душой!
Помню, в самом начале нашего знакомства Коля как-то заметил: «Мужчина не может быть беспомощным. Он должен уметь прожить без женщины и вообще — уметь все». Меня это так подкупило! В этом ключе я и воспитываю своих детей. И благодарна Коле за то, что он такой самостоятельный и все может и умеет. У нас не бывает, чтобы муж сидел на диване и ждал, когда жена приготовит ему ужин. Кто раньше приходит с работы, тот всех и кормит. Хотя, конечно, стараюсь оставить еду, если ухожу. Готовить люблю. Могу до часу ночи борщ варить. Коля жалеет: «Хватит, уходи уже с кухни!»
До рождения Максима я практически не отходила от плиты и всех кормила завтраком, обедом и ужином. Потом муж сказал:
— Зачем ты утром встаешь? И так всю ночь вскакиваешь к Максиму, не высыпаешься. Мы с Артемом сами завтрак приготовим.
Артем подхватил:
— Да, что мы, маленькие, что ли?
Коля научил его жарить омлет, блины, сырники. В выходные я иногда подменяла мужа, а потом сын стал нас обоих освобождать от готовки. Помню, приходила после спектакля, а он: «Мам, ты завтра выходная, и папа тоже, поспите подольше. Вы же устали. Детям сам что-нибудь приготовлю». Сначала я была удивлена и немного переживала. Может, все-таки встать и сделать завтрак самой? А потом убедилась, что он все умеет и отлично справляется. Артем спрашивал: «Ребята, что сегодня хотите?» И Никита с Максимом ему заказывали. Им было весело втроем, без взрослых. Антон уже жил отдельно.
Артем всегда был самостоятельным не по годам. Беременной мечтала, как буду везде ходить с сыном за ручку, но он ее никогда не давал. В полтора года отталкивал: «А сям!» В четырнадцать захотел от нас отделиться:
— Найти бы такую школу, где можно не только учиться, но и жить!
— Сыночек, ты что? Если уйдешь из дома, я с ума сойду!
— Мама, не волнуйся! Все будет нормально! Я уже взрослый.
В девятом классе узнал о театральной школе Олега Табакова, работающей по принципу интерната, и решил поступать. Для меня это был шок. Я очень не хотела, чтобы сын стал актером, и радовалась, что в детстве не проявлял такого желания. Помню, как-то спросила:
— Пойдешь со мной в театр?
— Нет, я от него уже устал. Лучше останусь с бабушкой.
Подумала: «Как хорошо! Сын не любит театр». Прошло несколько лет, и вдруг такой поворот!
Стал просить:
— Мама, пожалуйста, помоги с программой!
— Ты уверен, что сделал правильный выбор?
— Да, уверен.
Начали готовиться. У Артема не все получалось, а я не всегда могла объяснить, что надо делать, на взрослом актерском языке. Да и терпения не хватало. До этого помогала другим ребятам, благополучно поступавшим в театральные вузы. Но учить сына — совсем иное дело. От своего ребенка сразу хочется результата, а так не бывает. Он должен переварить полученную информацию, накопить знания и умения.