Олег Павлович часто устраивал нам экскурсии. После первого курса вывез в Вологду и Ферапонтов монастырь. Потом — в Подмосковье на съемки фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Табаков там играл главную роль. Фактически это была студенческая практика с подработкой — мы и денежку могли получить, помогая съемочной группе, и посмотреть, как делается кино. Лелик здорово придумал, что и говорить. Вообще в нем удивительным образом сочетаются вроде бы несочетаемые качества гениального менеджера, организатора и при этом — очень мощного артиста.
Я помогал Александру Адабашьяну что-то прибить, поправить — он был не только одним из авторов сценария, но и художником-постановщиком — и наблюдал, как работали мастера. В каком-то смысле на «Обломове» я получил и первые уроки кинорежиссуры — у Никиты Михалкова. Он говорил: «Ты из породы волков!» Особенно увидев мой портрет, написанный там же на съемках Юрием Богатыревым — он играл Штольца. Что именно имел в виду Михалков, не знаю. Хватку мою провинциальную? Какую-то особую энергию?
Однажды ехали на съемку в пазике, и Никита с нами, хотя имел персональный жигуль. Вдруг спрашивает:
— Васька, а почему не снимаешься у меня в массовке? Ваши почти все задействованы.
— В массовке я сниматься не буду.
— Ну, ты наглец! Да у меня Гурченко и Басилашвили считают за счастье сыграть в эпизоде!
— Ну пусть они и играют! Мне нужна нормальная роль.
Никита замолчал, видимо потрясенный моей прямотой. А я просто честно сказал, что думал.
На следующий день снова отличился — удачным выстрелом из «воздушки», которую везли с собой на съемки. Опять все вместе ехали в автобусе. Я высунул винтовку в окно и сбил вальдшнепа, сидевшего на проводах, — чпок, и готово. Наловчился стрелять в детстве. Никита завелся: «Ну-ка, дай!» Схватил «воздушку», стрельнул — мимо, еще раз — опять промазал. Закричал водителю: «Останови автобус!» Выбежал и стал как сумасшедший палить по птицам, но ни в одну не попал. С досады чуть не разломал винтовку. Очень самолюбивым был. Когда приехали на площадку, Михалков бросил все дела и убрел куда-то в чащу с «воздушкой». Через какое-то время вернулся и только тогда приступил к съемкам.
Через пару дней говорит:
— Васька, иди сюда. Намечается пауза между сериями «Обломова», хочу в это время снять фильм «Валентин и Валентина». Предлагаю тебе главную роль.
— Ну, это другое дело!
На том и порешили. Но планам Михалкова не суждено было сбыться. С этой картиной он не укладывался в сроки и решил поставить другую, более камерную — «Пять вечеров». Предложил мне роль Славки, но Табаков не отпустил: «Василий, мы выпускаем первый дипломный спектакль, это очень ответственный момент, а у тебя главная роль. Надо отдать все силы театру. Снимешься еще, будут и другие картины». В итоге Славку сыграл мой однокурсник Игорь Нефедов. Его подружку — Лариска Кузнецова, тоже наша студентка. Их Табаков отпустил без проблем. А я потом жалел, что не снялся в «Пяти вечерах». Фильм получился очень добрым и светлым.
Премьера нашего первого спектакля «...И с весной я вернусь к тебе...» по пьесе Алексея Казанцева в постановке Валерия Фокина состоялась в подвале на улице Чаплыгина двадцать девятого октября 1978 года и стала настоящей бомбой. Материалом для пьесы послужили письма Николая Островского и его роман «Как закалялась сталь», но режиссер развернул хрестоматийного героя на триста шестьдесят градусов, показав, что советская власть его просто использовала и выбросила на свалку. Я играл не железного Павку Корчагина, а живого, страдающего человека. Спектакль имел фантастический успех.