Гаврила Солодовников. Скупой меценат

«Ты не смотри, что сюртук на нем старый, замасленный, картуз грязен и сапоги скособочены, — говорили в Москве о Солодовникове, — денежки к Гавриле так и плывут. Сначала в тысячах считал, теперь и до мильонов дошел».
Нина Белова
|
01 Июня 2018
Доходный дом «Красный ромб»
Доходный дом «Красный ромб» на 2-й Мещанской, ныне улица Гиляровского
Фото: NVO/File:Moscow, Gilarovskogo 57

«Свободный гражданин» имел 1152 комнаты и развитую инфраструктуру с потребительской лавкой, столовой, баней, прачечной, библиотекой и летним душем. «Красный ромб» насчитывал 183 меблированные квартиры. На этаже — четыре кухни с холодной и горячей водой, отдельными столами для каждой семьи, холодными кладовыми, печью, помещениями для сушки верхнего платья, комнатой для прислуги, убиравшей в комнатах у жильцов, а также ясли и детский сад. Оба дома освещались электричеством и были оснащены лифтами, что по тем временам считалось большой редкостью. В каждом подъезде дежурил швейцар.

«Преимущество в найме этих квартир дать бывшим приказчикам Солодовниковского пассажа» — такое условие поставил в своем завещании Гаврила Гаврилович. Но первыми, как водится, сюда вселились чиновники московской управы, те самые, что выбивали деньги у душеприказчиков. Уютное недорогое жилье понравилось и небогатым представителям дворянского сословия, а также учителям, музыкантам, художникам. Только тридцать три квартиры в семейном доме заняли рабочие.

Учитывая высокий спрос, городская дума приняла решение о строительстве новых домов. Но душеприказчик опять не торопился расставаться с деньгами. Власти обратились с ходатайством к императору, а заодно возбудили гражданский иск.

Почувствовав неладное, Солодовников-младший на сей раз оказался более сговорчивым. Стройку зданий запланировали в районе Тишинки и на Пресне. Но из-за начавшейся Первой мировой войны реализация проекта затянулась до 1917 года, затем грянула революция и все солодовниковские капиталы сгорели вместе со всеми прочими «буржуйскими» активами. В итоге из всего наследства, достигшего к этому времени астрономической суммы в сорок три миллиона рублей, на исполнение благотворительной программы Солодовникова было потрачено немногим более трех миллионов.

После Октябрьского переворота следы потомков Гаврилы Гавриловича теряются. Поговаривали, что Петр уехал в Париж, а Андрей остался в Москве и по-прежнему работал на железной дороге. Доподлинно известно только, что в начале двадцатых один из сыновей стоял у входа в бывший пассаж родителя на углу Кузнецкого Моста и Неглинной в ряду торговок чулками и поношенными шляпками и монотонно повторял: «Духи на вес... Шипр-Коти... Духи на граммы...» Но кто это был, история не сохранила.

А постройки эксцентричного купца здравствуют до сих пор. По-прежнему аншлаги в консерватории на Большой Никитской. В здании бывшего солодовниковского театра обитает Московский театр оперетты. На Большой Пироговской улице принимает больных Клиника кожных и венерических болезней. В бывших домах дешевых квартир размещаются многочисленные учреждения и офисы.

Не повезло только любимому детищу Солодовникова — пассажу: в 1941 году он был полностью разрушен авиабомбой. Позднее на этом месте разбили сквер, а в 2007 году возвели новый корпус ЦУМа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог